angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Американский модернизм

Эрнест Хемингуэй, Джон Дос Пасос, Генри Миллер

Хемингуэй сделал модернистскую литературу мировым достоянием, Дос Пасос был одним из главных представителей «потерянного поколения», а Генри Миллер стал культовым персонажем для нескольких поколений. Поговорим об этих писателях подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Эрнест Хемингуэй (1899–1961) сделал литературу потерянного поколения мировым достоянием. В 1954 году он получил Нобелевскую премию. Личность писателя и его биография, похожая на приключенческий роман, при жизни вывели Хемингуэя в разряд звезд. Но сильнее всего на литературу повлиял его специфический стиль — скупой и точный. Давайте разберем, в чем его уникальность.

✍️ Как и Фицджеральд, Хемингуэй начал писать еще в школе — но вместо университета решил сразу найти свое место в литературной профессии. Карьеру он начал с репортажной журналистики, а в 1918 отправился на войну: в армию его не брали из-за поврежденного глаза, но юный Хемингуэй стал водителем скорой помощи Красного Креста. Всю жизнь он будет стремиться к экстремальным ситуациям: помимо военного опыта, путешествия, охота, коррида станут важной частью его биографии и фоном многих его книг.

🖋 Журналистская работа познакомила Хемингуэя с «телеграфным стилем», cablese (от слова cable — телеграфный кабель). Умение экономить слова для быстрой и дешевой трансляции новостей он превратил в художественный прием. Минимализм настолько прочно ассоциируется с Хемингуэем, что его именем назвали популярное приложение для редактирования текстов.

👥 Как писатель Хемингуэй сложился при поддержке Гертруды Стайн и ее круга. Его стиль прямо связан с эстетикой кубизма. Экзотические места и трагические сюжеты в текстах Хемингуэя контрастируют с экономным языком, далеким от романтизма.

📌 «Теория айсберга» — так сам писатель объяснял свой метод. Мы видим только восьмую часть айсберга, а о подводной должны догадываться. Искусство писателя — дать читателю почувствовать глубину, но не раскрывать ее.

📖 Прочитаем один из лучших рассказов Хемингуэя — «Там, где светло и чисто» (1933). Почти весь текст — диалог из коротких реплик, в них нет ничего глубокомысленного, нет метафор и ярких образов. Трагедия дана скупым намеком: из разговора двух официантов мы узнаем, что старик-клиент пытался покончить с собой — «впал в отчаяние». В минималистском тексте каждый повторяющийся образ притягивает внимание читателя — здесь это упоминания электрического света.

💡 В финале пожилой официант думает о том, что ему нравятся ярко освещенные кафе. Свет не нагружается в тексте метафизикой, мысли героев такие же простые, как их слова — но текст пронизывают беспокойство и «опустошенность», как называл это переводчик-американист Иван Кашкин: за инстинктивной тягой к свету читается страх пустоты и смерти.

📗 В романах Хемингуэю удается следовать тем же минималистским принципам. Его герои сталкиваются с бессмысленностью насилия. Война — универсальная ситуация, в которой раскрываются одновременно тяга и отвращение к жестокости и смерти.

⚔️ Первая мировая показана в романах «И восходит солнце» (в британском издании и первых русских он называется «Фиеста») и «Прощай, оружие!», Гражданская война в Испании в романе «По ком звонит колокол» — это и автобиографический контекст, и символическое пространство вечной войны.

👥 Герои романов отчасти дублируют судьбу автора и выражают его мировоззрение. Молодые американцы, отправившиеся воевать добровольцами, наделены свойствами трагических героев, хотя писатель избегает прямой патетики.

📕 Роман «Прощай, оружие!» Хемингуэй сравнивал с «Ромео и Джульеттой»: его герои — обреченные влюбленные посреди жестокой и бессмысленной бойни. Победа и исцеление в сюжете недоступны, возможно только следовать «кодексу Хемингуэя» — сохранять достоинство и мужество.

🌊 Последний шедевр писателя — повесть «Старик и море» (1952). В камерной истории о старом кубинском рыбаке, победе и поражении типичная для Хемингуэя ситуация стоического героя в необъяснимом жестоком мире приобретает форму притчи.

