Американский модернизм
Афроамериканская литература
В 19 веке появился ряд сильных авторов, чьи книги говорили об опыте рабства и его преодоления, о поиске своей идентичности. Давайте посмотрим, какую роль в литературе США 20–30-х гг. играли афроамериканцы.
К этому времени в самосознании и культуре чернокожих американцев произошли большие изменения. Однако время именно художественной литературы пришло позже.
❓ До конца 19 века история темнокожего автора всегда предполагала самообразование, стремление усвоить европейскую культурную традицию, добиться признания в «белом» литературном мире. Есть ли у афроамериканцев собственное наследие, нужно ли оно им, что важнее — найти свой собственный голос или включиться в общий контекст — вопросы, которые начинают всерьез обсуждать в 20 веке.
🕰 Вспомним немного историю. Несмотря на окончание Гражданской войны и отмену рабства, 20 век начался под знаком новой расовой сегрегации. С 1890 года в южных штатах начали принимать «законы Джима Кроу» (по имени темнокожего персонажа комической песенки), ограничивавшие в правах темнокожего население — последний из них отменили только в 1964.
➡️ Что это значило для литературы? Уитменовский образ Америки как единой вселенной, основанной на всеобщем братстве, стал казаться таким же иллюзорным, как сюжет американской мечты.
🗝 В историях бывших рабов — главном жанре афроамериканской литературы 19 века — главным мотивом было самоосвобождение, вера в собственные силы, нежелание авторов видеть себя объектами сострадания и спасения.
👥 В 20 веке, в основном в северных крупных городах, сформировался достаточно большой круг интеллектуалов, которые развивали эту идею в статьях и исследованиях — они прямо повлияли на литературный мир.
📗 Уильям Дюбуа, социолог, публицист и общественный деятель, в 1903 году опубликовал книгу статей «Души черного народа», которую до сих пор цитируют и обсуждают. В ней высказана мысль о «раздвоенном сознании» афроамериканцев: «американец» и «темнокожий» — две разные идентичности. Дюбуа считал, что это раздвоение не нужно преодолевать: идеал — не ассимиляция и не сепаратизм, гармония не должна оплачиваться отказом от исторической памяти.
🎵 В это же время растет интерес к фольклору черных американцев. Сложная и оригинальная музыкально-поэтическая культура привлекает внимание собирателей и исследователей, выходят сборники песенных текстов, проповедей, сказок.
🎙 С наступлением «джазовой эпохи» черная Америка становится модной и ассоциируется с модернистскими движениями. Нью-йоркские джазовые клубы в текстах Фицджеральда и Миллера символизируют свободу, творчество, витальность — но это взгляд со стороны. Параллельно чернокожие авторы создавали свою версию модернизма.
📙 В 1925 году вышел сборник «Новый негр» (“The New Negro”). Его создатель и редактор Ален Локк, философ и профессор Говардского университета в Вашингтоне, сформулировал концепцию новой черной культуры. Сознание «старого негра», то есть прошлых поколений темнокожих, по мнению Локка, было обусловлено рабством: проблема не только в социальной несправедливости, но и в отсутствии пространства для развития.
🖋 Задача нового поколения — внутреннее освобождение, «новый негр» отличается саморефлексией и достоинством. Путь к свободе — в самовыражении, поэтому на первый план выдвигается искусство, поиск своего языка. Язык Локка и его единомышленников во многом созвучен футуристскому авангарду: разрушая старое, как бабочка из куколки, рождается новый человек 20 века. В эссе, статьях и стихах сборника повторяются образы юности, обновления, крещения как метафоры нового пути.
Нью-йоркский Гарлем был альтернативным очагом культуры «ревущих 20-х». Первый настоящий расцвет афроамериканской культуры называют «Гарлемским Ренессансом». У черных авторов впервые появилась независимая среда — со своими литературными журналами, меценатами, критиками, манифестами. Давайте узнаем, что это было за время.
🗣 Гарлемская эстетика 20-х — отчетливо авангардная, нацеленная на эксперименты с языком и жанровыми рамками. Диалекты черных американцев впервые звучат в литературных текстах не как средство создания экзотического колорита, а как естественная форма самовыражения.
🎵 Музыкальная стихия джаза и спиричуэлс вдохновляла на создание необычных поэтических ритмов. Другая стратегия гарлемцев — использование классических европейских форм (сонетов, цитат из романтической лирики) в сочетании с современными темами и сюжетами, специфическими для черных американцев.
👥 Лидеры Гарлемского Ренессанса — Лэнгстон Хьюз, Зора Нил Херстон, Клод Маккей, Каунти Каллен, Джеймс Уэлдон Джонсон. Клод Маккей (1889–1948) — первый выдающийся поэт Гарлема, повлиявший на все поколение.
🇯🇲 Маккей родился на Ямайке, в 1912 году он приехал в Америку учиться. В Канзасском университете он открыл для себя работы Уильяма Дюбуа, решил посвятить себя литературе и политической борьбе и вскоре переехал в Нью-Йорк.
📕 Сборник стихов «Тени Гарлема» (1922) сделал Маккея голосом поколения. Его стихи наполнены образами силы и ярости, резкими контрастами. Маккей предпочитает форму шекспировского сонета: в его версии финальное двустишие всегда звучит как вызов судьбе. Стихотворение «Крещение», вошедшее и в сборник «Новый негр» задает важный для гарлемской поэзии мотив метаморфозы: герой проходит крещение огнем, а не водой, и получает новую, сильную душу.
