angle-down facebook instagram vkontakte warning

Альбер Камю

Эссе «Бунтующий человек»

В этом произведении Камю описал три вида бунта. Выясним, как бунт вытекает из абсурда.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

В 1951 году Камю публикует философское эссе «Бунтующий человек», в котором анализирует метафизические и исторические корни таких явлений как бунт, восстание, революция.

📖 «Бунтующий человек». В одном ряду у Камю оказываются Робеспьер и Иван Карамазов, Эпикур и Заратустра, Гегель и маркиз Де Сад. Причем из всех бунтарей он симпатизирует лишь тем, кто проявлял свой бунт в искусстве, а не в массовых политических движениях.

🙅🏻‍♂️ Несогласие с абсурдом сохраняет его в наличии. В этой работе Камю старается подчеркнуть главный парадокс: очень часто мы выбираем такие формы отрицания абсурда, которые только подтверждают его существование. Через борьбу с ним мы лишь крепче укореняем его в нашей жизни. «Для своего сохранения абсурд требует несогласия». Не соглашаясь с абсурдом, человек тем самым «констатирует» (утверждает) его как ясно осознанную очевидность.

💀 Смерть и надежда. И суицид, и надежда представляются Альберу Камю изменой фундаментальному чувству абсурдности как единственному подлинному способу бытия-в-мире. Абсурдному человеку, предлагается проявить упорство, настойчивость, ибо он подвержен постоянным провокациям — к смерти или к надежде.

💪 Три следствия из абсурда — мой бунт, моя свобода, моя страсть. Альбер Камю выделяет три следствия из абсурда: «мой бунт, моя свобода, моя страсть». Ключевое слово — «мой». Философ убежден, что схватку с абсурдом мы обречены вести один на один, без надежды на успех. Только обреченный индивид, которому нечего терять, может смеяться в лицо абсурду. Даже политический активизм Камю признает лишь в форме индивидуального Поступка, а не растворения в политических силах и партиях.

Все настоящие бунтовщики выступают, по мнению Камю, не против конкретных принципов или властей, а против абсурдного мира как такового. Даже если сами не до конца понимают, против чего направлена их борьба.

С этой точки зрения, он выделяет три вида бунта 👇

1️⃣ 🕯 Метафизический бунт (маркиз Де Сад, Иван Карамазов, Ницше) — абсурдное богоборчество. Убийство символической фигуры отца — это радикальный способ выплеснуть свое недовольство безликим и репрессивным миром. Но такой бунт бесплоден и противоречив в своей основе — через него абсурд лишь утверждается и воспроизводится. Например, тезис Ницше «Бог умер» лишь приводит к тому, что новое молодое поколение обожествляет самого Ницше, и так без конца.

2️⃣ 🧨 Исторический бунт (якобинцы, большевики) — абсурдная замена Бога обожествленной историей. Такие бунтовщики утверждают, что несут великую историческую миссию. Они строят будущее ценой расправы с прошлым и настоящим, легко приносят в жертву человеческие жизни и самих себя. Но в итоге герой, побеждающий дракона, сам становится драконом. Революция неизбежно превращается в диктатуру.

3️⃣ 📚 Литературный бунт (Достоевский, Пруст, Кафка) — выражает себя в абсурдном творчестве. Несмотря на то что мы привыкли считать творчество чем-то слабым и несущественным, с точки зрения Камю это и есть настоящее поле битвы с абсурдом. Потому что здесь вся борьба идет через смыслы и за смыслы, причем она абсолютно свободна и индивидуальна, как и всякое настоящее искусство. Создаваемое творцом произведение очень хрупко, его может уничтожить любая случайность. И в то же время оно создает в абсурдном мире пространство смыслов, позволяет наполнять свою жизнь неповторимым содержанием. Поэтому нет ничего более прочного и неуничтожимого, чем искусство.

«Красота — это вечность, длящаяся мгновение».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Особое внимание Камю уделяет проблеме допустимости насилия ради положительных общественных преобразований. В отличие от Сартра и других левых интеллектуалов той поры, он принципиально осуждает любую революционную деятельность, топливом для которой выступают жизни людей.

💥 Революция приводит к диктатуре. «Перерождение Прометея в Цезаря» — так он описывает неизбежную судьбу любых революционных учений. Начинаясь как борьба за свободу, революционные движения всегда приводят к диктатуре, и чем искреннее была тяга к освобождению, тем более жестокую диктатуру она порождает в итоге.

🌍 Изменить мир. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» сформулировал кредо левых учений: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

🕊 Не дать миру погибнуть. Камю отвергает этот постулат и идет дальше: «Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако, уже знает, что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть».

Сколько нам нужно причин, чтобы жить?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;