1 — Эрнест Хемингуэй
2 — Теория айсберга

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Джон Дос Пассос (1896–1970) — один из ведущих авторов «потерянного поколения», сочетавший авангардные повествовательные техники и острую социальную проблематику. Давайте узнаем биографию автора и обсудим его книги.

🎓 Дос Пассос закончил Гарвард в 1916 году и, как и Хемингуэй, отправился на фронт водителем скорой помощи. Первые его шаги в литературе продиктованы шоком и психологической травмой войны — этой теме посвящен роман «Три солдата» (1921).

✍️ Дос Пассос работал журналистом в послевоенной Европе и стал всерьез интересоваться историей и политикой. Большое влияние на него оказали также авангардное кино и конструктивистская архитектура.

🗽 «Манхэттен» («Manhattan Transfer», 1925) — экспериментальный роман, главный герой которого — Нью-Йорк. В повествовании смонтированы несколько сюжетных линий, почти не связанных между собой. Настоящий сюжет романа — не биографии и отношения отдельных героев, а поток жизни мегаполиса.

📚 Главный труд Дос Пассоса — трилогия «США»: романы «42-я параллель» (1930), «1919» (1932) и «Большие деньги» (1936). Замысел цикла основан на идее писателя как «архитектора истории». Время действия романов охватывает первую треть 20 века, и в сюжеты вплетены все большие исторические и экономические события, актуальные для американцев.

👇 В «США» чередуются четыре разных типа повествования:

1️⃣ Истории вымышленных персонажей рассказаны в манере, близкой к реалистическому роману. Однако, как и в «Манхэттене», портреты отдельных героев играют в романе не главную роль, важнее их участие в общем историческом процессе.

2️⃣ «Новости дня» — нарезки из газетных заголовков, репортажей, политической хроники. Они даются без комментариев и без прямой связи с романным сюжетом. Частные жизни героев оказываются окружены хаотическим морем событий.

3️⃣ Биографические портреты выдающихся личностей, которые, с точки зрения Дос Пассоса, символизируют современную Америку. Это политики, ученые, изобретатели. Интересен выбор Дос Пассоса в области культуры: танцовщица Айседора Дункан, кинозвезда Рудольфо Валентино, архитектор Фрэнк Ллойд Райт — их объединяет культовый статус, присутствие в массовом публичном пространстве.

4️⃣ Фрагменты под названием «Камера обскура», самая авангардная сторона трилогии. Они напоминают импрессионистические стихотворения в прозе, но если свести вместе все эти отрывки, они складываются в автобиографическое повествование, от детских впечатлений до журналистской работы.

📽 Дос Пассос стремился имитировать «взгляд кинокамеры», беспристрастно выхватывающий куски реальности. Америка в трилогии Дос Пассоса находится в состоянии внутреннего кризиса. Портреты «великих людей» написаны иронически, в потоке новостей высвечиваются сюжеты об обманах, мошенничестве, насилии. Личные и исторические сюжеты объединяют темы несправедливости и социальных конфликтов.

🇺🇸 Хотя Дос Пассос уступает в известности Хемингуэю и Фицджеральду, многие его открытия актуальны в современной американской литературе — включение в текст элементов масс-медиа и массовой культуры, калейдоскопические сюжеты, критический взгляд на историю.

📽 Сохранилось архивное интервью Джона Дос Пассоса, где он рассказывает о встрече с Хемингуэем (на французском)

Генри Миллер (1891–1980) занимает особое место среди американских модернистов. Он демонстративно принял маргинальную позицию и был в американской культуре самым бескомпромиссным представителем духа богемы. Миллер называл себя «человеком Старого Света» и подчеркивал влияние европейских авторов, тоже маргинальных, скандальных и дерзких — от Франсуа Рабле до Артюра Рембо. Давайте узнаем, как сложился его авторский стиль.

✈️ Миллер родился и вырос в Нью-Йорке, но всю жизнь писал о родном мегаполисе с неприязнью. В 1930 Миллер, уже достаточно зрелый автор, отправился в поисках творческой свободы во Францию.

💌 Поворотной вехой для него стал роман с Анаис Нин, франко-кубинской писательницей и эссеисткой — их переписка и дневники Нин займут отдельное место в литературе 20 века.

