Американский модернизм
Особенности американского модернизма
Американская культура сохранила свойственные ей динамичность, индивидуализм, культ свободы, но ее самовосприятие становилось более критичным и сложным. Разберем особенности американской литературы эпохи модернизма и главные имена.
Мы начинаем наш разговор о модернизме в Америке. Давайте сперва обозначим его особенности и назовем, что нового привнес модернизм в американскую литературу.
⚡️ Эпоха между двумя мировыми войнами стала временем расцвета модернистских направлений. Если на рубеже веков захватившие европейцев декаданс, импрессионизм, символизм в США были интересны только очень узкому богемному кругу, то к 1920-м ситуация перевернулась. Американские авторы увлекаются авангардными экспериментами, открывают для своих читателей непривычные формы.
🇺🇸 «Потерянное поколение» — так называют поколение, чья юность пришлась на время Первой мировой войны, к нему принадлежит большинство американских модернистов.
🗣 Слова Гертруды Стайн «Вы все — потерянное поколение» Эрнест Хемингуэй сделал эпиграфом к своему роману «И восходит солнце» («Фиеста»). Невозможность найти свое место в послевоенном мире, отвращение к фальши и рутине, тяга к экс тремальным переживаниям — общие темы «потерянных».
Эпоха распадается на две противоположные фазы 👇
1️⃣ «Ревущие двадцатые» — десятилетие скорости, ярких красок, новых ритмов, погони за успехом и наслаждениями. Пуританская традиция отвергнута, как и суровое наследие фронтира. В прозе Ф. Скотта Фицджеральда особенно ярко воплощен и дух времени, и чувство эфемерности блестящего нового мира.
2️⃣ Великая депрессия — тяжелый экономически<й кризис, разразившийся осенью 1929 года — уничтожила иллюзию беззаботного благоденствия. Крах американской мечты, хаос, растрянность стали общей реальностью. Многие деятели американской культуры присоединяются к левым политическим движениям и не скрывают политический пафос: лучшие примеры — в романах Джона Дос Пассоса и Джона Стейнбека.
❓ Что нового привнес в американскую литературу модернизм.
➖ Интернационализм и диалог с Европой. Центром американской культуры в 20-е становится Париж. Европа для американцев теперь не «Старый свет», а очаг новаций, эстетической свободы, независимости культуры от коммерции. Американские экспатрианты в Париже впитывают все нестандартное — сюрреализм, кубизм, романы потока сознания.
➖ Урбанизм. Американский модернизм — в первую очередь культура мегаполисов. Выживание в большом городе, покорение Нью-Йорка, индустриальные пейзажи и ритм уличной среды — все это находит выражение в сюжетах и стиле. Кроме Нью-Йорка и Парижа, в поле зрения врывается Чикаго: самый динамичный и самый жесткий американский город был не только криминальной, но и литературной столицей: здесь расцвели авангардные журналы и модернистская поэзия.
➖ Переосмысление истории. Для авторов из южных штатов особенно важны вопросы самосознания угасающего Юга. Рождается «южная готика», вершина которой — творчество Уильяма Фолкнера: «готическое» ощущение распада и родового проклятия пронизывает тексты, в которых нет мистики и фантастики.
➖ Джаз и кино как источники влияния. Американские модернисты в прозе и в поэзии смело используют рваные ритмы, резкую смену акцентов, приемы «монтажа» в композиции.
➖ Автобиографизм. Поиск собственного «я», личного жизненного сюжета сталкивается с невозможностью рассказать историю человека потерянного поколения языком классического романа-автобиографии. Так, у Хемингуэя или Генри Миллера мы видим, как личный сюжет превращается в поколенческий миф.
1 — Альфред Стиглиц. Зима, Пятая авеню. 1893
2 — Джорджия О’Кифф. Нью-Йорк с луной. 1925
3 — Джорджия О’Кифф. Издалека, близко. 1937
4 — Грант Вуд. Американская готика. 1930
5 — Грант Вуд. Смерть на дороге. 1935
6 — Томас Харт Бентон. Панно из цикла «Америка сегодня». 1930–31
7 — Эдвард Хоппер. Дом у железной дороги. 1925
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Особое значение для американской литературы имеет диалог с визуальными искусствами. Многие американцы открыли для себя модернистскую эстетику сначала в живописи и только потом в литературе. Назовем важные вехи и художников, чьи картины помогут создать визуальный контекст для книг, которые мы будем обсуждать.
❇️ Арсенальная выставка (the Armory Show) — выставка более тысячи произведений модернистских художников, от Гогена до Малевича, организованная с 17 февраля по 15 марта 1913 года в Нью-Йорке в здании Арсенала Национальной гвардии, а позже в Бостоне и Чикаго. Выставка стала откровением для американской публики, привыкшей к более консервативной и конформистской эстетике.
👤 Альфред Стиглиц (1864–1946) — фотограф и галерист, сыгравший большую роль в развитии фотографии как искусства. Некоторые фотоработы Стиглица напоминают импрессионистскую живопись, а такие фотографии, как «Зима, Пятая авеню» и «Пассажиры третьего класса» вошли в историю как знаковые образы Америки 20 века. Стиглиц также приложил много усилий для популяризации новейшего европейского искусства в США. В своей галерее он выставлял Сезанна, Родена, Пикассо, помогал авангардным художникам.
🖌 Джорджия О’Кифф (1887–1986) — одна из первых звезд американской модернистской живописи, она не похожа ни на кого из европейских коллег. В конце 1910-х она начала писать абстрактные полотна, часто вдохновленные музыкой, необычные изображения цветов, а в 20-е создала серию работ о Нью-Йорке, в которых можно увидеть много общего с образом города у Фицджеральда или Дос Пассоса. В 1929 году О’Кифф переехала в штат Нью-Мексико: ее пейзажи с пустынями и черепами животных тоже оставили глубокий след в американской культуре.
👥 Художники-регионалисты: Грант Вуд, Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Кэрри. Все они получили образование в Париже, но во время Великой депрессии сознательно отказались от продолжения европейской модернистской традиции. Они искали вдохновение в американской деревенской культуре, повседневной жизни фермеров и демонстрировали недоверие к городской индустриальной жизни. Но вернуться к духу бесхитростного реализма оказалось уже невозможно. Знаменитая «Американская готика» Вуда была задумана как сочувственный портрет патриархальной Америки, а многие, в том числе Гертруда Стайн, предпочли видеть в ней сатиру.
📖 Смесь ностальгии по более простым временам, иронии, чувства безнадежного распада старой Америки проявляется и в прозе Фолкнера или Шервуда Андерсона. В искусстве после регионалистов эту линию продолжили Эндрю Уайет, Эдвард Хоппер.
Давайте перечислим главные имена американской литературы 1920–1940-х.
🖋 Проза
Гертруда Стайн
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Эрнест Хемингуэй
Уильям Фолкнер
Фланнери О’Коннор
Шервуд Андерсон
Джон Дос Пассос
Генри Миллер
Томас Вулф
Джон Стейнбек
Зора Нил Хёрстон
🎵 Поэзия
Эзра Паунд
Томас Стернз Элиот
Уоллес Стивенс
Уильям Карлос Уильямс
Э. Э. Каммингс
Лэнгстон Хьюз
Клод Маккей
Марианна Мур
Карл Сэндберг
Задание.
📖 Прочитайте стихотворение Клода Маккея «Америка» (1921).
Какое впечатление оно производит?
О роли «маленьких журналов» в культуре американском модернизма
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день