angle-down facebook instagram vkontakte warning

Американское искусство 20 века

Абстрактный экспрессионизм

В конце 1940-х в американской живописи появился абстрактный экспрессионизм, который постепенно стал доминирующим течением западного искусства 50-х годов. Познакомимся с самим направлением и его главными представителями.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

🔝 Самые яркие представители абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко. Большинство художников этого направления жили, работали и выставлялись в Нью-Йорке.

↔️ Движение включает много разных техник и отличающихся стилей, каждый из которых был присущ лишь одному или нескольким художникам.

🔄 Можно выделить несколько общих черт, присущих всем стилям направления:
➖ абстрактность образов;
➖ свободная техника исполнения;
➖ интуитивное использование материалов;
➖ попытки выразить творческое бессознательное;
➖ отказ от композиции;
➖ огромные размеры.

🇺🇸 Абстрактный экспрессионизм — первое чисто американское авангардное движение. Уникальность течения в развитии художниками собственного стиля. До них американские художники повторяли и вдохновлялись европейским опытом.

🗯 На течение большое влияние оказал сюрреализм. Нестабильная политическая ситуация в Европе привела в США (и особенно в Нью-Йорк) многих ведущих художников-сюрреалистов. Сюрреалисты вызвали у абстрактных экспрессионистов интерес к мифам и архетипам и помогли сформировать отношение к живописи в целом, как к борьбе между самовыражением и хаосом бессознательного.

📍 По мнению многих критиков и искусствоведов, именно абстрактный экспрессионизм стал причиной того, что Нью-Йорк в конце концов стал центром мира западного искусства.

1. Джексон Поллок
2, 3. Поллок за работой
4. Фреска, 1943
5. №5, 1948
6. №8, 1949
7. Осенний ритм (№30), 1950
8. Глубина, 1953

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Картины Джексона Поллока стали образцом американского искусства. Давайте посмотрим на его технику.

↪️ Благодаря творчеству Поллока произошел перенос с ценности с объекта на момент его создания. Такой подход имеет корни в шаманских практиках коренных индейских народов.

▪️ Поллок соединяет альтернативные духовные практики, культуру доколумбовых племен, интерес к авангардным течениям (сюрреализм и его техника автоматического письма), психоанализ Фрейда и Юнга.

🌌 Поллок изобрел технику дриппинга — разбрасывания краски без прикосновения щетины к плоскости. Такие картины пишут на полу синтетическими красками.

▪️ Для достижения нужного эффекта необходима быстросохнущая краска, поэтому чаще всего для таких работ используется нитроэмаль — краска, для покрытия автомобилей.

🎨 Расстилая холст на полу, художник обретал полную свободу передвижения и способность наносить краску на полотно из любой точки.

▪️ Однажды для того, чтобы натянуть холст нужного размера, Поллоку пришлось разрушить стену между двумя комнатами.

🗣 «Когда холст на полу, я чувствую больше свободы. Я чувствую себя ближе, становясь частью картины, я могу ходить вокруг нее, работать со всех четырех сторон и буквально находиться внутри картины».

🧟‍♂️ Журналисты дали Поллоку прозвище Jack The Dripper — Джек-разбрызгиватель по аналогии с Джеком-потрошителем Jack The Ripper.

🔢 Поллок часто не давал названий своим полотнам, только номера, а размеры холстов могли достигать 6 метров.

1. Клифорд Стилл
2. 1957-D №1, 1957
3–6. Работы без названий

1. Барнетт Ньюман
2. Масштаб полотен Ньюмана
3. Фрагмент полотна крупным планом
4. Единство I, 1948
5. Дионисий, 1949
6. Созвучие, 1949
7. Ахиллес, 1952
8. Голос огня, 1967

Важной частью абстрактного экспрессионизма стали художники, выбравшие в качестве способа самовыражения так называемую «живопись цветового поля». Давайте познакомимся с ними поближе.

3️⃣ Основными участниками группы считаются Марк Ротко, Барнетт Ньюман и Клиффорд Стилл. В своей работе они опирались на религию и мифологию, создавая простые композиции с большими областями, заполненными одним цветом. Так они старались вызвать у зрителя созерцательное, медитативное настроение.

1️⃣ Клифорд Стилл создавал композиции, напоминающие всполохи, в отличие от двух других художников, располагавших цветовые плоскости простым лаконичным образом. В работах Стилла один слой цвета будто прорывается сквозь другой, обнажая подложку.

☝️ Стилл использовал технику импасто — наносил краску толстыми слоями при помощи шпателя.

↕️ Работы Стилла монументальны, именно у него Ротко позаимствовал идею использования огромных холстов и отсутствия рам. «Недопустимо останавливаться на краю рамы».

🔢 Стилла раздражали попытки ассоциативных трактовок его картин, поэтому он отказался от конкретных названий и ограничивался нумерацией.

🌪 Стилл верил, что его картины могут изменить мир. «Один-единственный мазок на холсте, за которым стоит работа и разум, осознающий свои возможности и значения, способен вернуть свободу, утраченную за двадцать веков разнообразных форм порабощения».

2️⃣ Другой представитель направления, Барнетт Ньюман предпочитал использовать линии разной длинны и масштаба, перекрывающие поток цвета.

™️ Работы Ньюмана нельзя смотреть в репродукциях. Для достижения нужного эффекта он использует цвет повышенной интенсивности, который влияет на восприятие на физическом уровне. Сам Барнетт Ньюман настаивал, что его полотна необходимо рассматривать исключительно с близкого расстояния, чтобы погрузиться в мир красочных полей.

⬇️ Ньюман изобрел живописное новшество, которое назвал «застежкой-молнией»: вертикальная линия, пересекающая холст от края до края. Впервые она появилась на полотне «Единство I» и стала отличительным знаком большинства его последующих работ.

1. Марк Ротко
2. Работы Ротко в зале
3. Работы Ротко в капелле в Хьюстоне
4, 5. Работы без названий

Марк Ротко открыл очень важный аспект в искусстве, показав, что искусство не обязано ничего выражать и доказывать.

☝️ Ротко считал, что искусство не имеет никакого отношения к эстетике. Это особая форма переживания жизни, которая возникает в момент проживания зрителем самого произведения.

🥺 По словам Ротко, его работы должны провоцировать почти религиозные переживания и даже вызывать слезы. «Я не заинтересован в соотношении цвета, формы и чего-то еще. Меня интересует выражение базовых человеческих эмоций — трагедии, экстаза, рока и так далее». Выражением этих эмоций у Ротко становится цвет.

↕️ Во всей живописи цветового поля существенную роль играл размер полотен. Ротко объяснял это так: «Я рисую большое, чтобы быть ближе».

🧐 Ротко требовал выставлять свои работы не так, как другие. Для достижения нужного эффекта важно было особое приглушенное освещение, специальная развеска и особые пространства.

▪️ Одной из главных идей было размещение громадных полотен в выставочном пространстве так, чтобы они окружали зрителя со всех сторон, погружая в цветовые плоскости.

⛪️ Идеальным местом для экспонирования своих работ Ротко считал капеллы, в которых зритель мог бы медитировать, глядя на его работы. Таким примером может служить Капелла в Хьюстоне в Техасе.

▪️ В капеллах нет центрального алтаря, а значит, нет центрального места, что находило отражение и в работах Ротко. Он смещает фокус с произведения на зрителя, что, по его мнению, возможно только в цветовой палитре, у которой нет центра.

💭 Ротко порождает экзистенциальный уровень переживания жизни. «Нет больше никакой точки, на которой можно было бы сосредоточить взгляд» (Гете).

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;