👤 Лэнгстон Хьюз (1901–1967), продолжая заданные Маккеем темы, обращается к более экспериментальным формам. Он предпочитает писать свободным стихом и виртуозно воссоздает в поэзии джазовую музыкальную стихию. Прочитаем отрывок из стихотворения «Трубач». Это и портрет музыканта, и образ воплощенной в музыке коллективной памяти (текст начинается с «кораблей и кнутов» в глазах трубача), и попытка воспроизвести звуки джазовой трубы с помощью строк разной длины и перебоев ритма (перевод В. Бетаки):
Мелодия
(пляшет медная труба) —
Так льется
С медом смешанное пламя,
И ритмы
(пляшет медная труба) —
Исступленье, позабытое страстями!
Страстями —
Как рвались они к луне!
А теперь — лишь рампы свет перед глазами…
Страстями —
Как рвались они к морям!
Стекла бара ему кажутся морями.
✍️ Гарлемская проза достигла вершины в творчестве Зоры Нил Херстон (1891–1960). На русском пока больше известны ее эссе и некоторые стихи. Херстон родилась в штате Флорида, и в ее развитии важную роль сыграл интерес к местному фольклору, а затем знакомство с карибским фольклором на Гаити.
📗 Ее главное произведение — роман «Их глаза смотрели на Бога» (1937) — серия ярких, трагикомических сцен из жизни самостоятельной и свободной героини. Херстон ввела в литературу элементы афроамериканской устной традиции, рассказов и песен. Роман вначале приняли критически: многим коллегам Херстон он показался недостаточно серьезным — но сейчас занял прочное место в американском каноне.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Аарон Дуглас. Обложки журналов и книг Гарлемского Ренессанса
Конец «эпохи джаза» изменил и тон афроамериканской литературы. Давайте узнаем, почему идеи «Нового негра» в 30-е годы черные авторы стали воспринимать более критически.
💫 Гарлемский Ренессанс был во многом утопией, попыткой создать оазис самодостаточной черной культуры, добиться эстетического равноправия посреди социальной несправедливости.
⚡️ После Великой депрессии черная литература, как и белая, становится более политически острой и суровой. Лидер этой линии в афроамериканской литературе 30-х и 40-х — Ричард Райт (1908–1960). Райт вырос на плантации в Миссисипи и не получил высшего образования. Его с юности отличал бунтарский дух, и Райт не верил в идею постепенной гармонизации расовых отношений.
🇺🇸 Он нашел себя в литературной жизни Чикаго конца 20-х и в это же время присоединился к чикагским коммунистам. В публицистике Райт часто спорил с гарлемскими писателями. Джазовая культура не была ему близка, он видел в ней романтическую экзотизацию черных.
📕 Известность Райт получил с выходом сборника рассказов «Дети дяди Тома» (1937). Название отсылает к «Хижине дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу, сентиментальному роману 19 века. Хотя этот роман сыграл большую роль в движении за отмену рабства, образ смиренного дяди Тома для Райта, и вслед за ним в современной культуре, ассоциируется с унижением и несвободой.
🤜 В художественной и автобиографической прозе Райт всегда обращается к темам насилия, отчуждения, ожесточения — и, как Фолкнер или Дос Пассос, использует для их воплощения экспериментальные повествовательные формы. Для Райта типично погружение в сознание протестующего и страдающего героя, чувство потерянности во враждебном мире.
✍️ Несмотря на идеологические разногласия, Райта сближает с гарлемцами экспрессивность и поэтичность языка, совмещение предельно жестоких образов с гармоническими. Особенно сильно это звучит в автобиографической повести «Черный», где он воспроизводит логику детского мышления.
📖 Прочитаем один фрагмент из «Черного», чтобы понять, как в прозе Райта реализуется стиль модернистского романа. Поток импрессионистических вспышек-воспоминаний, похожих на свободный стих, втягивает в себя чувственные впечатления вместе с рефлексией:
«Помню жажду при виде прозрачного сладкого сока, который сочился из свежесрубленного сахарного тростника.
Помню панический ужас, который комком застрял в горле и растекся по всему телу, когда я впервые увидел небрежно расслабленные синеватые кольца спящей на солнце змеи.
Помню, как я в изумлении лишился речи, когда при мне ударом ножа в сердце закололи свинью, окунули ее в кипящую воду, выскоблили, освежевали, выпотрошили и подвесили, разверстую и кровавую.
Помню, как меня манила сень царственно безмолвных, поросших мхом дубов.
Помню, как при виде покосившейся деревянной лачуги под ярким летним солнцем я впервые подумал об извечной несправедливости бытия.
Помню аппетитный запах только что смоченной дождем пыли.
Помню аромат свежескошенной, истекающей соками травы и вдруг пробуждающееся во мне чувство голода.
Помню благоговейный ужас, переполнявший все мое существо, когда с усыпанного звездами неба в тихую ночь низвергалась громада золотистого тумана...»
Задание.
📝 Давайте прочитаем эссе Зоры Нил Херстон «Каково это — чувствовать себя цветной?» (1928).
⏱Время прочтения: 〰️ 10 минут.
❓Как вы думаете, что сближает Херстон с белыми представителями потерянного поколения, а что отличает от них?
О клубе «Коттон» и о том, почему мода на джаз не радовала гарлемских поэтов
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день