angle-down facebook instagram vkontakte warning

Американское искусство 20 века

Постживописная абстракция и минимализм

Эра абстрактного экспрессионизма заканчивается к середине 1960-х, и ему на смену приходит постживописная абстракция. Поговорим об этом направлении и его главных представителях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

🆕 Новое течение появилось под влиянием фовизма и постимпрессионизма как альтернатива живописи действия и стало называться постживописной абстракцией или направлением острых граней. Спонтанность абстрактного экспрессионизма сменилась на геометричность резких форм.

☑️ Основные признаки постживописной абстракции: четкие края, свободный мазок, гармония (или контраст) простых форм, монументальность, созерцательно-меланхолический склад живописи и аскетичность.

©️ Некоторые визуальные особенности и техники нового направления были похожи на Барнетта Ньюмена и Марка Ротко.

💭 Но художники постживописной абстракции не разделяли трансценденталистские убеждения абстрактных экспрессионистов относительно искусства. Они стремились подчеркнуть предметность картины, а не ее иллюзорность.

Эд Рейнхардт

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Эд Рейнхардт

1–4. Черные полотна
5. Номер 5. Красная стена
6. Сине-зеленая живопись
7, 8. Без названия

Теперь перейдем к художникам и начнем с Эда Рейнхардта.

💭 Именно Эд Рейнхардт придумал фразу «искусство ради искусства». Он стремился свести форму к минимуму и использовал плоско наложенные цвета, четко отделенные друг от друга.

🟥 Рейнхардт писал в чистых цветах. Он создавал монохромные полотна красного, синего и черного цветов.

🟦 Такие работы считаются одним из главных достижений художника — в них полностью исключен рисунок и все субъективное. Внимание зрителя обращено исключительно на восприятие красок.

⬛️ В 1953 году Рейнхардт пишет знаменитую серию «черных полотен», в которых все внеэстетическое удалено. Это прямоугольники, окрашенные едва отличимыми оттенками черного цвета.

🗣 «Никакого подтекста. Никакой работы кистью или каллиграфии. Никаких эскизов или рисунка. Никаких форм. Никаких образов. Никаких цветов. Никакого света. Никакого пространства. Никакого времени. Никакого формата и никаких пропорций. Никакого движения, никаких предметов и никакой темы».

Фрэнк Стелла

Фрэнк Стелла

1. Императрица Индии
2, 3. Медные картины
4. The Musket
5
, 6. Untitled
7–9. Квадраты
10. Союз разума и нищеты

Фрэнк Стелла превратил картину в объект. Но это очень простой объект — геометрическая плоскость с каким-то изображением на одной стороне.

🔳 В живописи Стеллы главным элементом стала форма подрамника: ширина рейки подрамника использовалась как пропорциональная основа полосатой композиции. Позже он работал с подрамниками нестандартных форм: треугольники, трапеции, октагоны с дыркой в центре, ромбы.

⭕️ Композиции Стеллы отличаются утрированным геометризмом. Полосы краски чередуются с участками открытого холста, цвет аккуратно нанесен от руки.

Главные задачи композиции в его работах — уравновесить плоскость картины при помощи симметрии и «вытащить» пространство картины на поверхность за счет повторяющегося узора.

2️⃣ Стелла использует два формата: буквальный и изображенный. Буквальный формат — сам формат подрамника. Изображенный — все нарисованное на картине. Преобладание буквального формата над изображенным позволили, по утверждению Стеллы «наконец покончить с „оптическим иллюзионизмом” Поллока».

🏗 Стелла привносит в живопись элемент промышленной объектности — он меняет холст на металл и использует алюминиевые краски.

🔺 В работе Стеллы «Императрица Индии» полоски той же толщины, что и планки подрамника. Они образуют четыре треугольника, последовательно соединенные вершинами и основаниями, а холст вырезан в соответствии с фигурой. Различия цветов фигур разбавляют симметричность и регулярность форм.

В «Алюминиевых» и «Медных» картинах 1960-х годов Стелла меняет направление полос. Он отходит от крестообразных планок подрамника, но использует пустоты.

