Ай Вэйвэй
Работы на тему слежки и тотального контроля
С 2010 года власти пристально следят за деятельностью Ай Вэйвэя, установив камеры у него дома и в студии. Посмотрим, как художник ответил на такое вмешательство и тотальный контроль в своих работах.
Ай Вэйвэй
1. Камера наблюдения
2, 3. Речные крабы
4. Сувенир из Шанхая
📹 Вэйвэй создает мраморную скульптуру «Камера наблюдения». Камера приобретает черты человека: размещается на уровне глаз и визуально напоминает голову и плечи. И опять, как в работах с чаем и семечками, огромное значение имеет материал. Высеченная из камня камера стала символом вездесущности и незыблемости тотального контроля.
🦀 В 2011 году Вэйвэй создает работу «Крабы». На первый взгляд, в ней нет ничего провокационного — просто куча крабов из 3000 штук. Их много, как самих китайцев. Как и семечки, крабы изготавливались и расписывались вручную.
🤬 Посмотрим на название. Инсталляция называется Хэ Сие («речной краб»). Но на тайном языке властей это выражение означает цензуру. Словосочетание созвучно другому китайскому слову, означавшему «гармонию». Именно гармония была прикрытием тотального контроля у коммунистов: «Мы следим за вами ради вашей же безопасности и гармоничного общества». Но общество цензуры лишено гармонии.
🔴 Теперь поговорим о цвете и композиции. Крабы окрашены в черный и красный цвета (цвета коммунистической партии). Крабы топчут друг друга, а те, кому удалось выбраться, становятся особенно беззащитными. В 2014 году один из посетителей случайно наступил на такого краба и раздавил его. Так реализовалась идея последствия сопротивлению властям.
🥳 Эта работа связана и с личным эпизодом из жизни Вэйвэя. В 2010 году художник узнал о том, что его студию собираются разрушить из-за того, что у него якобы не было разрешения на строительство. Тогда он решил устроить в ней прощальную вечеринку — пригласил 800 гостей и заказал 10 000 крабов. Чиновники поняли намек и посадили его под арест. Но это не остановило Вэйвэя. Он попросил снимать на видео праздник в мастерской и транслировал его в интернет по всему миру.
💔 Когда студию снесли, Вэйвэй создал «Сувенир из Шанхая» — это инсталляция из обломков бетона и кирпичей, заключенных в богатую деревянную раму.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяАй Вэйвэй
1–3. Гензель и Гретель
4. Животное, которое выглядит как лама, но на самом деле является альпакой
Давление со стороны власти не остановило Вэйвэя, и темы его работ не изменились. Посмотрим на его следующие проекты.
📺 В 2012 году Вэйвэй предложил всем желающим подключиться к прямой трансляции. Зрители могли посмотреть на обычное течение жизни художника: как он работает и занимается домашними делами. Таким образом Вэйвэй имитировал вторжение властей в личную жизнь граждан. Но только власть наблюдает за гражданами без их согласия. Правительство закрыло проект почти сразу после открытия.
📡 Еще один проект на тему тотальной слежки — «Гензель и Гретель» в 2017 году. Он навеян знаменитой немецкой сказкой о потерявшихся детях, попавших в лапы злой колдуньи. В роли колдуньи — государство, следящее за своими «детьми». Через черный ход зрители оказывались в темном, мрачном зале, где установлены приборы слежениями (камеры, дроны, гидролокаторы, камеры распознавания лиц). Любое действие фиксировалось и проецировалось на пол.
🖥 У проекта была вторая часть. Чтобы на нее попасть, необходимо было вернуться к главному входу и зайти с другой стороны экрана. Там на многочисленных айпадах можно было посмотреть свое путешествие или понаблюдать за другими.
🔬 Эту работу можно считать и поведенческим экспериментом. Люди, оказавшись в зоне тотальной слежки и знающие об этом, начинали неестественно двигаться, пытаясь управлять своими проекциями. Некоторые пробовали обогнать дроны, многие ложись не пол и делали селфи со своими фантомными двойниками. Вэйэвй считал, что неожиданность реакций — очень важный элемент созданного им пространства.
🔎 Еще один проект, посвященный слежке — «Животное, которое выглядит как лама, но на самом деле является альпакой» это обои, рисунок на которых изображал узор из элементов оборудования для наблюдения.
Ай Вэйвэй
1. Сказка и Корни
2. Доказательства
В творчестве Вэйвэя продолжалась тема идентификации собственного народа. Разберем три знаковых работы с этим мотивом.
1️⃣ Проект «Сказка» нашел отражение в фотографии. Вэйвэй разместил тысячи черно-белых фотографий китайцев в полный рост на всех стенах выставочного пространства. Каждая фотография по отдельности — это человек, индивидуальность, со своей историей и характером. Но при взгляде со стороны они складывались в многомиллионный народ.
2️⃣ Вторая работа — «Корни». Художник привез и обработал корни деревьев с разных уголков Китая. Это было обращение к правительству и намек на то, что Китай стирает свою историю, лишает себя корней.
3️⃣ Из недавних работ теме идентификации посвящена инсталляция «Доказательства». Это 6000 деревянных табуретов династий Цин и Мин. Вэйвэй собирал их по разным китайским деревням. Этой инсталляцией художник подчеркивал индивидуальность, которая теряется в условиях массового производства, и возвращал внимание к наследию прошлого. Экспозиция занимала 3000 квадратных метров.
Самая значимая работа, посвященная утерянной культуре Китая – «Круг животных».
О работе «Круг животных»
1. Водяные часы на гравюре
2. Копия оригинальной скульптуры
3, 4. Головы для работы Ай Вэйвэя
5. Круг животных в Нью-Йорке
6. Круг животных в Праге
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день