Казимир Малевич
Поздние годы и постсупрематизм
В трудные годы Малевич возвращается к живописи. Он обновляет свою манеру и снова фальсифицирует даты картин, чтобы они вписывались в его биографию. Посмотрим на поздние работы художника и поговорим о его личной жизни.
Казимир Малевич
1. Девушка (фигура на белом фоне)
2. Красная фигура
3. Жница, 1932
4. На сенокосе, 1913
↩️ Малевич возвращается к живописи в конце 1910-х годов. Это трудное для него время: разгром Гинхука, запугивание после заграничной поездки, сложное общественное положение. В живописи он находит спасение и возвращается к фигуративности, но обновляет ее супрематизмом.
©️ Он вновь пишет серию крестьян. Но это уже совсем другие крестьяне. Серия возникла под влиянием процессов, происходящих в стране. Коллективизация уничтожила то крестьянство, которое так любил Малевич. Крестьяне конца 1920-х — это боль художника.
💔 Посмотрим на особенности этих картин. «Поздние» крестьяне обречены. Вместо лиц овалы, ощущение трагизма подчеркивается острым сочетанием цветов. Западные исследователи считают, что эти работы — символы безысходности. Обманутые, безглазые обитатели тоталитарного рая.
▪️ Картину «Девушка (фигура на белом фоне)» смело можно отнести к «супрематическому экспрессионизму» из-за черно-красного овала и черно-красной юбки.
▪️ Работа «Красная фигура» вызывает ощущение, что этой фигуры здесь в принципе не должно быть, а она есть. Тихая, безмолвная, обреченная. Красная дыра на фоне тревожного пейзажа.
🆕 Для этих работ Малевич придумал новый термин — «супранатурализм», объединив супрематизм и натурализм. Он датировал их как ранние работы — 1912 годом. Он хотел показать зрителю, что супранатурализм — это исток супрематизма. Фальсификации дат очень затруднили атрибутирование картин Малевича. Но на сегодняшний день исследователи пришли к выводу, что существовало два цикла «крестьянских» холстов: досупрематические и постсупрематические.
▪️ Путаница еще усугубляется и тем, что в картинах 1920-х Малевич часто использовал сюжеты досупрематического периода, иногда повторяя композицию почти буквально. Например, «Жница» (поздняя) и «На сенокосе» (ранняя).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяКазимир Малевич
1. Голова крестьянина
2. Крестьяне
3. Крестьянка
4. Мистик
5. Спортсмены
6. Два крестьянина на фоне полей
7. Три женские фигуры
8. Женский торс
9. Две мужские фигуры
10. Женщина с граблями
Давайте посмотрим на постсупрематеческие работы и выделим их характерные черты.
✔️ В поздних работах Малевича появились несколько особенностей: горизонт, разработанная земля, выкрашенные цветовыми полями фигуры, которые напоминают о локальной раскраске супрематических элементов. Крестьянские образы Малевича конца 1920-х годов сакральны. Малевич писал: «Я понял крестьян через иконы». Крестьянство исчезало в жерновах советского режима, и Малевич превращал его в икону.
👤 Работа «Голова крестьянина» — это синтез «клюновского» портрета, крестьянского жанра и сакральности образа, настоящая «постсупрематическая икона». Грозный лик крестьянина напоминает лик Христа. На заднем фоне летят самолеты — признак технического века, противостоящего деревенской культуре.
✖️ Меняют свое назначение кресты. На рисунке «Мистик» 1932 года изображены кресты на ладонях и вместо лица. Понятно, что это не просто крест как фигура, а христианский крест как символ.
💪 Работа «Спортсмены» — самая сильная картина цикла. Она не имеет прямой привязки к крестьянам, но связана с ними по стилю и смыслу. Одна и та же фигура, повторенная четырежды, иконографично напоминает четырех святителей. Возникает ощущение, что художник перелагает на язык геометрической живописи каноны икон. Остается ощущение апокалипсиса: фигуры напоминают мишени, ждущие выстрелов.
🔀 Цикл «Торсы» — это эксперимент с отвлеченными изображениями. Здесь мы видим взаимоотношение двух половин одного целого. Фигуры разделены по вертикали на две части. Светлая половина едва проступает на белом фоне (отсылка к белому периоду супрематизма), ее невесомость уравнивается ярким контрастом второй половины.
Казимир Малевич
1. Сестры (Три девушки на дороге)
2. Поля
3. Яблони в цвету
Казимир Малевич
1. Портрет Уны
2. Портрет рабочего
3. Портрет ударника
4. Портрет Ивана Клюна
5. Портрет Павлова
Казимир Малевич
1. Автопортрет (Художник)
2. Портрет Натальи Андреевны Манченко (Портрет жены художника)
3–5. Портреты в духе Возрождения
К 1930 году Третьяковка решила устроить Малевичу персональную выставку. Посмотрим, как художник готовился к этому событию, и поговорим о его поздних портретах.
