Американское искусство 20 века
Постживописная абстракция и минимализм
Эра абстрактного экспрессионизма заканчивается к середине 1960-х, и ему на смену приходит постживописная абстракция. Поговорим об этом направлении и его главных представителях.
🆕 Новое течение появилось под влиянием фовизма и постимпрессионизма как альтернатива живописи действия и стало называться постживописной абстракцией или направлением острых граней. Спонтанность абстрактного экспрессионизма сменилась на геометричность резких форм.
☑️ Основные признаки постживописной абстракции: четкие края, свободный мазок, гармония (или контраст) простых форм, монументальность, созерцательно-меланхолический склад живописи и аскетичность.
©️ Некоторые визуальные особенности и техники нового направления были похожи на Барнетта Ньюмена и Марка Ротко.
💭 Но художники постживописной абстракции не разделяли трансценденталистские убеждения абстрактных экспрессионистов относительно искусства. Они стремились подчеркнуть предметность картины, а не ее иллюзорность.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЭд Рейнхардт
1–4. Черные полотна
5. Номер 5. Красная стена
6. Сине-зеленая живопись
7, 8. Без названия
Теперь перейдем к художникам и начнем с Эда Рейнхардта.
💭 Именно Эд Рейнхардт придумал фразу «искусство ради искусства». Он стремился свести форму к минимуму и использовал плоско наложенные цвета, четко отделенные друг от друга.
🟥 Рейнхардт писал в чистых цветах. Он создавал монохромные полотна красного, синего и черного цветов.
🟦 Такие работы считаются одним из главных достижений художника — в них полностью исключен рисунок и все субъективное. Внимание зрителя обращено исключительно на восприятие красок.
⬛️ В 1953 году Рейнхардт пишет знаменитую серию «черных полотен», в которых все внеэстетическое удалено. Это прямоугольники, окрашенные едва отличимыми оттенками черного цвета.
🗣 «Никакого подтекста. Никакой работы кистью или каллиграфии. Никаких эскизов или рисунка. Никаких форм. Никаких образов. Никаких цветов. Никакого света. Никакого пространства. Никакого времени. Никакого формата и никаких пропорций. Никакого движения, никаких предметов и никакой темы».
Фрэнк Стелла
1. Императрица Индии
2, 3. Медные картины
4. The Musket
5, 6. Untitled
7–9. Квадраты
10. Союз разума и нищеты
Фрэнк Стелла превратил картину в объект. Но это очень простой объект — геометрическая плоскость с каким-то изображением на одной стороне.
🔳 В живописи Стеллы главным элементом стала форма подрамника: ширина рейки подрамника использовалась как пропорциональная основа полосатой композиции. Позже он работал с подрамниками нестандартных форм: треугольники, трапеции, октагоны с дыркой в центре, ромбы.
⭕️ Композиции Стеллы отличаются утрированным геометризмом. Полосы краски чередуются с участками открытого холста, цвет аккуратно нанесен от руки.
➿ Главные задачи композиции в его работах — уравновесить плоскость картины при помощи симметрии и «вытащить» пространство картины на поверхность за счет повторяющегося узора.
2️⃣ Стелла использует два формата: буквальный и изображенный. Буквальный формат — сам формат подрамника. Изображенный — все нарисованное на картине. Преобладание буквального формата над изображенным позволили, по утверждению Стеллы «наконец покончить с „оптическим иллюзионизмом” Поллока».
🏗 Стелла привносит в живопись элемент промышленной объектности — он меняет холст на металл и использует алюминиевые краски.
🔺 В работе Стеллы «Императрица Индии» полоски той же толщины, что и планки подрамника. Они образуют четыре треугольника, последовательно соединенные вершинами и основаниями, а холст вырезан в соответствии с фигурой. Различия цветов фигур разбавляют симметричность и регулярность форм.
➕ В «Алюминиевых» и «Медных» картинах 1960-х годов Стелла меняет направление полос. Он отходит от крестообразных планок подрамника, но использует пустоты.
