angle-down facebook instagram vkontakte warning

Американское искусство 20 века

Новые течения в американском искусстве конца 20 века

Начиная с абстрактного экспрессионизма, Америка становится основоположником разнообразных течений современного искусства. Давайте посмотрим на некоторые из них.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

1. Кароли Шнееман
2–5. Eye Body, 1963
6. Fuses, 1964–1967
7. Meat Joy, 1964
8. Body collage, 1967
9, 10. Interior Scroll, 1976

1, 2. Вито Аккончи
3, 4. Following Piece, 1969
5. Seedbed, 1970
6, 7. Trademarks, 1970

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Крис Берден
3. Стрельба, 1971
4. Пригвожденный, 1974
5. Kunst Kick, 1974
6. Экспозиция «Крайние меры»

1. Роберт Смитсон
2. Спиральная дамба, 1970
3. Разорванный круг и Спиральный холм, 1971

Начнем с искусства тела и перфоманса.

👤 Body art — разновидность перформанса, где тело одновременно является субъектом и объектом творческого акта как процесса самодемонстрации и документирования с помощью фото–, кино– или видеокамеры.

1️⃣ Одной из первых стала использовать вместо холста тело Кароли Шнееман. Ее центральная работа называлась Eye Body. Художница расписала свое тело краской и украсила блестками, растениями, зонтами и другими предметами.

▪️ Она объявила свое тело визуальной территорией и использовала плоть как материал. Во время перфоманса было создано 36 «трансформирующихся движений». Публика сочла проект непристойным.

📹 Шнееман также снимала и эпатажные фильмы-перфомансы. Например, фильм Fuses, в котором она занимается сексом со своим бойфрендом. Далее пленку нарезали, царапали, жгли, окрашивали и делали из нее коллаж. Еще один фильм — Meat Joy, где на экране частично обнаженные люди танцуют и взаимодействуют с разными предметами.

2️⃣ Еще один мастер перфоманса и видеоарта — Вито Аккончи. В качестве объекта для фотографий он использует собственное тело. Его произведения часто вступали в конфликт со зрителем.

▪️ Например, во время проекта Seedbed художник лежал под пандусом и мастурбировал, озвучивая вслух свои фантазии. А посетители в это время ходили над ним по пандусу.

🔁 В своем творчестве Аккончи развивал концепцию Левитта: тщательное планирование и бесконечные повторы.

▪️ Во время перфоманса Following Piece он 23 дня подряд выбирал на улице человека и ходил за ним весь день. Акция заканчивалась, когда «преследуемый» заходил в дом.

▪️ Еще один проект — «Торговые марки». Аккончи кусал себя за все части тела, а потом фотографировала места укуса.

3️⃣ Художник Крис Берден ввел в перфоманс элементы физического риска. Его главным средством выражения была идея личной опасности.

😳 Его деятельность относится к направлению шок-арт. В центре перфомансов Бердена физическая боль и изнеможение.

▪️ В работе «Стрельба» ассистент во время перфоманса прострелил художнику руку с расстояния 5 метров. После этого Берден был отправлен к психиатру.

▪️ В работе «Пригвожденный» (Trans-Fixed) Берден лежал на автомобиле лицом вверх, а обе его руки были прибиты как на распятии.

▪️ Во время перфоманса Kunst Kick помощник Бердена пинал его ногами на глазах у публики, и тот скатывался на 2–3 ступеньки вниз.

💭 Позднее Берден стал работать с видео, инсталляциями, скульптурными объектами. «Крайние меры» — инсталляция из 625 подводных лодок, символизирующих флот США. Корабли были прикреплены к потолку тонкой проволокой и создается ощущение, что они плывут по воздуху.

1–3. Уолтер де Мариа
4. Земляная комната, 1977
5. Вертикальный километр земли, 1977
6. Поле молний в Нью-Мексико

1–3. Христо Явашев
4–6. Обернутый Рейхстаг, 1995
7. Занавес ущелья Райфл-гэп
8. Окруженные острова, 1983

Искусство земли (Land–art или Earthworks) — создание крупномасштабных пространственных объектов с включением природных ландшафтов, естественных материалов и явлений. Давайте посмотрим на главных творцов.

1️⃣ Художник Роберт Смитсон считает, что земле постоянно наносятся раны отходами цивилизации и ее надо лечить, совершая над ней шаманские ритуалы. С этой целью он создает объекты-мандалы в духе буддизма.

