angle-down facebook instagram vkontakte warning

Американский модернизм

Юджин О’Нилл, американский театр и путешествия по СССР

Поворотную роль в тенденциях американского театра сыграла драматургия Юджина О'Нила: его называют первым великим американским драматургом, реформатором театра. Обсудим подробнее и посмотрим на американцев в СССР.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Американский театр позже, чем европейский, стал обращаться к новым тенденциям. Поворотную роль сыграла драматургия Юджина О'Нила (1888–1953): его называют первым великим американским драматургом, реформатором театра в том же ряду, что Ибсен, Чехов и Стриндберг. Давайте узнаем, о чем его творчество.

👨 В юности О'Нил вел образ жизни героя авантюрного романа: бросив университет, стал матросом на торговом флоте, затем бродяжничал в Гондурасе и Аргентине, едва не умер от туберкулеза.

✍️ Экстремальный опыт привел его к решению стать писателем: с 1912 года О'Нил пишет одну за другой пьесы и ставит спектакли, а в 1916 организует экспериментальный театр в Провинстауне. Постановки театра заметили нью-йоркские критики, в 1920 году состоялась первая премьера пьесы О'Нила на Бродвее — «За горизонтом».

🕳 Пьесы О'Нила обращаются к крайним проявлениям человеческой жизни, к социальному дну и трагизму обыденных семейных историй. Ситуации, напоминавшие критикам греческие трагедии — роковая страсть, инцест, жестокие внутрисемейные конфликты, убийства и самоубийства — драматург помещает в узнаваемый современный американский контекст.

📝 В пьесе «Траур — участь Электры» О'Нил напрямую обращается к наследию античной трагедии — это вариация на темы «Орестеи» Эсхила, действие которой перенесено в США времен Гражданской войны.

💥 Эмоциональные и острые спектакли сразу привлекли поклонников и ненавистников, и все главные премьеры О'Нила сопровождались скандалами.

🌟 Славу ему принесла пьеса «Император Джонс» (1924). Ее герой — беспринципный афроамериканец на Гаити, обманом подчинивший себе местных жителей, но пришедший в итоге к падению и саморазрушению.

💬 Пьеса построена как серия флешбэков: Джонс пробирается через джунгли и рассказывает свою историю как цепочку хаотичных воспоминаний и галлюцинаций. Весь спектакль, по замыслу автора, должен сопровождаться нарастающим звуком барабана, передавать зрителям состояние безумия и ярости героя.

🎭 В «Странной интерлюдии» (1928) О'Нил использует новаторские для Бродвея приемы. Персонажи пьесы постоянно прерывают диалоги комментариями в сторону и монологами, которые выражают их внутреннее состояние.

🖋 В отличие от солилоквиев шекспировских героев, эти реплики написаны как поток сознания, с путаной логикой, паузами и оговорками. О'Нил использует идеи фрейдистского психоанализа, реализует в речи персонажей язык их подсознания.

🔉 О’Нил был активно вовлечен в театральный процесс и подталкивал режиссеров к новым идеям. Он придавал большое значение звуковому оформлению спектакля — с 30-х годов идеи О’Нила нашли воплощения в постановках режиссера Филипа Меллера. Меллер предпочитал импровизационный, интуитивный подход и делал основой постановки ритмическое единство.

👤 Близок О'Нилу был и метод Александра Таирова: спектакль Московского Камерного театра по пьесе «Любовь под вязами» он оценил выше бродвейских версий.

🏆 Статус О’Нила как главного трагика американской литературы подтвердила Нобелевская премия — «за силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».

Среди западных писателей, посещавших Советскую Россию в 20-е годы, было немало американцев. Многие авангардные авторы были социалистами или коммунистами, для многих также значима была классическая русская литература. Давайте узнаем, какая американская литература была в Советской России.

✍️ О новой России написано несколько совершенно разных по тону и духу американских книг. Важной вехой стала книга об октябрьской революции нью-йоркского журналиста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» (1919).

