angle-down facebook instagram vkontakte warning

Американское искусство 20 века

Концептуальное искусство

Говоря об американской живописи 20 века нельзя обойти концептуальное искусство, которое возникло как протест против потребительского общества. Познакомимся с идеологией концептуализма и рассмотрим главные работы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

❓ Концептуальное искусство — это художественное направление постмодернизма. Главный вопрос концептуализма: «Что такое искусство?». Сам термин появился благодаря американскому философу Генри Флинту, который в 1961 году опубликовал эссе «Концептуальное искусство».

📖 Первым манифестом движения считается работа Сола Левитта «Параграфы», изданная в 1967 году, в которой Левитт переносит акцент с исполнения произведения искусства на его идею.

📰 В 1969 году американский художник и журналист Джозеф Кошут опубликовал статью «Искусство после философии». Эта работа стала программной для концептуализма. В том же году в Нью-Йорке прошла выставка работ Кошута, Дугласа Хьюблера, Роберта Барри и Лоуренса Вайнера. Выставка считается программным манифестом концептуализма.

⛲️ У истоков концептуализма стоит редимейд Марселя Дюшана. Джозеф Кошут писал: «Именно Дюшану мы можем приписать заслугу обращения искусства к проблемам самоидентификации».

💬 Кошут считал, что задача искусства — это обсуждение самого себя и создание новых высказываний. Искусство не может иметь материальную форму, так как любая форма влечет суждение со стороны зрителя, а главная ценность произведения искусства по Кошуту — это его идея.

▪️ Например, если взять одну из геометрических форм Дональда Джадда, наполнить ее мусором и бросить на углу улицы, то в этот момент форма перестанет быть произведением искусства. Чтобы она снова стала предметом искусства, нужно, чтобы кто-то назвал ее художественным объектом (представил на выставке или выпустил о ней статью в журнале).

☑️ Можно выделить несколько общих черт концептуализма

➖ Любой процесс или предмет может стать объектом искусства.
➖ Любое явление может быть наделено смыслом.
➖ Формой выражения концептуального искусства может стать текст, фразы, фотографии, видео или аудиоматериалы.
➖ Вместо холста можно использовать текст.
➖ Искусство не должно развлекать.

Марсель Дюшан. Фонтан

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Роберт Барри
2. Роберт Барри. Инертный газ
3. Роберт Барри. Слова
4. Надпись на дверях выставки Роберта Барри

5. Джозеф Кошут. Информационная комната

6. Роберт Раушенберг. Стертый рисунок Де Кунинга

Концептуалисты не создавали произведений, а лишь выдвигали идеи и проекты. Давайте посмотрим на такие примеры концептуальных проектов.

1️⃣ Дуглас Хьюблер создал вертикальную линию с надписью «Эта линия вращается вокруг своей оси со скоростью один оборот в день». Далее зритель должен был вообразить, как линия вращается.

2️⃣ Роберт Барри использовал другой язык воспроизведения. Его язык — электромагнитные, сверхзвуковые частоты, радиация, инертные газы. По мнению художника, для понимания произведения искусства достаточно знаний о наличии этих явлений.

▪️ Для работы «Инертный газ» Барри пускал гелий над пустырем и фотографировал невидимый результат. Эта работа является своеобразной метафорой растворения искусства в жизни.

▪️ Еще одно средство выражения Барри — работа со словами. Он проецировал слова на стены или размещал на разных поверхностях. Слова вступали в контакт со зрителем и их реакция становилась частью произведения.

⛔️ Персональная выставка Барри состояла из таблички, прибитой к закрытым дверям галереи, на которой было написано «По случаю выставки галерея будет закрыта».

3️⃣ Работа Кошута «Информационная комната» включала стол, на котором были разложены книги по лингвистической философии, в том числе и исследование самого Кошута.

4️⃣ В 1953 году Роберт Раушенберг выставил работу под названием «Стертый рисунок Де Кунинга». Он действительно приобрел работу Де Кунинга и стер ее. Получается, что произведение приобретало двойную ценность: когда-то здесь был рисунок Де Кунинга, а потом его стер Раушенберг.