📍 По мнению Смитсона, каждая точка на земле обладает энергией. Он ищет на земле места, в которых человек может осознать свою сопричастность к другим измерениям, и создает на этих местах «храмы», превращая таким образом природную среду в художественное пространство.

🌀 Одна из таких работ — «Спиральная дамба» на Соленом озере. Это спираль, повернутая против часовой стрелки, как символ траектории рождения земли. Спираль — это, с одной стороны, форма раковины моллюска, а с другой — магическая форма, части которой соотносятся друг с другом по принципу золотого сечения. Увидеть дамбу можно только с высоты птичьего полета.

Еще две работы «Разорванный круг» и «Спиральный холм» находятся на границе Германии и Нидерландов, в промышленном центре, который наносит вред экологии местности. К карьеру с добычей песка ведет аллея мегалитов — камней ледникового периода.

▪️ По мнению художника, это естественная метка земли. Поднявшись на холм, зритель оказывается в точке обретения себя и в месте, откуда можно наблюдать трагедию цивилизации, представленной в виде разорванного круга.

2️⃣ Еще один художник жанра лэнд-арт — Уолтер де Мариа. Главное в его произведениях не материальная форма, а опыт, который получит зритель, соприкоснувшись с его работами.

🧹 Его экспозиция «Земляная комната» занимает целый этаж и представляет собой белую комнату, заполненную землей. Кроме самой земли и запаха здесь ничего нет. Но запах земли вызывает у посетителей разнообразные ассоциации и ощущение воссоединения с природой.

🔨 Для своей работы «Вертикальный километр земли» де Мариа вбил в землю гвоздь длиною 1 километр. На поверхности осталась только шляпка гвоздя. Для создания этой инсталляции нужно было пробурить шахту, на что ушло 79 дней. Этот проект — своеобразный диалог о доверие со зрителем. Зритель не может проверить, он вынужден просто поверить художнику.

⚡️ Для работы «Поле молний» де Мариа вбил в землю 400 металлических громоотводов высотой 6 метров в штате Нью-Мексико, который славится своими грозами. Стержни должны притягивать молнии и превращать поле в арт-объект. Чтобы увидеть эту инсталляцию, нужно заранее забронировать ночь в специальном мини-отеле в пустыне, откуда открывается вид на поле. Места распроданы на два года вперед, а гарантий, что вам удастся увидеть молнии, никто не дает.

3️⃣ Еще один необычный представитель этого направления — Христо Явашев. Его творчество — это синтез лэнд–арта и изобретенной им техники «эмбалляжа» (от фр. emballer — «упаковывать»).

🛍 Явашев оборачивал природные и архитектурные объекты, так же как мы упаковываем предметы повседневного спроса в прозрачные пленки и оберточную бумагу. За это его называют «великим упаковщиком».

▪️ Явашев начинал с небольших предметов — бутылок, стульев, бочек. Но затем стал оборачивать огромные объекты, некоторые из которых несут экологическое значение.

🎀 Явашев «завернул» Рейхстаг (100 000 квадратных метров), создал занавес, который перекрыл ущелье Райфл-гэп (18 000 квадратных метров).

🏝 Его культовой работой стали «Окруженные острова». Явашев окружил 11 островов розовой полипропиленовой тканью, потратив на работу 3 года. В процессе подготовки проекта возле островов было собрано 40 тонн различного мусора. Наблюдать занавес можно было с дамбы, воздуха, земли. Работа существовала всего две недели, а потом была демонтирована.

1. Роберт Раушенберг. Турецкие бани, 1967
2. Рой Лиштенштейн. Бу-ух!, 1963
3. Том Вессельман. Ванная комната, 1963
4. Джемс Розенквист. F-111, 1964–1965
5. Энди Уорхол. Банки с супом Кэмпбелл, 1962

1–4. Чак Клоуз
5–8. Ричард Эстез

Еще одна неотъемлемая часть американского современного искусства — поп-арт. У нас есть отдельный урок на эту тему, поэтому здесь обсудим самое главное, а потом перейдем к новому реализму.

🥫 Поп-арт — это репрезентация массовой культуры потребительского общества. Для создания своих работ художники использовали новые материалы: фотопечать, шелкографию, тиражирование, комбинирование с предметами.

👤 Главные представители поп-арта: Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джеймс Розенквист и Энди Уорхол.

▪️ Раушенберг создавал картины, ассамбляжи, инсталляции, объекты, Лихтенштейн использовал образы популярной рекламы и комиксы, Вессельман создавал натюрморты и «ню» в технике коллаж на основе картинок из рекламы в журналах.

