angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ай Вэйвэй

Формирование концепции творчества и ранние работы

Интерес Ай Вэйвэя к социальным проблемам современного мира проявляется уже в ранних работах. Поговорим о детстве художника, формировании его творческого пути и первых работах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Ай Вэйвэй

Ай Вэйвэй

1. Река (одна из ранних акварелей)
2. Работа без названия
3. Скрипка с рукояткой лопаты
4. Пальто с презервативом
5. Последний пепел курящего поколения
6. Последняя сигарета курящего поколения
7. Мао

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

👦 Ай Вэйвэй родился в 1957 году в семье известного китайского поэта Ай Цина. За антиправые взгляды семью сослали в трудовой лагерь на 16 лет. Там единственной книгой в доме была энциклопедия, а сам Вэйвэй учился делать мебель и кирпичи. Только после смерти Мао Цзэдуна и окончания Культурной революции они вернулись в Пекин в 1976 году.

👨‍🎓 Искусством Вэйвэй заинтересовался в юности и в 1978 году поступил в Пекинскую киноакадемию, где изучал анимацию. Он стал одним из основателей коллектива художников-авангардистов под названием Синсин («Звезды»).

🎨 В 1981 году Вэйвэй переехал в США, стремясь избежать ограничений китайского общества. Вэйвэй попал в первое поколение студентов, которые учились за границей после реформы Китая, и стал одним из 160 студентов, сдавших TOEFL (тест по английскому языку как иностранному) в 1981 году. Он поселился в Нью-Йорке, посещал Школу дизайна Парсонса и активно участвовал в городской субкультуре художников и богемы. На жизнь Вэйвэй зарабатывал рисованием уличных портретов.

🖌 Первоначально Вэйвэй сосредоточился на живописи, но быстро обратился к скульптуре. Его вдохновляли работы французского художника Марселя Дюшана и немецкого скульптора Йозефа Бойса.

🖼 В 1988 году в Нью-Йорке прошла персональная выставка Вэйвэя с ранними работами. Там можно было увидеть проволочную вешалку, изогнутую в форме профиля Дюшана, скрипку с ручкой лопаты вместо грифа (символ Культурной революции в Китае) и пальто с пришитым презервативом (работа посвящена проблеме СПИДа).

📸 Еще одно увлечение Вэйвэя — фотография. Он постоянно носил с собой фотоаппарат и фотографировал окрестности. Эта коллекция теперь известна как «Нью-Йоркские фотографии».

Ситуация в Китае в те времена

Ай Вэйвэй

1. Роняя вазу
2. Ваза с логотипом Coca-Cola
3. Раскрашенные вазы
4. Стол с двумя ножками на стене

В 1993 году из-за болезни отца Вэйвэй был вынужден вернуться в Пекин, в котором на тот момент был дефицит искусства, особенно на контрасте с Америкой. Художник уделяет много внимания ситуации в стране и ее истории. Давайте посмотрим на работы этого периода.

📚 Вэйвэй привносит в Китай веяния запада. Совместно с китайским куратором Фэн Бойи он опубликовал серию из трех книг о новом поколении авангардных китайских художников: «Книга в черной обложке» (1994), «Книга в белой обложке» (1995) и «Книга в серой обложке» (1997). Они были опубликованы вне официальных правительственных каналов и стали ориентирам для подпольного художественного сообщества Китая.

🔎 Вэйвэй начал активно исследовать культурное наследие Китая и создавать работы, которые трансформировали многовековые китайские артефакты.

🏺 В 1995 году он организует первый перфоманс без зрителя — «Роняя вазу династии Хань». Он разбивал вазу эпохи Хань (3 век до нашей эры) и фиксировал это на фото. Вазу для перфоманса купили за несколько тысяч долларов. Позже он еще неоднократно обратится к вазам, но будет не разбивать их, а раскрашивать. На некоторых художник разместит логотип компании Coca-Cola.

▪️ Любителей старины возмутило уничтожение древней вазы, но Вэйвэй ответил: «Председатель Мао говорил, что мы можем построить новый мир, только если уничтожим старый». Это был намек на отношение власти к искусству и прошлому Китая, на то, как в коммунистическом Китае стирали культурную память и тщательно контролировали доступ к истории династий.

🪑 Вслед за вазами последовали и другие артефакты. «Стол с двумя ножками на стене» представляет собой разрезанный пополам стол династии Мин и соединенный под прямым углом, чтобы упереться двумя ногами в пол, а двумя в стену. Или «32 табурета династии Цин», которые были разобраны и соединены в абстрактную группу ножками наружу.

Ай Вэйвэй

1. Июнь 1994
2. Изучение перспективы. Площадь Тяньаньмэнь
3. Серия Fuck off
4. Создание снимка

Кроме артефактов глубокого прошлого, Вэйвэй интересуется и событиями современного Китая, которые тщательно замалчивались правительством. Посмотрим, как это нашло отражение в его работах.

📸 К 1995 году Вэйвэй публикует две фотографии: «Июнь 1994» с изображением своей жены, поднимающей юбку, и «Изучение перспективы. Площадь Тяньаньмэнь». Обе фотографии сделаны перед Вратами небесного спокойствия — главным входом в Запретный город. Это не только одно из самых священных мест Китая, но и место жесткой бойни: в 1989 году правительственные войска расстреляли здесь мирных демонстрантов. До сих пор китайское правительство не любит поднимать эту тему и не разрешает публиковать фотографии события.

☝️ Нужно обратить внимание на постановку кадра. Это намек на известный снимок 20 века, где мужчина перекрывает движение колонне танков. Фотография была запрещена в китайских СМИ. Жест художника провокационно заменяет фигуру мужчины на фотографии и демонстрирует презрение автора к символу государственной власти в Китае.

🔛 Эта работа открывает серию Fuck off. Затем будет фото на фоне Эйфелевой башни, Моны Лизы, здания Рейхстага и Белого дома, правительственных объектов или объектов культурного достояния. На основе этих работ в 2000 году пройдет выставка Fuck off — открытый протест против правил, царивших в Китае, согласно которым китайское искусство должно быть понятым, реалистичным и изображать бытовые сцены процветания простых людей. Это было прямое послание властям. Выставку закроет полиция.

👏 С этой выставкой к Вэйвэю пришло мировое признание. Это придало ему сил продолжить борьбу с китайскими властями. Но работать стало гораздо сложнее, так как правительство теперь внимательно следило за всеми его действиями.

😔 Еще одна тема, которая волновала художника — горькая репутация современного Китая как рассадника подделок, который и сам уже стал подделкой, уничтожив свое прошлое. В 1999 году для производства своих работ Вэйвэй создал студию под названием Fake Design.

Джефф Уайднер. Неизвестный бунтарь (Tank man), 1989

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;