Ай Вэйвэй
Поздние работы: проблема беженцев и коронавирус
Еще одна очень важная тема в творчестве Вэйвэя — беженцы. Он подробно изучал этот вопрос и посвятил этой проблеме много работ. Посмотрим его масштабные работы на эту тему, а также затронем тему коронавируса.
Ай Вэйвэй
1–3. Инсталляция в Берлине
4. Фото с острова Лесбос
5. Звезды в золотых покрывалах
6. Ай Вэйвэй в образе утонувшего сирийского мальчика Алана Курди
🦺 В 2016 году Вэйвэй установил 14 000 спасательных жилетов вокруг колонн концертного зала во время Берлинского кинофестиваля, куда был приглашен в качестве почетного члена жюри. Рядом с колоннами он разместил надувную лодку с надписью «безопасное плавание».
🩸 Инсталляция связана с Гражданской войной в Сирии, вынудившей местное население вплавь покидать родной берег. Через море они добирались до острова Лесбос, откуда их переправляли в Европу. Ай Вэйвэй неоднократно посещал остров и даже разместил там свою студию, в которой снимал документальный фильм о происходящих событиях.
💔 Спасательные жилеты — напоминание о преступлениях на Эгейском море, когда контрабандисты продавали жилеты низкого качества по очень высокой цене, а во время аварии такие жилеты не спасали. Вместе с лодкой они стали символом смерти. От перегруженности людьми лодки переворачивались, и спастись оказавшихся в воде людей было уже невозможно. Инсталляция стала не только попыткой привлечь внимание к ситуации, но и памятью о погибших во время перехода.
▪️В 2015 году при попытке пересечь Средиземное море погибли 3700 человек, а в начале 2016 — 400 взрослых и 330 детей. Общее количество пересекших границу за тот период — больше 1,5 миллиона человек.
📡 Во время благотворительного вечера Вэйвэй одел мировых звезд в «золотые одеяла», которыми согревают замерзших беженцев. Трансляция фестиваля шла на весь мир, и акция получила огромный общественный резонанс.
🚫 В конце января Вэйвэй закрыл свою выставку в Копенгагене в знак протеста. Правительство Дании ужесточило иммиграционную политику и разрешило конфискацию имущества беженцев в счет покрытия расходов на их содержание. А еще через неделю художник опубликовал фотографию себя в образе утонувшего сирийского мальчика Алана Курди.
🗣 «Я знаю, что значит быть брошенным, отчаянным, потерять все, что тебе дорого. Для этих людей из Сирии лишиться прошлого — значит потерять собственную историю. Это настоящая человеческая трагедия. Это даже хуже, чем смерть».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяАй Вэйвэй
1–4. F.Лотос
5. Прачечная
6–8. Закон путешествия
Вэйвэй сделал еще много работ, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме беженцев. Давайте посмотрим на несколько проектов.
🦺 В том же году Вэйвэй создал еще одну инсталляцию из жилетов — «F.Лотос». Он выложил 1000 спасательных жилетов беженцев острова Лесбос в парковом пруду перед австрийским дворцом Бельведер. Жилеты образовывали 201 кольцо, которые складывались в букву F. Художник не раскрыл смысл буквы, но по одной из версий, это связано со словом float — плавать. С определенного ракурса круги напоминали цветы лотоса, олицетворяющего жизнь и смерть.
👕 В 2017 году Вэйвэй представил инсталляцию «Прачечная» в Нью-Йорке в галерее Deitch Projects. Экспозиция состояла из предметов одежды беженцев, которых выгнали из лагеря на греко-македонской границе. Эта инсталляция помогала осознать масштаб бедствия.
🚣♀️ В том же 2017-м появилась инсталляция «Закон путешествия» в Праге. К тому моменту художник посетил уже около 40 лагерей беженцев по всему миру. Инсталляция представляет собой черную надувную лодку длиной 70 метров. В лодке расположены 258 безликих фигур беженцев. Кто-то сидит в лодке, а кто-то «плавает» рядом в спасательных кругах.
🩸 Вэйвэй символично разместил инсталляцию у Национальной галереи. Когда-то году там располагался Дворец выставок, где в годы войны собирали евреев перед депортацией в концентрационный лагерь.
🗣 «Не существует кризиса беженцев, есть только кризис человечности. В отношении к беженцам мы потеряли наши базовые ценности».