Дональд Джадд

Дональд Джадд

1, 2. Стопки
3. Металлическая скульптура
4–10. Untitled

Термин «минимализм» впервые использовал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.

🔙 Истоки минимализма можно увидеть еще в поп-арте и супрематизме. На течение повлияли также тенденции школы Баухаус (архитектурной художественно-промышленной школы в Европе) и Казимир Малевич.

☑️ Главные черты минимализма: использование промышленных материалов, отсутствие реалистичности, стремление к демифизации искусства, главенство формы и глубина цвета, преобладание в сюжетах символов и метафор.

〰️ Цвет в минимализме зонирует пространство, а не выражает эмоции или настроение. Эмоции передаются через линии и геометрические фигуры.

📊 Основоположник минимализма — Дональд Джадд. Он перевел живопись из плоскости картины в плоскость объекта и добавил на поверхность трехмерные элементы.

🔘 Сначала Джадд добавлял в работы рельеф, потом перешел к отдельным структурам — «конкретным объектам» (specific objects). В 1963 году Джадд сформулировал основной «словарь» форм — «стопки», «коробки» и «прогрессии», с которыми и работал последующие тридцать лет.

📶 Один из самых узнаваемых объектов тех лет — серия работ «Стопки». Художник использовал серийное производство, ни один объект не был уникальным, но уникальной была пропорция.

▪️ Количество стопок могло быть разным в зависимости от площади пространства, но расстояние до потолка и пола совпадало с расстоянием между стопками и соответствовало ширине каждой стопки. При этом материал и цвет были не важны: объект мог быть красным, зеленым, прозрачным, из фанеры или некрашеной стали.

↔️ Джадд отчасти изобрел инсталляцию. Самым важным в его предметах были не они сами, а то, как они структурировали пространство внутри и вокруг себя.

Сол Левитт

Сол Левитт

1. Красный квадрат, белые буквы
2. Настенная роспись № 260
3. Настенные структуры
4. Часть угла
5. Куб
6. Квадраты
7–9. Экспозиции

Сол Левитт одним из первых отказался от технического выполнения собственных работ. Он утверждал, что его главная задача — концепт, идея, а реализацией этой идеи может заниматься кто угодно. Левитт стал видной фигурой минимализма и теоретиком концептуализма.

🔘 Идея, по мнению Левитта, может быть выражена любыми средствами: словами, знаками, трехмерными конструкциями, фотографиями.

⬛️ На Сола Левитта оказали сильное влияние русские авангардисты и конструктивисты. Его творчество практически появилось из «Черного квадрата» Малевича.

🕋 Базовым элементом своих работ Левитт считал куб. Он то усекал его грани, превращая куб в решетку, то множил кубы, создавая хаос.

📶 В начале 1960-х Сол Левитт создает несколько настенных рельефов, которые называет «настенными структурами». Рельефы выходили из плоскости стены в пространство зрителя.

⚪️ Левитт предпочитал простые геометрические формы: круги, квадраты, кубы, прямые линии. Из этих форм он составлял рисунки, временами рисуя не на холсте, а прямо на стенах музея.

#️⃣ Особенно знамениты «модульные структуры» Левитта — трехмерные решетки, построенные на повторении модуля-куба в разных видах.

🟥 Левитт редко создавал живописные произведения. Одна из самых известных таких работ — «Красный квадрат, белые буквы».

🤔 Многие рисунки и инсталляции Левитта организованы по некому правилу, которое зрителю предлагается отгадать.

▪️ Работа «Настенная роспись № 260» — комната с черными стенами и узорами из белых линий (в первом варианте линии рисовались мелом). Узоры составлены не случайно — это комбинации из линий нескольких типов. Стена разбита на квадраты, в каждом из которых нарисована пара линий. Каждая линия соединяет либо противоположные стороны квадрата, либо противоположные углы. Всего можно увидеть пять типов линий: дуга в форме четверти окружности, вогнутая в одну или другую сторону, прямая или пунктирная линия, либо неровная линия случайной формы.

О минимализме

Работы Дэна Флавина

Работы Карла Андреа

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;