📝 В путевых заметках американцев много интересных наблюдений и зарисовок из советской жизни — они написаны то с симпатией, то с ужасом, то с удивлением. Особенно удивляла разница между тем, какую роль играет литература — и вообще слово — в Америке и в СССР

👇 Назовем самые яркие книги по следам приключений американцев в России.

📘 Теодор Драйзер «Драйзер смотрит на Россию». Маститый социальный реалист Драйзер в СССР в 20-е годы пользовался огромным успехом. Его пригласили в пропагандистских целях, но книгу у нас не печатали до 60-х годов.

👁 У Драйзера цепкий, ироничный взгляд, он старается объективно схватить детали повседневной жизни. Как писателя его больше всего удивило количество пропагандистских плакатов, которые он сравнивает с американской рекламой:

« …повсюду меня преследовали плакаты. Они неизменно встречали меня везде — от Ленинграда до Ташкента, от польской границы до центра Сибири, от Одессы до Самарканда. На каждой станции, в каждой гостинице, на почте, в театре, даже в домах неминуемо мелькали плакаты — это настойчивое (хотя и не принудительное) указание правительства гражданам, как и что надо делать: необходимо причесываться по утрам, истреблять мух, чистить хлев, мыть молочные бидоны и детские бутылочки из-под молока, проветривать помещение, где лежит больной, пахать тракторами, удобрять необходимыми удобрениями, использовать пригодный для строительства лес, питаться рационально… Господи спаси — голова шла кругом!»

👥 Джон Стейнбек и фотограф Роберт Капа в марте 1947 году решили съездить в СССР по собственной инициативе. Результат — «Русский дневник», свободный и часто забавный отчет о путешествии. Самоироничный и лукавый рассказ Стейнбека напоминает о традициях Марка Твена.

😳 Стейнбека удивлял статус советского писателя как части государственного аппарата: в ответ на объяснения о важности писателей — «инженеров человеческих душ» он говорит, что в Америке писатели «чуть ниже акробатов и чуть выше тюленей. И, с нашей точки зрения, это очень хорошо. Мы считаем, что писатель, в особенности молодой, которого очень расхваливают, так же быстро может быть опьянен успехом, как и киноактриса, о которой печатают хорошие рецензии в специальных журналах. А если критика будет как следует колошматить писателя, в конечном счете это обернется для него только пользой».

📗 Самый необычный из таких травелогов — книга авангардного поэта Эдварда Эстлина Каммингса «ЭЙМИ» (от греческого «я есмь»), вышедшая в 1933 году. Этот текст скорее художественный, чем документальный, но местами имитирует отчет о реальном путешествии. Сюрреалистический поток образов и метафор перебивается заметками о странностях советского мира.

👤 В отличие от большинства своих коллег, Каммингс не был увлечен политическими идеями и превратил свои впечатления в очень личный сюжет о путешествии в инфернальный антимир, которое отсылает и к «Божественной комедии», и к «Улиссу». В 2013 году на русском языке вышли фрагменты книги с комментариями под названием «Приключения нетоварища Кемминкза в Стране Советов: Каммингс и Россия».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что почитать об американском модернизме 👇

🔉 Лекции Андрея Аствацатурова на Арзамасе (аудио и расшифровки):

🔸 Уильям Фолкнер
🔹 Эрнест Хемингуэй
🔸 Генри Миллер

🔸 Лев Оборин. Как читать американских поэтов 20 века

🔹Американцы в поисках идентичности. Сборник статей. 2013

🔸 Аствацатуров А. А. И не только Сэлинджер: десять опытов прочтения английской и американской литературы. 2015

🔹Басс И. Жизнь и время Гертруды Стайн. 2013

🔸Засурский Я. Н. Американская литература 20 века. 1984

🔹 Зверев А. М. Модернизм в литературе США. 1979

🔸 Ливергант А. Я. Генри Миллер. 2016

🔹 Панова О. Ю. «Цветные миры»: американская литература в поисках национальной самобытности. 2014

📓 Журнал «Литература двух Америк»

В этом уроке мы поговорили об американском модернизме. Давайте вспомним главное и подведем итог.