🎥 В том же году Вэйвэй представляет документальный фильм «Человеческий поток» на Венецианском кинофестивале. Лента рассказывает о страданиях миллионов во временных лагерях в 23 странах через интервью с отдельными беженцами и видеозаписей с беспилотных летательных аппаратов. Художник побывал в секторе Газа, Турции, Бангладеше, Иордании, на американской границе с Мексикой. Фильм вошел в шорт-лист документальных фильмов-номинантов премии Оскар.
▪️ Однажды Вэйвэй привез в лагерь беженцев пианино для женщины, которая тосковала по музыке, и снял на видео ее выступление.
Ай Вэйвэй. Хорошие заборы — хорошие соседи
Внимание художника привлекали не только сирийские беженцы. Он резко отреагировал и на политику Трампа. Посмотрим на его нью-йоркскую инсталляцию.
🇲🇽 В 2018 году Трамп заявил о намерении возвести стену на границе с Мексикой, чтобы остановить приток мигрантов. Вэйвэй не остался в стороне.
🔒 Художник установил серия скульптур «Хорошие заборы — хорошие соседи» по всему Нью-Йорку. Деньги на инсталляцию собрали на краудфандинговой платформе — сумма составила 80 000 долларов.
▪️ Название работы взято из стихотворения Роберта Фроста «Починка стены». Второй вариант перевода названия: «Сосед хорош, когда забор хороший». Стихотворение посвящено бессмысленности таких преград.
👏 Баннеры с изображениями беженцев появились на автобусных остановках в Гарлеме, Бруклине, Бронксе. А металлические заборы окружили самые знаковые туристические места. Центральной частью проекта стала огромная стальная клетка под аркой на площади Вашингтона.
🗣 «Ограждение всегда было инструментом политического благоустройства. Граница, безопасность, сосед — вот слова, которые мы чаще всего слышим сейчас от политиков. Но что действительно важно, так это помнить, что барьеры используются, чтобы разделить нас, хотя как люди мы все одинаковы».
Ай Вэйвэй
1–5. Детская игра
6–9. Маски
Ай Вэйвэй не ограничивается одной только темой беженцев в своем творчестве. Посмотрим на одну из его работ о внутреннем ребенке и прошлогодние проекты.
🧸 В 2016 году Вэйвэй собрал инсталляцию «Детская игра» в универмаге Ле Бон Марш в Париже. Для художника эта выставка символизировала связь с отцом, который жил в Париже в начале 1930-х годов. Работа адресована детству и внутреннему ребенку, который просыпается, когда мы спим и видим сны.
🎏 Выставка состояла из 20 фантастических существ из шелка и бумаги. Их сделали по старинным технологиям и натянули на бамбуковые каркасы. Фигуры освещались изнутри и висели как традиционные китайские фонарики. Персонажей Вэйвэй взял из собрания китайских сказок и преданий «Книга гор и морей», которому уже более двух тысяч лет. В реализации проекта помогали ремесленники из провинции Шаньдун — они владеют древней техникой изготовления таких изделий.
⛓ В 2020 году Вэйвэй реализует проект «Бесценный» в сотрудничестве с художником Кевином Абошем. Это разработка на базе блокчейна: художники создали два токена (криптомонеты) на блокчейн-сети Ethereum. Одна монета никому не доступна. Ее поместили в цифровые кошельки с выброшенными ключами. Адреса кошельков напечатали на бумаге и продали в серии из 12 работ. Вторая монета доступна любому человеку на Земле.
❓ Это размышление о ценностях современного мира. Что мы сегодня называем ценностями? С рождения нам приклеивают ярлыки с определенными ценностями, все ли они верны?
👑 В 2020 году Вэйвэй снял фильм «Коронация» о коронавирусе и о том, как китайское правительство боролось с источником пандемии в Ухане. Он не мог поехать в Китай сам, поэтому нанял команду добровольцев для съемки сюжетов о жизни города в условиях изоляции.
😬 В марте 2020 Вэйвэй оказался замешан в скандале. Он опубликовал в своих социальных сетях сравнение вируса с макаронами. «Коронавирус — это как паста. Ее изобрели китайцы, но по всему миру распространят итальянцы». Итальянцы не оценили юмор и потребовали извинений.
😷 Во время пандемии художник выпустил защитные маски со своими работами, от 4 до 20 штук на одно изображение, еще 3 работы были в единственном экземпляре. Такая маска стоила 50 долларов. Все деньги пошли на благотворительность как помощь пострадавшим от коронавируса.
🗣 «Пандемия COVID-19 — гуманитарный кризис. Он бросил вызов нашему пониманию 21 века и предупредил о грядущих опасностях. Он требует от каждого из нас действовать, не важно, в одиночку или вместе».
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день