Дональд Джадд
1, 2. Стопки
3. Металлическая скульптура
4–10. Untitled
Термин «минимализм» впервые использовал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.
🔙 Истоки минимализма можно увидеть еще в поп-арте и супрематизме. На течение повлияли также тенденции школы Баухаус (архитектурной художественно-промышленной школы в Европе) и Казимир Малевич.
☑️ Главные черты минимализма: использование промышленных материалов, отсутствие реалистичности, стремление к демифизации искусства, главенство формы и глубина цвета, преобладание в сюжетах символов и метафор.
〰️ Цвет в минимализме зонирует пространство, а не выражает эмоции или настроение. Эмоции передаются через линии и геометрические фигуры.
📊 Основоположник минимализма — Дональд Джадд. Он перевел живопись из плоскости картины в плоскость объекта и добавил на поверхность трехмерные элементы.
🔘 Сначала Джадд добавлял в работы рельеф, потом перешел к отдельным структурам — «конкретным объектам» (specific objects). В 1963 году Джадд сформулировал основной «словарь» форм — «стопки», «коробки» и «прогрессии», с которыми и работал последующие тридцать лет.
📶 Один из самых узнаваемых объектов тех лет — серия работ «Стопки». Художник использовал серийное производство, ни один объект не был уникальным, но уникальной была пропорция.
▪️ Количество стопок могло быть разным в зависимости от площади пространства, но расстояние до потолка и пола совпадало с расстоянием между стопками и соответствовало ширине каждой стопки. При этом материал и цвет были не важны: объект мог быть красным, зеленым, прозрачным, из фанеры или некрашеной стали.
↔️ Джадд отчасти изобрел инсталляцию. Самым важным в его предметах были не они сами, а то, как они структурировали пространство внутри и вокруг себя.
Сол Левитт
1. Красный квадрат, белые буквы
2. Настенная роспись № 260
3. Настенные структуры
4. Часть угла
5. Куб
6. Квадраты
7–9. Экспозиции
Сол Левитт одним из первых отказался от технического выполнения собственных работ. Он утверждал, что его главная задача — концепт, идея, а реализацией этой идеи может заниматься кто угодно. Левитт стал видной фигурой минимализма и теоретиком концептуализма.
🔘 Идея, по мнению Левитта, может быть выражена любыми средствами: словами, знаками, трехмерными конструкциями, фотографиями.
⬛️ На Сола Левитта оказали сильное влияние русские авангардисты и конструктивисты. Его творчество практически появилось из «Черного квадрата» Малевича.
🕋 Базовым элементом своих работ Левитт считал куб. Он то усекал его грани, превращая куб в решетку, то множил кубы, создавая хаос.
📶 В начале 1960-х Сол Левитт создает несколько настенных рельефов, которые называет «настенными структурами». Рельефы выходили из плоскости стены в пространство зрителя.
⚪️ Левитт предпочитал простые геометрические формы: круги, квадраты, кубы, прямые линии. Из этих форм он составлял рисунки, временами рисуя не на холсте, а прямо на стенах музея.
#️⃣ Особенно знамениты «модульные структуры» Левитта — трехмерные решетки, построенные на повторении модуля-куба в разных видах.
🟥 Левитт редко создавал живописные произведения. Одна из самых известных таких работ — «Красный квадрат, белые буквы».
🤔 Многие рисунки и инсталляции Левитта организованы по некому правилу, которое зрителю предлагается отгадать.
▪️ Работа «Настенная роспись № 260» — комната с черными стенами и узорами из белых линий (в первом варианте линии рисовались мелом). Узоры составлены не случайно — это комбинации из линий нескольких типов. Стена разбита на квадраты, в каждом из которых нарисована пара линий. Каждая линия соединяет либо противоположные стороны квадрата, либо противоположные углы. Всего можно увидеть пять типов линий: дуга в форме четверти окружности, вогнутая в одну или другую сторону, прямая или пунктирная линия, либо неровная линия случайной формы.
О минимализме
Работы Дэна Флавина
Работы Карла Андреа
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день