🌪 В первой половине 20 века американская литература стремительно менялась. Эпоха между двумя мировыми войнами стала временем расцвета модернистских направлений. Американские авторы увлекаются авангардными экспериментами, открывают для своих читателей непривычные формы.

🇺🇸 «Потерянное поколение» — так называют тех, чья юность пришлась на время Первой мировой войны, к нему принадлежит большинство американских модернистов.

⚡️ Модернистская эпоха распадается на две противоположные фазы: «Ревущие двадцатые» — десятилетие скорости, погони за успехом и наслаждениями, и Великая депрессия — тяжелый экономический кризис, разразившийся осенью 1929 года.

✍️ Модернизм привнес в американскую литературу интернационализм и диалог с Европой, урбанизм, переосмысление истории, джаз, автобиографизм.

🎨 Многие американцы открыли для себя модернистскую эстетику сначала в живописи и только потом в литературе. Н>а это повлияли фотографы Альфред Стиглиц, Джорджия О’Кифф, художники-регионалисты Грант Вуд, Томас Харт Бентон, Джон Стюарт Кэрри.

🇫🇷 Самое оживленное творческое сообщество американских модернистов в начале 20 века сформировалось в Париже. Центром богемной жизни стал салон Гертруды Стайн, она была самым влиятельным критиком своего времени.

🧳 Фрэнсис Скотт Фицджеральд всю жизнь преследовал «американскую мечту» и лучше всех выразил ее иллюзорность. В 1924 году он отправился в Европу и присоединился к парижской модернистской среде. В Париже написан «Великий Гэтсби» — самый известный роман джазовой эпохи.

🧔 Эрнест Хемингуэй сделал литературу потерянного поколения мировым достоянием. Сильнее всего на литературу повлиял его специфический стиль — скупой и точный. Его метод назывался «теория айсберга», когда в тексте мы видим только восьмую часть айсберга, а о подводной должны догадываться.

🖋 Джон Дос Пассос сочетал авангардные повествовательные техники и острую социальную проблематику. Главный труд Дос Пассоса — трилогия «США»: романы «42-я параллель», «1919» и «Большие деньги». Америка в трилогии Дос Пассоса находится в состоянии внутреннего кризиса.

💥 Генри Миллер демонстративно принял маргинальную позицию и был в американской культуре самым бескомпромиссным представителем духа богемы. Фрагментарность и вечное повторение в его романах характеризуют жизнь в современной цивилизации, к которой Миллер выражает стойкое отвращение.

👤 В художественном мире Уильяма Фолкнера важнее всего глубокие корни, привязанность к региональной, провинциальной культуре. Он стал образцом южной готики.

🎵 Мы поговорили об американской модернистской поэзии. Главное литературное движение этой эпохи — имажизм, имажисты требовали отказаться от рутинных, стершихся приемов, от декоративности и риторики, для них важнее всего — образ, схваченный интуитивно, концентрированный, неожиданный.

⚡️ Самый яркий и противоречивый американский поэт 20 века — Эзра Паунд. Он проявлял интерес к восточной поэзии, экспериментировал также с европейскими средневековыми жанрами, пытался воскресить традиции поэзии трубадуров.

📚 Расцвет афроамериканской культуры в Америке называют «Гарлемским Ренессансом». У черных авторов впервые появилась независимая среда — со своими литературными журналами, меценатами, критиками, манифестами. Гарлемская проза достигла вершины в творчестве Зоры Нил Херстон. Ее главное произведение — роман «Их глаза смотрели на Бога» — серия ярких, трагикомических сцен из жизни самостоятельной и свободной героини.

🎭 Американский театр позже, чем европейский, стал обращаться к новым тенденциям. Поворотную роль сыграла драматургия Юджина О'Нила: его называют первым великим американским драматургом, реформатором театра.

📍 Американская культура в эпоху модернизма сохранила свойственные ей динамичность, индивидуализм, культ свободы, но ее самовосприятие стало более критичным и сложным.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;