🔎 Малевич тщательно готовился к выставке, стремясь наиболее полно представить свою биографию. Начать надо было с импрессионизма, но сохранились только этюды, а импрессионистические картины остались за границей. Поэтому художник решил тайно восстановить недостающее звено.
▪️ Картину «Сестры» (Три девушки на дороге) Малевич датирует 1910 годом, а ученые 1930-м, так как сохранились подготовительные рисунки, созданные в 1930 году.
👏 Выставка стала увлекательным рассказом о жизни художника. Это был первый репрезентативный проект, имевший четкий план. Малевич выступил в роли куратора и смог подчинить себе не только пространство, но и время. Он логически выстроил картину своего становления, дописав недостающие звенья. Благодаря этой выставке, его можно приравнивать к первым художникам-концептуалистам.
🦊 Малевич начинает вновь работать с натуры, пишет пейзажи и портреты. Он тоже датирует произведения ложной датой — временем пребывания в Курске. Но уже по другой причине: если бы он датировал их текущим годом, то музеи не купили бы эти работы, потому что супрематизм к тому моменту объявлен чуждым и вредным явлением. А «старые» работы Малевича охотно покупали музеи. На эти деньги он кормил семью.
➡️ Новым прибавочным элементом для Малевича стал реализм. Супрематизм не отрицал движения вперед, и такой шаг нельзя считать уступкой или движением назад. Появляется много реалистических портретов.
👨🏻🎨 Малевич пишет также серию портретов в духе Возрождения. Для этого он ходит в Эрмитаж и смотрит работы «классиков». В серии можно выделить две картины: «Автопортрет» («Художник») и «Портрет Натальи Андреевны Манченко, жены художника». Обе работы по композиции напоминают медальерные портреты.
Казимир Малевич
1. Сложное предчувствие
2. Бегущий человек
3. Красный дом
4. Власть и человек
5. Красная конница
Отношения Малевича с властью были сложными, он несколько раз попадал под арест, появилась угроза признания шпионом. Посмотрим, как это отразилось в его работах.
💭 Работа «Сложное предчувствие» отражает события в жизни Малевича. Перед нами очищенный до схемы манекен, резкие полосы земли и неба, дом как детский рисунок. На обороте написано «Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни. 1913 год, Кунцево». Художник снова вводит всех в заблуждение неверным годом. Здание на картине, напоминающее детский рисунок, похоже на тюрьму.
🏢 Еще одна такая картина — «Красный дом». Здесь можно видеть дом-тюрьму из «Сложного предчувствия» и сооружение из «Бегущего человека». Это образ Большого дома — здания ОГПУ-НКВД-КГБ в Ленинграде, куда в 1930 году поместили снова арестованного Малевича по серьезному обвинению в шпионаже. Его снова выпустили — в начале 1930-х аресты еще не стали системой.
▪️ Если бы художник дожил до 1937 года, года большого террора, то, скорее всего, все-таки сел бы в тюрьму — его ученики неоднократно под допросами и пытками называли Малевича шпионом, а супрематические картины шифром, с помощью которого тот передает секретные данные за границу.
👀 Тюрьма произвела на художника неизгладимое впечатление. Кроме «Красного дома» появляется работа «Власть и человек» — две одинаковых фигуры, одна из которых с ружьем.
✔️ Официальная история признала только одну работу Малевича — «Красную конницу». Малевич специально датировал ее 1918 годом и написал на обороте «Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы».
1. Казимира Зглейц
2. Софья Рафалович
3. Малевич с Натальей Манченко
4. Наталья Манченко и Малевич во время болезни
О личной жизни Малевича известно не много, так как говорить о ней художник не любил. Он никогда не ставил семью на первое место. Известно о трех его женах. Давайте немного поговорим о каждой из них.
1️⃣ Первая жена Малевича — Казимира Ивановна Зглейц. Она работала медсестрой в концлагере в тифозном бараке. Рискуя жизнью, Казимира вывозила пленных под видом трупов. Там она заразилась тифом и умерла. От этого брака у Малевича осталась дочь Галина, которая стала музыкантом и композитором. Еще один ребенок, сын Толя, умер от тифа в детстве.
2️⃣ Вторая жена Малевича — Софья Рафалович, дочь Михаила Рафаловича, которому Казимира оставит детей, уехав работать. С 1911 года Софья и Малевич жили вместе. Многие считали Софью лучшей женой Малевича, ее обожала мать художника. От этого брака родится дочь Уна. Семья жила в Немчиновке. Софья умерла в 1925 году, когда Уне было пять лет.
3️⃣ Третья жена — Наталья Манченко. Она была простой крестьянской девушкой, не причастной к миру искусства, на 20 лет младше Малевича. К Наталье он относился теплее всех. Находясь в разлуке, он писал ей трогательные письма, делился абсолютно всем и верил, что она никогда его не предаст. С Малевичем они проживут всего 8,5 лет, но это будут очень непростые годы. Часто без денег, еды, возможности купить новую одежду. Ей предстояло перенести арест мужа и его тяжелую болезнь.
