Казимир Малевич
Супрематизм: происхождение, особенности, стадии
Супрематизм стал вершиной творчества и философии Малевича. Позже он превратится в одно из центральных направлений русского авангарда. Давайте поговорим об этом направлении и посмотрим, как на него реагировали сразу после появления.
Казимир Малевич
1. Дама у афишного столба
2. Солдат первой дивизии
3. Швейная машина
4. Композиция с Моной Лизой
🔙 Рождению супрематизма предшествовала выставка «Трамвай В» в марте 1915 года. Она была утверждением заумного искусства и первой футуристической выставкой картин. На ней декларировалось, что художник не должен отражать и подражать окружающей действительности, а здравый смысл — заклятый враг настоящих творцов.
🤷♂️ Малевич представил на выставке 16 работ, среди которых «заумные» холсты «Дама у афишного столба», «Солдат первой дивизии», «Швейная машина». Напротив номеров 21–25 в каталоге было написано: «Содержание картин автору неизвестно».
🔝 Самая яркая работа выставки — «Композиция с Моной Лизой», в которой уже явственно читаются черты супрематизма: белое пространство, геометрические фигуры локальных цветов, несвязанные ни с какими узнаваемыми предметами или образами. Фигуры частично закрывают изображение. Портрет Моны Лизы вырезан из открытки, и, по словам одного из учеников Малевича, к ее губам был приклеен окурок.
💬 Определенный смысл несут и слова на картине. Фраза «частичное затмение» (написана два раза) — ассоциация с похищением Моны Лизы в 1910-е годы. Фраза «передается квартира» размещена под портретом Моны Лизы и означает переход к чистому искусству. Также на картине есть коллажи со словом «в Москве» и зеркально перевернутым словом «Петроград».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Малевич делает последний шаг к беспредметности в 1915 году, во время работы над вторым изданием брошюры «Победа над Солнцем». Давайте посмотрим, как он «придумывал» супрематизм.
💭 Малевич начинает работать над идеей беспредметности, запирается в мастерской и никого не пускает. После того, как к нему зашли без приглашения, он забеспокоился, что его секрет станет всем известен.
📃 Он решает срочно задокументировать свое открытие, пока его никто не украл. Малевич экстренно издает брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». С этой брошюры начинаются теоретические труды Малевича.
💡 Слово «супрематизм» Малевич придумал сам. Термин восходит к латинскому корню «супрем» — превосходство, главенство. Это доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи.
🆕 Свои новые работы Малевич представил в рамках выставки «Последняя футуристическая выставка 0,10» (ноль-десять). 0 — отсутствие предметных форм, 10 — количество участников (на самом деле участников оказалось 14, но название менять не стали). Другие художники не разрешили ему использовать название супрематизм, потому что Малевич отказывался от футуризма в пользу новой идеи. Тогда он прикрепил рядом со своими работами бумажку с названием «Супрематизм живописи».
▪️ Кубисты в ответ повесили над своими работами надпись «Комната профессионалов живописи», намекая не дилетантство Малевича.
🙅♂️ Представленные работы Малевича были избавлены от предмета или образа. В «красном углу» он разместил «Черный квадрат», а из него выводились все остальные формы. Работы были представлены в виде серии-ленты, и постичь смысл можно было только передвигаясь от холста к холсту.
▪️ Малевич написал эти работы в 1915 году, но датировал 1913-м, годом постановки «Победы над Солнцем», которая служила отправной точкой супрематизма.
Казимир Малевич
1. Автопортрет в двух измерениях
2. Летящий аэроплан
3–6. Супрематическая живопись
Новая реальность в картинах Малевича выражалась в беспредметных живописных сущностях, погруженных в белую среду. Давайте посмотрим на особенности нового стиля художника.
☑️ Никаких сюжетов, впечатлений и эффектов. Только то, что свойственно живописи: форма, цвет и композиция.
☑️ Фигуры чистых цветов всегда размещаются на белом фоне. Белый цвет дает сильное ощущение пространства и становится символом воли художника.
☑️ Все работы носили сложные длинные названия, в которых упоминается либо двухмерное, либо четырехмерное измерение. Двухмерное — это плоскость холста. Четырехмерное — отсылка к философу Петру Успенскому. В его работах четвертое измерение — это новая истинная реальность, высшая интуиция, которая поможет постигнуть идеи пространства.
Казимир Малевич
1. Черный квадрат
2, 3. Версии черного квадрата
4. Черный крест
5. Черный круг
6. Красный квадрат
7. Супремус 56
8. Белое на белом
Малевич выделяет в супрематизме три стадии: черная, цветная и белая. Давайте поговорим о них подробнее.
⬛️ Черная стадия начиналась с трех форм: квадрат, крест, круг. Черный квадрат — это нулевая форма, базисный элемент. Знак беспредметного, свободного от вещественности мира, завершение прежнего искусства и первофигура нового творчества.
⚫️ Из квадрата рождались другие формы. Если перемещать черный квадрат, он трансформируется в форму креста и появится черный крест. Крест означал рождение новой формы из «нуля форм». Если квадрат вращать, он превратится в черный круг. Круг — символ бесконечного движения, как противовес квадрату, символу статики.
🟥 Цветная стадия тоже начиналась с квадрата, но на одном из этапов превращения появился цвет, а фигура стала сложной композицией. Холсты цветной стадии — многофигурные композиции.
▪️ В работе «Супремус 56» все формы подчиняются диагонали, а элементы в верхнем углу уравновешивают движение и не дают конструкции выйти за пределы полотна. Работу можно было экспонировать в двух позициях: верх и низ равноценны, но при перевороте движение меняет направление.
⬜️ Белая стадия — последняя, здесь уходит цвет. Полотно «Белое на белом» — белый квадрат на белом фоне. Белый квадрат — это знак чистоты творческой жизни. Но затем исчезнет и цвет, и форма — останется только холст. Это высшая степень свободы. Теперь зритель сам волен выбирать, что его воображение нарисует на холсте. На этом живопись закончена. Художник больше не нужен, он предрассудок прошлого.
Большинство художников не принимали супрематизм Малевича. Давайте посмотрим на реакцию общества и ответ самого Малевича.
🙅♂️ Художники долго не принимали супрематизм. В 1916 году Владимир Татлин устроил выставку «Магазин» и запретил Малевичу экспонировать там свои работы. В ответ на запрет Малевич пришел на выставку с цифрами 0,1 на лбу и плакатом на спине с надписью «Я Апостол новых понятий в искусстве и ХИРУРГ РАЗУМА сел на троне гордости творчества и АКАДЕМИЮ объявляю конюшней мещан».
🤷♂️ Был и кружок единомышленников Малевича, но он существовал недолго. Это отчасти было связано с жесткими правилами: супрематизм можно было «исповедовать» только в том виде, в котором его создал Малевич. Для свободолюбивых художников это было неприемлемо, поэтому через короткое время группа распадется.
📒 Тогда Малевич придумал журнал «Супремус». Он планировал обсуждать на страницах журнала живопись, музыку, литературу и превратить его в платформу беспредметного искусства. Но журнал требовал денег и регулярного управления, а Малевича призвали на войну. Ему помогали Надежда Удальцова, Ольга Розанова и Любовь Попова, которая создала логотип журнала. К лету 1917 года все было готово, но из-за событий внутри страны журнал так и не вышел.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день