▪️ Розенквист использовал технику коммерческой рекламы, создавал «раскадровку» изображения, соединял фрагменты вещей с фрагментами лиц и тел. Для его работ характерна повышенная яркость цвета.

▪️ Уорхол — самый яркий и известный представитель поп-арта. Он тиражировал образы массового спроса, создавал серии портретов знаменитостей (Элвис Пресли, Жаклин Кеннеди, Мэрилин Монро) и политиков (Ленин, Мао Цзедун).

🆕 Еще одно важное течение американского искусства конца 20 века — новый реализм. Оно включает в себя разные направления: фотореализм, гиперреализм, магический реализм, символический реализм.

📷 Главная идея нового реализма — фотографическое изображение действительности.

🖨 Один из главных представителей течения — Чак Клоуз. Его картины выглядят так, будто их сделали на компьютере, но они написаны традиционным способом — вручную.

▪️ Клоуз сначала переносит фотографию на холст, затем разделяет холст на квадраты, намечает тон и затем заполняет поверхность окружностями разных цветов. Вблизи картины похожи на мозаику, но при отдаленном восприятии возникают лица.

🏙 Второй выдающийся представитель — Ричард Эстез. Он создает урбанистические ландшафты, но воспроизводит не просто город, а идеальную реальность, отраженную в витринах магазинов, на капотах машин или прилавках магазинов.

Король китча

1. Джефф Кунс
2–9. Работы Джеффа Кунса

Синди Шерман

1–4. Кинокадры без названий
5, 6. Загадочные убийства
7, 8. Сказках
9, 10. Исторические портреты

Говард Беренс

1. Мой любимый
2. Варенна вилла
3. Мерцающие воды
4. Деревня
5. Сад Белладжио

Апроприация как деятельность американских художников получила известность в 1980-х. Так стали называть заимствование объектов реальности или образов культуры и искусства любого времени и направления.

©️ Основной принцип творчества художников–апроприаторов — отбор, присвоение, вторичное воспроизведение имиджей поп–культуры. Главные имена направления: Джефф Кунс, Синди Шерман, Шерри Ливайн, Питер Хэлли, Эшли Бикертон.

💃 Синди Шерман создавала пародии на архетипы современной цивилизации. Она выбирала тему и «разыгрывала» ее с помощью одного актера — себя.

▪️ Ее работа «Кинокадры без названий» — подборка характерных персонажей второразрядных американских фильмов. Роковые женщины-вамп, домохозяйки, служащие.

▪️ В работе «Загадочные убийства» Шерман создала целый триллер, в котором сыграла все роли, а в ее «Сказках» вместо добрых персонажей перед нами персонажи из кошмарных снов, в серии «Исторические портреты» Шерман воссоздает портреты старых мастеров.

🔜 Одно из последних направлений американской живописи — современный постимпрессионизм. Главный представитель направления — Говард Беренс.

👨‍🦽Говард Беренс — Моне 21 века. Попав в 17 лет в аварию, Говард оказался прикованным к инвалидному креслу и стал писать. Говард работал мастихином, за что его называют мастером работ «ножом по палитре».

▪️ Сам он говорил: «Я пишу большими сочными кусочками краски». Беренс считал, что с помощью мастихина легче контролировать цвет, делая его ярче и насыщенней.

📸 Беренс много путешествовал, но так как живопись не успевала высохнуть к моменту отъезда, то Беренс применял такую тактику: он фотографировал объекты и делал зарисовки (30–40 слайдов за прогулку), а затем, вернувшись домой, создавал на их основании свои полотна.

Что почитать по нашей теме:

Выбор литературы на русском языке по нашей теме очень ограничен, но мы смогли подобрать три книги для погружения в американское искусство 20 века.

📕 Барбара Роуз. Американская живопись. Двадцатый век
В книге представлены все основные направления начиная с Armory Show и красочно проиллюстрированы.

📗 Вячеслав Шестаков. История американского искусства
Этот труд наиболее интересен, так как выпущен недавно и избегает предвзятости, присущей советской и пост-советской литературе. Книга охватывает всю историю искусства США, не ограничиваясь 20 веком.

📘 Андрей Чегодаев. Искусство Соединенных Штатов Америки от войны за независимость до наших дней
Чегодаев — один из крупнейших исследователей американского искусства, но к сожалению, слишком идеологизированый. Он предвзято положительно относится к реалистам, считая остальные направления порождением злобного буржуазного мира. Если смириться со слогом и идеологией, то удастся почерпнуть много полезной информации. Книга есть в свободном доступе в электронном виде.