📕 В Париже Миллер пишет свою главную книгу — «Тропик Рака» (1934). Роман, как и последующие тексты, столкнется с моральной цензурой. Вплоть до 60-х годов американцы читали Миллера в подпольных изданиях. Миллер шокировал откровенностью в сексуальных темах и обсценной лексикой.

📚 Главные произведения Миллера — «Тропик Рака», «Тропик Козерога», «Черная весна» — представляют собой модернистские автобиографии. Автобиографизм у Миллера ближе к исповедальному жанру: он продолжает традиции литературных исповедей, которые требуют откровенного саморазоблачения и исследования темных сторон своей души.

🖋 Миллер использует технику потока сознания: в его версии работа сознания и подсознания изображается с помощью сюрреалистических свободных ассоциаций.

🌪 Композиция романов Миллера строится по спирали: рассказчик возвращается снова и снова с разными вариациями к одним и тем же воспоминаниям, впечатлениям и эмоциям. Фрагментарность и вечное повторение характеризуют жизнь в современной цивилизации, к которой Миллер выражает стойкое отвращение. Америка и особенно Нью-Йорк для него воплощают пик механической, коммерциализированной, утратившей смысл культуры.

🗣 Александр Ливергант в биографии Генри Миллера из серии «ЖЗЛ» так объясняет негативный пафос и провокационную стилистику его романов: «Миллер ненавидел жизнь, весь смысл которой — в самосохранении, жизнь пресную, устоявшуюся, жизнь, основанную на лжи, „на фундаменте из огромного зыбучего страха“, жизнь с оглядкой, „про запас“. Ту жизнь, иными словами, какой жили его родители. Отсюда и его желание быть чужаком, изгоем, жить, как животное, как хищник, „всегда двигаться к нигде не обозначенному месту“. И в литературе, как мы упомянули, тоже; традиционные жанры и приемы без „дикого мяса“ и „сумасшедшего нароста“ были ему попросту неинтересны».

🇺🇸 В последний период жизни Миллер, поселившийся в Калифорнии в городе Биг-Сур, стал культовым персонажем для молодой богемы. Его эксперименты и радикализм в литературе и в жизни вдохновляли поколение битников — без освободительного влияния Миллера нельзя представить прозу Керуака и Берроуза.

Генри Миллер в Париже

Задание.

🎲 Посмотрим на Париж глазами наших сегодняшних героев — Хемингуэя, Дос Пассоса и Миллера. Попробуйте определить, где чья цитата.

1️⃣ «Это уже моя вторая осень в Париже. Я никогда не мог понять, зачем меня сюда принесло. У меня ни работы, ни сбережений, ни надежд. Я — счастливейший человек в мире. Год назад, даже полгода, я думал, что я писатель. Сейчас я об этом уже не думаю, просто я писатель. Все, что было связано с литературой, отвалилось от меня. Слава Богу, писать книг больше не надо».

2️⃣ «В Европе в те дни мы считали вино столь же полезным и естественным, как еду, а кроме того, оно давало ощущение счастья, благополучия и радости. Вино пили не из снобизма и не ради позы, и это не было культом: пить было так же естественно, как есть, а мне — так же необходимо, и я не стал бы обедать без вина, сидра или пива».

«Я всегда мог пойти писать в кафе и работать все утро на одном café-crème, пока официанты убирали и подметали, а в кафе постепенно становилось теплее».

3️⃣ «А Скотт, такова уж особенность пьяниц, словно получал удовольствие, доставляя неприятности друзьям. Однажды он пинком вышиб поднос с сигаретами и спичками из рук старушки, которая предложила нам закурить, когда мы входили в один из парижских ресторанов. Мы ползали по асфальту,подбирая сигареты и спички. Джеральд все уладил крупной купюрой. Но бедная старуха была в шоке. Трудно представить такое шуткой… или тот случай, когда он заполз под ковер в казино в Жюн-ле-Пин. Однако он мог неделями оставаться трезвым, особенно, если приходилось работать над книгой, аванс за которую он уже растратил. Если ему того хотелось, он вообще не прикасался к спиртному».

О «забытом модернисте» Томасе Вулфе

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;