angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вуди Аллен

Мокьюментари: что это такое

Вуди Аллен снимал в жанре мокьюментари. Да, звучит похоже на documentary, но отличия есть — найдем их вместе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Зрелый Вуди Аллен: связь с Федерико Феллини

Кадры из фильма «Мужья и жены»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры из фильма «Ханна и ее сестры»

О фильмах «Мужья и жены» и «Ханна и ее сестры»

Кадры из фильма «Преступления и проступки»

О фильме «Преступления и проступки»

Кадр из фильма «Зелиг».

Еще один фильм зрелого периода — картина «Зелиг».

Чтобы начать разговор, давайте разберемся с определением жанра, в котором снят фильм — мокьюментари 👇🏼

Мокьюментари — это псевдодокументальное кино, в котором важно пародийное, комическое начало. Жанр родился, когда фальсификации заполонили ТВ и медиа, а зрители перестали доверять всему, что говорят.

🧐 Авторы мокьюментари с серьезным видом, подкрепляя рассказы документами и якобы реальными свидетельствами, высмеивают эту ситуацию.

👽 Рассказывают, что спагетти растут на деревьях (первоапрельский сюжет BBC 1957 года), что на США напали марсиане (радиопостановка «Война миров»), а в советском союзе проводились эксперименты по укорачиванию людей («Ноги атавизм»).

Советуем вам очень интересную статью про историю жанра и лучшие примеры.

«Зелиг» — один из важных представителей жанра мокьюментари. Давайте посмотрим, какие черты псевдодокументальности есть в этом фильме👇🏼

✅ Два года команда Вуди Аллена искала документальный материал, часами его отсматривала и делала пометки, чтобы завершить сценарий.

✅ Операторы использовали объективы 20-х годов, старые камеры и старое звуковое оборудование.

✅ На пленке делали царапины и мерцания.

✅ Кадры, на которых Зелигу нужно было появляться внутри хроники, снимали на голубом фоне (хромакее), а потом накладывали на старое изображение.

✅ Для того, чтобы игра была непохожа на актерскую, в фильме играло много непрофессионалов — например, актриса, которая сыграла Юдору в старости.

✅ Интервью для фильма дали знаменитые интеллектуалы — Сьюзен Зонтаг, Солом Беллоу, Бруно Беттельхеймом. Вуди Аллен говорит, что пригласил их для того, чтобы картина казалась весомой в интеллектуальном смысле и несла на себе налет серьезности.

✅ В начале фильма на экране появляются благодарности доктору Юдоре Флетчер и фотографу Полю Дегеру. Это создает бОльшую иллюзию документальности.

Вот что говорит Вуди Аллен об идее фильма «Зелиг»👇🏼

🗣«Интересно было бы сделать фильм о человеке, личность и характер которого настолько переменчивы, что он может вписаться в любую среду. Ему так хочется, чтобы его любили, что он готов приспосабливаться к тем, с кем в данный момент общается. Потом я подумал, что было бы интересно показать физические изменения. Как он в буквальном смысле становится тем, с кем находится.

Потом я подумал, что имело бы смысл представить его в качестве всемирно известного феномена и построить фильм как документальное повествование о знаменитости.

Есть люди целостные и самодостаточные, но куда большему количеству людей этой целостности недостает, и они уподобляются своему окружению».

Также фильм стал рефлексией Аллена на тему фашизма:

🗣«Отказ от собственной индивидуальности, стремление смешаться с другими ради большей безопасности, затеряться, подобно хамелеону, на их фоне приводит в конечном счете к тому, что ты становишься идеальным объектом для фашистской пропаганды. Собственно, на это они и рассчитывали».

🙀 Любопытно, что изначально фильм должен был называться «Кошкина пижама». В 20–30 годы это выражение употребляли, чтобы передать крайнюю степень восхищения.

👤 Еще вариант — «Человек, который менялся», но в итоге
это название было использовано для фильма в фильме.

🤔 Рассматривали и вариант «Кризис идентичности и его связь с личностными расстройствами».

А вы как думаете, какое название подошло бы фильму «Зелиг»?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;