💬 Часто работы концептуалистов состояли просто из одного высказывания. Фраза была построена так, что отрицала сама себя и не несла в себе никакого реального сообщения.

5️⃣ Одна из работ Джона Балдессари называлась «Все очищено...» и представляла собой белый лист бумаги с напечатанными на нем словами: «Все очищено от этой картины, ни искусство, никакие идеи не вошли в эту работу».

6️⃣ Лучшей визуальной моделью концептуализма стало произведение Джаспера Джонса: два полотна, соединенные друг с другом и замазанные снаружи серым воском.

Джозеф Кошут

Джозеф Кошут

1. Один и три стула
2. Лампа и три лампы
3. Часы и пять часов
4. Растение и три растения
5. Одно и три зеркала
6. Text/Context
7. Zero and Not
8. Коридор двух банальностей

Кошут — главный теоретик и практик концептуального искусства. Давайте посмотрим на его работы.

🪑 Основная работа Кошута — «Один и три стула». Работа состоит из стула, фотографии этого стула и описания слова «стул» из словаря.

▪️ На фотографии должен был быть изображен именно тот стул, который был представлен на выставке. Новая выставка — новый стул и новая фотография. Никогда не менялось описание стула и инструкция, как стул нужно устанавливать. Именно эти два элемента и есть главный концепт произведения. По сути перед нами формула, что такое искусство.

🔜 Вслед за стулом Кошут создает серию работ с предметами, но концептуальная трактовка в каждой работе будет отличатся от концепции стула.

▪️ В работе «Лампа и три лампы» в отличие от стула фотографии могли не совпадать, так как реальная лампа в момент экспонирования могла быть включена или выключена.

▪️ В работе «Часы и пять часов» предмет и его изображение совпадают только два раза в сутки.

▪️ В «Растении и трех растениях» совпадение зависит от того, сколько времени инсталляция находится в музее.

▪️ В инсталляции «Одно и три зеркала» отражение на фотографии никогда не совпадает с отражением в реальном зеркале.

🔤 Кошут тоже работает с текстами. Он начинает размещать их в городской среде, например, на щитах. Затем появляются работы с зачеркнутым текстом, когда напечатанные на бумаге слова частично заклеены лентой.

🙌 «Коридор двух банальностей» — совместная инсталляция Кошута и представителя Московского концептуализма Ильи Кабакова. Инсталляция состоит из двух рядов столов, плотно придвинутых друг к другу. С одной стороны — обшарпанные столы с текстами разговоров, олицетворяющие Россию и коллективную речь. С другой стороны — опрятные столы с текстами из цитат известных личностей. Эти столы — символ Запада и языка власти.

Джон Балдессари

Джон Балдессари

1. Pure Beauty
2–5. Серия с фотографиями и кадрами из фильмов

Джон Балдессари считается концептуалистом, но при этом в своих работах часто высмеивает концептуальное искусство.

1️⃣ Одна из первых работ Балдессари — надпись Pure Beauty на белом холсте.

🔝 Одни из самых известных работ художника — картины с кадрами из фильмов, в которых часть картины закрашена. Так художник предлагал зрителю самому решить, как должна выглядеть фотография полностью. Это была своеобразная дополненная реальность.

🔜 В более поздних работах Балдессари начал заклеивать лица людей круглыми наклейками-ценниками, чтобы привлечь внимание зрителя не к лицу, а к позе человека на фотографии.

🔤 Балдессари создал серию картин, в которых художник изучает взаимосвязь текста и изображения. В работе он использует фрагменты знаменитых картин Курбе, Дюшана, Магритта, Малевича и сопровождает их текстом или другими элементами.

▪️ Например, сопоставляет часть картины с названием фильма или песни, подписывает картину одного известного автора именем другого, или подписывает две разных картины только одним именем. При таком сопоставление возникает «третий смысл».

🔀 К концу 20 века приемы концептуального искусства прочно вошли в коммерческую рекламу и массмедийную культуру.

Лео Кастелли

1–5. Лео Кастелли
6. Энди Уорхол. Портрет Лео Кастелли, 1975

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;