▪️ Когда после смерти Малевича Наталье предложили судиться с музеем в Амстердаме, она отказалась, потому что в Амстердаме работы Малевича выставлялись, а в Русском музее лежали в запасниках.
Супрематические похороны
1. Дома у Малевича
2. Форма гроба
3. Процессия у автомобиля
4. У могилы Малевича
5. Памятник в Немчиновке
6. Плита на месте предположительного захоронения
7. Надпись на плите
Мы подобрали несколько книг для тех, кто хочет больше узнать о жизни и творчества Казимира Малевича.
📕 Ксения Букша. Малевич
Много фактов о взаимоотношении Малевича с художниками и литераторами: Ларионовым, Татлиным, Суетиным, Чашником, Хармсом. Есть электронная версия.
📗 Александра Шатских. Казимир Малевич
Коротко, доступно, интересно. Есть электронная версия.
📘 Жиль Нере. Казимир Малевич и супрематизм
Для тех, кто хочет разобраться глубже в корнях и самом методе. Есть электронная версия.
Супрематический детектив
Мы многое узнали о Казимире Малевиче. Пришло время подвести итоги и вспомнить главное.
👏 Казимир Малевич — художник, философ и теоретик искусства. Он придумал одно из главных направлений абстракционизма — супрематизм, который потом перейдет из живописи в архитектуру, кинематограф и дизайн.
👦 Казимир Малевич (1879–1935) родился на окраине Киева, заниматься живописью стал в Курске, а в Москве несколько раз пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но постоянно получал отказ. Основы художественного образования он получил в школе Федора Рерберга.
↔️ В раннем периоде можно выделить два направления: подражание иконописи и искусство городских низов и лубка. Далее, по рассказам самого Малевича, он поменяет стиль и увлечется импрессионизмом, хотя знатоки творчества Малевича утверждают, что такого периода у раннего Малевича не было, он сфальсифицировал его уже в 1920–1930-е годы.
🎨 Потом Малевич отказался от импрессионизма под влиянием авангарда. Теперь цвет для Малевича стал единственным законом в живописи, он деформирует рисунок и композицию. Ради цвета он отказывается от пропорций и полностью разрушает анатомию тел.
🔲 От авангарда Малевич перешел к футуризму, а под влиянием кубизма появился кубофутуризм. Затем Малевич присоединяет к кубофутуризму алогизм, совмещая в своих картинах элементы, которые никак не связаны между собой.
💬 Позже в работах Малевича появился «заумный реализм», который стал важной ступенью к супрематизму. Малевич пытался избавиться от предметности путем случайного выбора объектов. Он хотел научиться смотреть на картины не как на живопись, а как на чистый новый смысл.
🔝 Супрематизм стал вершиной творчества и философии Малевича. Позже он превратится в одно из центральных направлений русского авангарда, но по началу другие художники его не принимали. Слово «супрематизм» Малевич придумал сам: «супрем» — превосходство, главенство, т. е. доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи. Супрематизм — это беспредметные живописные сущности, погруженные в белую среду. Никаких сюжетов, впечатлений и эффектов. Только то, что свойственно живописи: форма, цвет и композиция.
3️⃣ Малевич выделял три стадии супрематизма: черную, цветную и белую. Черная стадия начиналась с трех форм: квадрат, крест, круг. Черный квадрат — это нулевая форма, базисный элемент. Из квадрата рождались другие формы (крест, круг). Цветная стадия тоже начиналась с квадрата, но на одном из этапов появился цвет, а фигура стала сложной композицией. Белая стадия — последняя, здесь уходит сначала цвет, а потом и форма — ост<анется только холст.
🔘 После логического завершения супрематизма появились архитектоны — беспредметные трехмерные объекты, состоящие из гипсовых брусков в форме кубов и параллелепипедов. Архитектоны Малевича оказали огромное влияние на развитие дизайна и архитектуры. Всего он создал около 10 архитектонов. Вместе с архитектонами появляются планиты — чертежи домов для «землянитов».
🌍 Малевич возил в Европу большую выставку и весь свой рукописный архив. Публика приняла работы восторженно. Перед уездом все полотна и архив он оставил у немецких друзей и коллекция чудом почти уцелела во времена гитлеровского режима. Сегодня главная коллекция Малевича хранится в Амстердаме. Это наиболее полное собрание рукописей и супрематических работ.
↩️ Малевич возвращается к живописи в конце 1910-х годов в трудное время (запугивание после заграничной поездки, сложное общественное положение). Он приходит к фигуративности, но обновляет ее супрематизмом. Для этих работ Малевич придумал новый термин — «супранатурализм», объединив супрематизм и натурализм.
👍 К 1930 году Третьяковка решила устроить Малевичу персональную выставку. Это был первый репрезентативный проект, имевший четкий план. Малевич выступил в роли куратора, логически выстроил картину своего становления, дописав недостающие звенья. Благодаря этой выставке, его можно приравнивать к первым художникам-концептуалистам.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день