Альбер Камю
«Чума»: нацизм и сопротивление
«Чума» — ответ философа на события Второй мировой. Проанализируем роман, чтобы понять отношение Камю к нацизму.
Поговорим о теме нацизма и сопротивления в творчестве Альбера Камю. Как жил философ в годы Второй мировой войны?
🇩🇿 Окончив университет в 1937 году, Камю работал в Алжирском доме культуры. В 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен».
🇫🇷 В январе 1940 эти газеты запретили, Камю был вынужден уехать в алжирский город Оран, а вскоре он переехал в Париж, где начал работать техническим редактором в газете «Пари-суар».
🧳 В мае 1940 года была закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю уволили из «Пари-суар». Не желая жить в оккупированной стране, Альбер Камю вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года было закончено философское эссе «Миф о Сизифе».
🥊 Камю прожил в Алжире два месяца и вернулся в Париж. Философ вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации сопротивления «Комба» (в переводе с фр. — «борьба»).
📰 В 1942 году были опубликованы две книги Камю — роман «Посторонний» и «Миф о Сизифе». Камю печатает свои эссе в подпольной газете «Комба» и становится ее редактором.
🤝 С 1943 года он работает в издательстве «Галлимар» вместе с Жан-Полем Сартром, с которым они стали друзьями.
📝 За время войны был написан роман «Чума» и «Письма к немецкому другу», как писал Камю в предисловии к одному из изданий «с целью хоть немного прояснить смысл той слепой борьбы которую мы вели тогда, и тем самым сделать эту борьбу более эффективной».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Роман «Чума» был написан в 1944 году и опубликован в 1947. В романе Камю пытается найти ответы на ряд экзистенциальных вопросов, связанных со Второй мировой войной.
💥 «Коричневая чума». В 1939 году абсурд перестал быть абстракцией и стал «социальной категорией». На мир надвигалась «коричневая чума», так называли фашизм в Европе. Как нацисты смогли прийти к власти? Как вести себя людям, оказавшимся в западне нацистского государства и на оккупированных территориях?
📖 Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране. Ужасная эпидемия толкнула горожан в пучину страданий и смерти. С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты. Возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.
В романе Камю рассуждает прежде всего о трех вещах 👇
🔹 О способности признать горькую правду.
🔹 О необходимости преодолеть отчаяние.
🔹 О безнадежном сражении со смертью.
🗣 «В истории всегда и неизбежно наступает такой час, когда того, кто смеет сказать, что дважды два — четыре, карают смертью».
👨🏻⚕️ Герои романа — не герои-идеалисты, а практики, «врачи». Они не столько размышляют, сколько действуют. Для них важны не громкие слова, а живое противостояние злу и абсурду. Главный герой — доктор Бернар Риэ, человек, который признает только факты. Стремится к точности их изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. Он выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью, ни разу не подвергнув сомнению свою роль в борьбе с конкретной болезнью и со злом вообще.
Болезнь ушла. Но одержали ли люди победу над нею? Чтобы понять это, надо разобраться в более глубоком, философском содержании романа 👉
Весь текст романа «Чума» — разговор Камю с сами собой. Отдельные персонажи, которые представляют его, воспроизводят разные стороны авторского мировоззрения.
🤕 Существование неизлечимо абсурдно. По словам Камю, роман «Чума» не только о фашизме. Он распространил значение этого образа на все бытие в целом. Болезнь затронула не просто некоторых людей и некоторые страны, она поразила само существование, которое неизлечимо абсурдно.
🤷🏻♂️ Доктора Риэ не ожидает победа. Ему дано только знание беды и возможность утвердить свое достоинство в безнадежном сражении со смертью.
😧 Спутники абсурда — неведение, отчаяние и отчуждение. Камю пишет:
🗣 «Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние».
🗣 «Самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо».
🗣 «Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и любая добрая воля может причинить столько же ущерба, что и злая, если только это добрая воля недостаточно просвещена».
🗣 «Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами. (...) Единственный способ объединить людей — это наслать на них чуму».
❓Способны ли люди победить абсурд? Хочет ли Камю сказать, что при правильном и достойном поведении люди способны победить абсурд? Отнюдь. В конце романа мы видим, что врачи не справились с болезнью, она ушла сама — чтобы когда-нибудь вернуться. Люди доброй воли способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания.
➡️ «Чума» знаменует важный для Камю переход от одинокого бунтарства к тому, чтобы разделять борьбу общества. Это была эволюция в сторону социальной солидарности и соучастия.
Три типа абсурдного человека: Дон Жуан, актер и завоеватель
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день