Альбер Камю
Роман «Посторонний»
Первая работа Камю принесла ему наибольшую известность. Разбираем роман «Посторонний», в котором он изложил свои главные идеи.
Поговорим о теме абсурдной свободы, о которой Альбер Камю рассуждает в романе «Посторонний».
📗 «Посторонний» (1942) — первый серьезный роман Камю, который принес ему наибольшую известность. Он занимает первое место в списке «100 книг века» по версии французской газеты «Монд».
💁🏻♂️ В этом произведении отчетливо слышны как мотивы ницшеанского «сверхчеловека», так и вступающие с ними в контрапункт моральные терзания Раскольникова. Камю рисует совершенно новый образ, одинаково далекий и от «белокурой бестии» и от «христианского покаяния».
Здесь впервые Камю выражает три идеи тезиса про абсурдную свободу👇
1️⃣ Свобода и абсурд — две стороны одной медали.
2️⃣ Чувство абсурда и чувство свободы важнее, чем понятия об этих вещах.
3️⃣ Человек обречен на абсурдную свободу и на вытекающий из нее вопрос: можно ли жить с таким ощущением? На этот вопроса каждый должен ответить сам.
🤨 Герой застает себя внутри абсурда. Повествование в романе идет от лица главного героя. Мы не знаем его имени, упоминается лишь фамилия — Мерсо. Это сухой, холодный рассказ, лишенный ярких чувств и сильных эмоций. Если Раскольников пытался проверить степень своей свободы: «тварь я дрожащая или право имею?», то Мерсо не экспериментирует со свободой — скорее, она экспериментирует с ним. Он уже застает себя внутри абсурда и чувствует свободу как оборотную сторону абсурда — ту свободу, к которой совсем не стремился и которая фатально приводит его к смертному приговору. У героя умирает мать, но он относится к этому событию отстраненно👇
🗣 «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговоренным к смерти».
🩸 Мерсо убивает местного жителя, араба — как он сам искренне признается, из-за солнца. Другой причины нет, ему самому кажется странной случайность произошедшего. Не желая пускать пыль в глаза присяжным, Мерсо соглашается умереть за правду.
🙌 Мерсо — обладатель правды. Одни читатели видят в Мерсо злодея, другие — мученика, одни — тупое животное, другие — мудреца, одни — недочеловека, другие — сверхчеловека. Сам Камю отзывается о герое загадочно: это «единственный Христос, которого мы заслуживаем». Для Камю Мерсо еще не мудрец, но все же он — «обладатель правды, правды быть и чувствовать, пусть пока что негативной, однако такой, без овладения которой никакого овладения собой и миром вообще невозможно».
Поговорим о чувстве абсурдности. Как главный герой романа «Посторонний» становится посторонним?
🌍 В романе «Посторонний» форма важнее содержания. Камю показывает абсурдный мир глазами «постороннего» человека. Он демонстрирует, что «в сущности, нет такой мысли, к которой человеку нельзя привыкнуть».
👤 Как главный герой романа становится посторонним? Если мир, в котором привычно находит себя человек, оказывается не поддающимся объяснению, абсурдным, человек становится в нем посторонним, «чужаком».
🙅🏻♂️ Чувство абсурдности не нуждается в причинах, оно фундаментально. Для Камю это фундаментальный, единственно подлинный способ бытия-в-мире. Камю задается вопросом, который позже станет центральным в «Мифе о Сизифе»: «Необходимо знать, можно ли жить абсурдом или эта логика требует смерти?»
✝️ Кульминация романа — диалог со священником, который приходит в камеру, чтобы исповедовать приговоренного Мерсо. Это единственный раз, когда главный герой выходит из тумана безразличия и с жестокой ясностью проговаривает некоторые идеи, открывшиеся ему в процессе.
🗣 «Он еще хотел было потолковать о боге, но я подошел к нему и в последний раз попытался объяснить, что у меня осталось очень мало времени и я не желаю тратить его на бога. Он попробовал переменить тему разговора — спросил, почему я называю его „господин кюре“, а не „отец мой“. У меня не выдержали нервы, я ответил, что он не мой отец, он в другом лагере. — Нет, сын мой, — сказал он, положив мне руку на плечо. — Я с вами, с вами. Но вы не видите этого, потому что у вас слепое сердце. Я буду молиться за вас. И тогда, не знаю почему, у меня что-то оборвалось внутри. Я заорал во все горло, стал оскорблять его, я требовал, чтобы он не смел за меня молиться. Я схватил его за ворот. В порывах негодования и злобной радости я изливал на него то, что всколыхнулось на дне души моей. Как он уверен в своих небесах! Скажите на милость! А ведь все небесные блаженства не стоят одного-единственного волоска женщины. Он даже не может считать себя живым, потому что он живой мертвец».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь поговорим о главных идеях пьесы Альбера Камю «Калигула» 👉
«В этом мире нет смысла, и тот, кто узнает это, обретет свободу».
🎭 Калигула — это еще один образ в галерее абсурдных героев Камю. Всесильный римский император представлен в одноименной пьесе как человек бунтующий, осознавший абсурд мира и решивший выбраться из него любой ценой.
🌛 Калигула — подлинный идеолог борьбы за Невозможное. Желание Калигулы «получить луну в подарок» — это символ великой мечты человека, который хочет исправить несправедливость природы, которая жестока и банальна: «люди несчастны и они умирают».
😣 Абсурдность человеческого бытия. Острее всего абсурдность человеческого бытия открывается через осознание его конечности. Смерть страшна не тем, что она убивает жизнь — гораздо страшнее, что она убивает желание жить. Жизнь Калигулы и все его поступки — это попытка избежать этого жалкого смертного удела, попытка быть «абсолютно последовательным» в борьбе за «луну».
🤯 Мечта Калигулы — довести логику до самого края, «сделать возможным невозможное». Его цель — изменить весь миропорядок, смешать небо и море, а из «страдания высечь брызги смеха». Он не обычный тиран — скорее, он занимает место судьбы, которую нельзя понять. И хотя он убивает, но убивает со смыслом. Философия Калигулы — дойти в отрицании мира и человека до предельной трагической точки. Устроив из жизни «театр жестокости», Калигула пытался вводить свою метафизику подданным «через кожу». Он заставляет их думать. Калигула хочет, чтобы люди любили жизнь и дорожили ею. Но все его усилия тщетны: его никто не понимает.
💥 «Я еще жив!» В последней сцене взгляд Калигулы безумен, он произносит монолог о своем внутреннем состоянии, стоя перед зеркалом. Слышен шум, появляется слуга Геликон, которого убивают зашедшие заговорщики. Калигула разбивает зеркало и безумно смеется. Заговорщики бьют его ножом, а император с последним вздохом выкрикивает: «Я еще жив!». Этот абсурдный крик является одновременно и открытием, и приговором, и бунтом.
Символика солнца в творчестве Камю
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день