angle-down facebook instagram vkontakte warning

Педро Альмодовар

Постмодернизм Альмодовара

Постмодернизм Альмодовара заключался в юморе, отсылкам к другому кино и выборе красок. Испания переходила от консерватизма к либерализму — режиссер передал это в фильмах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

✍🏻 Чтобы говорить об Альмодоваре, нам нужно разобраться с термином «постмодернизм», потому что он работает именно в этом поле. Выделим основные черты постмодернизма в кино👇🏼

🎬 Бесконечные цитаты: режиссеры обращаются к фильмам коллег, к литературе, включают чужие фрагменты в свои произведения, тем самым прокладывают мостики между тем, что уже было сказано, и своим фильмом.

💄 Заигрывания с массовой культурой: яркие и насыщенные цвета, которые отсылают нас к рекламе, глянцевым журналам и сериалам.

😛 Ирония распространяется не только на героев, но и на само кино, на зрителя, на себя как режиссера.

🙈 Треш. Эпатажное дурновкусие, полное самоиронии. Например, один из сюжетов раннего Альмодовара: монстр без лица приходит к полуголой девушке и душит ее проводом от телефона. Альмодовар был очарован испанским кинотрэшем.

Кадр из фильма «Высокие каблуки»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

👠 Альмодовар как постмодернист особенно явно читается на примере фильма «Высокие каблуки».

Это комбо двух фильмов.

Берем европейскую авторскую тяжелую драму Ингмара Бергмана «Осенняя соната» и голливудскую мелодраму Дугласа Серка «Имитация жизни». Сливаем их в одном испанском фильме, где утрируем и без того яркие цвета Серка, обращая их в нечто, заимствованное из рекламы и сериалов.

🗣 В начале фильма еще цитируется испанский классик Карлос Саура и его шедевр «Выкорми ворона».

🍸 Коктейль по-альмодоварски готов!

Переход от Альмодовара-радикала к Альмодовару, который более доступен широкой аудитории

💃🏻 Переходим к «Женщинам на грани нервного срыва».

Даже при беглом просмотре в глаза бросаются характерные для Альмодовара вещи:

👨‍👩‍👧‍👧 Это полихарактерный фильм, то есть в нем много персонажей, и события вокруг них смешаны по принципу сериала.

👨🏻‍✈️Бешеная эклектика в сюжете: погоня, пожар, разборки с полицией. Альмодовар осмысляет и смешивает условные кинематографические штампы, характерные для голливудского жанрового кино — мелодрамы, детектива, комедии.

😎 Гиперболы. Все у режиссера чересчур. Так банальные штампы заостряются и превращаются в стиль.

👨🏻‍🎤Антимачизм. Героиня ищет любовь, а современный мужчина не способен ей ее дать. Об этой антимужской идее, характерной для кино Испании того времени, мы будем говорить дальше.

🔴 Цвет. О нем поговорим подробнее.

Кадр из фильма «Женщины на грани нервного срыва»

🌈 Cочные цвета в фильмах Альмодовара — это про витальность, насыщенность жизни. Его мать почти всю жизнь одевалась в черное, Альмодовар говорит, что это его протест против строгости:

🗣 «Я по-настоящему сформировался в годы взрыва поп-искусства. Это на меня бессознательно повлияло, подобно краскам Карибских островов, как если бы я помнил испанских завоевателей, отправившихся в Новый Свет, такая подсознательная память о моих самых дальних предках. Это соответствует моему собственному характеру и характерам моих персонажей, которые очень барочны в своем поведении, и этот взрыв красок прекрасно сочетается с этой драматургией».

Желтый в фильмах Альмодовара

Синий в фильмах Альмодовара

Красный у Альмодовара

👠👄💃🏻 Отдельного внимания заслуживает один из любимых цветов режиссера — красный.

Альмодовар связывает его не только с испанской культурой, в которой красный — цвет страсти, крови, огня, но и с китайской культурой, где красный — это цвет приговоренных к смерти.

🗣 «Это делает его человеческим цветом, ибо все человеческие существа приговорены к смерти».

Какие сочетания цветов у Альмодовара вас впечатляют больше всего?

Цитаты в фильме «Женщины на грани нервного срыва»

Приверженность Альмодовара миру рекламы и журналов видна даже в титрах — обратили внимание? Вот что он об этом говорит:

🗣 «Здесь я активно сотрудничал с дизайнером Хуаном Гатти. Он работал фотографом в области моды. В Испании мало дизайнеров, которые посвящают себя исключительно кино. Я предложил Гатти вырезать фото из дамских журналов пятидесятых и шестидесятых годов и сделать из них коллаж, чтобы в фильм можно было войти подобно тому, как листаешь модный журнал.

Это вызывает ассоциации с рядом американских комедий вроде «Забавной мордашки» Стенли Донена, действие которой, кстати, происходит в мире моды. Мне очень нравятся начальные кадры такого типа. Я хотел выстроить элегантную поп-эстетику, чтобы ввести зрителя в женскую вселенную, о которой собирается рассказать фильм, хотя и с большей глубиной, чем начальные кадры.

Эти кадры и песня, сопровождающая их, составляют увертюру, которую можно сравнить с оперной. А голос Лолы Бельтран как будто вбирает в себя голоса всех женщин».

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;