angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Альбер Камю

Роман «Посторонний»

Первая работа Камю принесла ему наибольшую известность. Разбираем роман «Посторонний», в котором он изложил свои главные идеи.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Поговорим о теме абсурдной свободы, о которой Альбер Камю рассуждает в романе «Посторонний».

📗 «Посторонний» (1942) — первый серьезный роман Камю, который принес ему наибольшую известность. Он занимает первое место в списке «100 книг века» по версии французской газеты «Монд».

💁🏻‍♂️ В этом произведении отчетливо слышны как мотивы ницшеанского «сверхчеловека», так и вступающие с ними в контрапункт моральные терзания Раскольникова. Камю рисует совершенно новый образ, одинаково далекий и от «белокурой бестии» и от «христианского покаяния».

Здесь впервые Камю выражает три идеи тезиса про абсурдную свободу👇

1️⃣ Свобода и абсурд — две стороны одной медали.

2️⃣ Чувство абсурда и чувство свободы важнее, чем понятия об этих вещах.

3️⃣ Человек обречен на абсурдную свободу и на вытекающий из нее вопрос: можно ли жить с таким ощущением? На этот вопроса каждый должен ответить сам.

🤨 Герой застает себя внутри абсурда. Повествование в романе идет от лица главного героя. Мы не знаем его имени, упоминается лишь фамилия — Мерсо. Это сухой, холодный рассказ, лишенный ярких чувств и сильных эмоций. Если Раскольников пытался проверить степень своей свободы: «тварь я дрожащая или право имею?», то Мерсо не экспериментирует со свободой — скорее, она экспериментирует с ним. Он уже застает себя внутри абсурда и чувствует свободу как оборотную сторону абсурда — ту свободу, к которой совсем не стремился и которая фатально приводит его к смертному приговору. У героя умирает мать, но он относится к этому событию отстраненно👇

🗣 «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговоренным к смерти».

🩸 Мерсо убивает местного жителя, араба — как он сам искренне признается, из-за солнца. Другой причины нет, ему самому кажется странной случайность произошедшего. Не желая пускать пыль в глаза присяжным, Мерсо соглашается умереть за правду.

🙌 Мерсо — обладатель правды. Одни читатели видят в Мерсо злодея, другие — мученика, одни — тупое животное, другие — мудреца, одни — недочеловека, другие — сверхчеловека. Сам Камю отзывается о герое загадочно: это «единственный Христос, которого мы заслуживаем». Для Камю Мерсо еще не мудрец, но все же он — «обладатель правды, правды быть и чувствовать, пусть пока что негативной, однако такой, без овладения которой никакого овладения собой и миром вообще невозможно».

Поговорим о чувстве абсурдности. Как главный герой романа «Посторонний» становится посторонним?

🌍 В романе «Посторонний» форма важнее содержания. Камю показывает абсурдный мир глазами «постороннего» человека. Он демонстрирует, что «в сущности, нет такой мысли, к которой человеку нельзя привыкнуть».

👤 Как главный герой романа становится посторонним? Если мир, в котором привычно находит себя человек, оказывается не поддающимся объяснению, абсурдным, человек становится в нем посторонним, «чужаком».

🙅🏻‍♂️ Чувство абсурдности не нуждается в причинах, оно фундаментально. Для Камю это фундаментальный, единственно подлинный способ бытия-в-мире. Камю задается вопросом, который позже станет центральным в «Мифе о Сизифе»: «Необходимо знать, можно ли жить абсурдом или эта логика требует смерти?»

✝️ Кульминация романа — диалог со священником, который приходит в камеру, чтобы исповедовать приговоренного Мерсо. Это единственный раз, когда главный герой выходит из тумана безразличия и с жестокой ясностью проговаривает некоторые идеи, открывшиеся ему в процессе.

🗣 «Он еще хотел было потолковать о боге, но я подошел к нему и в последний раз попытался объяснить, что у меня осталось очень мало времени и я не желаю тратить его на бога. Он попробовал переменить тему разговора — спросил, почему я называю его „господин кюре“, а не „отец мой“. У меня не выдержали нервы, я ответил, что он не мой отец, он в другом лагере. — Нет, сын мой, — сказал он, положив мне руку на плечо. — Я с вами, с вами. Но вы не видите этого, потому что у вас слепое сердце. Я буду молиться за вас. И тогда, не знаю почему, у меня что-то оборвалось внутри. Я заорал во все горло, стал оскорблять его, я требовал, чтобы он не смел за меня молиться. Я схватил его за ворот. В порывах негодования и злобной радости я изливал на него то, что всколыхнулось на дне души моей. Как он уверен в своих небесах! Скажите на милость! А ведь все небесные блаженства не стоят одного-единственного волоска женщины. Он даже не может считать себя живым, потому что он живой мертвец».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь поговорим о главных идеях пьесы Альбера Камю «Калигула» 👉

«В этом мире нет смысла, и тот, кто узнает это, обретет свободу».

🎭 Калигула — это еще один образ в галерее абсурдных героев Камю. Всесильный римский император представлен в одноименной пьесе как человек бунтующий, осознавший абсурд мира и решивший выбраться из него любой ценой.

🌛 Калигула — подлинный идеолог борьбы за Невозможное. Желание Калигулы «получить луну в подарок» — это символ великой мечты человека, который хочет исправить несправедливость природы, которая жестока и банальна: «люди несчастны и они умирают».

😣 Абсурдность человеческого бытия. Острее всего абсурдность человеческого бытия открывается через осознание его конечности. Смерть страшна не тем, что она убивает жизнь — гораздо страшнее, что она убивает желание жить. Жизнь Калигулы и все его поступки — это попытка избежать этого жалкого смертного удела, попытка быть «абсолютно последовательным» в борьбе за «луну».

🤯 Мечта Калигулы — довести логику до самого края, «сделать возможным невозможное». Его цель — изменить весь миропорядок, смешать небо и море, а из «страдания высечь брызги смеха». Он не обычный тиран — скорее, он занимает место судьбы, которую нельзя понять. И хотя он убивает, но убивает со смыслом. Философия Калигулы — дойти в отрицании мира и человека до предельной трагической точки. Устроив из жизни «театр жестокости», Калигула пытался вводить свою метафизику подданным «через кожу». Он заставляет их думать. Калигула хочет, чтобы люди любили жизнь и дорожили ею. Но все его усилия тщетны: его никто не понимает.

💥 «Я еще жив!» В последней сцене взгляд Калигулы безумен, он произносит монолог о своем внутреннем состоянии, стоя перед зеркалом. Слышен шум, появляется слуга Геликон, которого убивают зашедшие заговорщики. Калигула разбивает зеркало и безумно смеется. Заговорщики бьют его ножом, а император с последним вздохом выкрикивает: «Я еще жив!». Этот абсурдный крик является одновременно и открытием, и приговором, и бунтом.

Символика солнца в творчестве Камю

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;