Весь урок мы говорили об американском искусстве 20 века. Пришло время подвести итоги и вспомнить главное.

⬆️ 20 век — время бурного развития изобразительного искусства в США, появления новых школ и направлений, которые повлияли на все мировое искусство.

🗑 3 февраля 1908 года открывается выставка-протест от группы «Восемь». В состав группы вошли Роберт Генри, Уильям Глакенс, Джон Слоун, Джордж Лакс, Эверетт Шинн, Артур Дэвис, Морис Прендергаст и Эрнест Лоусон. Позднее к «Восьмерке» присоединится Джордж Беллоу. Позже, в 1916 году, эту школу назовут «Школой мусорных ведер» за пристрастие к изображению трущоб и других прозаических предметов.

💥 Выставка «Восемь» ознаменовала рождение современного американского искусства.

👥 Представители реалистического направления: Джордж Беллоуз, Эдвард Хоппер, Рокуэлл Кент.

💣 В 1913 году Арсенальная выставка навсегда изменила ход истории американского искусства. На ней впервые были представлены наиболее прогрессивные течения конца 19 и начала 20 века, включая фовизм, кубизм и футуризм.

👥 Выдающиеся художники: Эндрю Уайет, Чарльз Демут, Джорджия О’Киф.

Важным событием в истории США становится Великая депрессия. В эти годы возникают художественные течения с четко выраженной политической платформой.

👥 Представители нового направления: Доротея Ланж, Роберт Майнор, Уильям Гроппер.

🏠 Великая депрессия спровоцировала появление риджионализма. Американские риджионалисты решили писать простые темы из жизни своих соотечественников.

👥 Представители риджионализма: Грант Вуд, Томас Харт Бентон и Джон Стюарт Карри — знаменитый «риджионалистский триумвират».

〰️ В конце 1940-х в американской живописи появился абстрактный экспрессионизм, который постепенно стал доминирующим течением западного искусства 50-х годов.

👥 Представители абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко.

На смену абстрактному экспрессионизму приходит постживописная абстракция. Новое течение появилось под влиянием фовизма и постимпрессионизма как альтернатива живописи действия.

👥 Представители постживописного абстракционизма: Эд Рейнхардт, Фрэнк Стелла.

Из постживописной абстракции вышел минимализм. Главные черты минимализма: использование промышленных материалов, отсутствие реалистичности, стремление к демифизации искусства, главенство формы и глубина цвета, преобладание в сюжетах символов и метафор.

👥 Представители минимализма: Дональд Джадд, Соли Левитт, Дэн Флавин, Карл Андреа.

💭 Еще одно важное течение американской живописи 20 века — концептуальное искусство, которое возникло как протест против потребительского общества.

👥 Представители концептуализма: Роберт Барри, Джозеф Кошут, Роберт Раушенберг, Дуглас Хьюблер, Джон Балдессари, Джаспер Джонс.

🔀 В конце 20 века Америка стала основоположником перфоманса и видеоарта.

👥 Представители: Кароли Шнееман, Вито Аккончи, Крис Берден.

🌍 Отдельное направление — Искусство земли (Land–art или Earthworks). Оно подразумевает создание крупномасштабных пространственных объектов с включением природных ландшафтов, естественных материалов и явлений.

👥 Представители направления: Роберт Смитсон, Уолтер де Мариа и Христо Явашев.

🥫 Еще одна неотъемлемая часть американского современного искусства — поп-арт как репрезентация массовой культуры потребительского общества.

👤 Представители поп-арта: Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джеймс Розенквист и Энди Уорхол.

🆕 Еще одно важное течение американского искусства конца 20 века — новый реализм. Оно включает в себя разные направления: фотореализм, гиперреализм, магический реализм, символический реализм.

👥 Представители: Чак Клоуз и Ричард Эстез.

©️ В конце 1980-х получила известность апроприация. Так стали называть заимствование объектов реальности или образов культуры и искусства любого времени и направления.

👥 Представители: Джефф Кунс, Синди Шерман, Шерри Ливайн, Питер Хэлли, Эшли Бикертон.

🔜 Одно из последних направлений американской живописи — современный постимпрессионизм. Главный представитель направления — Говард Беренс.

💡 Проверьте свои силы в новом тренажере, посвященном главному теоретику и практику концептуального искусства — Джозефу Кошуту.

Легко ли узнать его приемы и почерк?

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;