angle-down facebook instagram vkontakte warning

Микеланджело Антониони

Другие знаковые фильмы режиссера

В этой части посмотрим другие знаковые фильмы режиссера и на их примере узнаем, как Антониони работает с актерами и создает сюжеты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Пробежимся по другим фильмам Антониони, о которых важно знать 👇

«Хроника одной любви» 1950 года — это дебют Антониони в игровом кино, в котором уже видна склонность режиссера к критике буржуазной жизни.

Сюжет: «Красавица Паола несколько лет замужем за миланским промышленником, она ведет праздный образ жизни и не ведает, что муж обнаружил старые фото и заинтересовался прошлым своей жены. Подозревая измену, ревнивец посылает в город, где она раньше жила, частного детектива».

🗞 Название этого фильма отсылает нас к неореализму. Само слово «хроника» очень характерно для этого направления: неореалисты любили документальность, часто в основу их фильмов ложились истории из газет. Критики отнесли фильм к внутреннему неореализму, потому что Антониони больше интересовала внутренняя жизнь героев.

В фильме есть модернистский момент: «Хроника одной любви» сюжетно близка к фильму Лукино Висконти «Одержимость». Это вольная экранизация романа Джеймса Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». С этого фильма критики часто начинают историю неореализма. Антониони это не просто делает свой кинематограф, но сознательно вписывает себя в один ряд с Висконти, даже выбирает того же актера: Массимо Джиротти играет и в том, и в другом фильме.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры из фильма «Крик»

Фильм «Ночь» 1961 года — это вторая часть трилогии отчуждения и некоммуникабельности Антониони.

Аннотация фильма: «Писатель — Джованни, его супруга — Лидия. Потемки творческого кризиса, закат чувств, сумерки привычек. Больница, близкий друг, погружающийся в ночь. Бессильные поиски просвета: тьма воспоминаний, ночной ресторан, богатая ночная вечеринка. Юная Валентина со своей маленькой ночью в душе. Утренний „ливень“ отчаяния, откровений, откровенности, которые может быть...»

⭐️ В этом фильме главные роли играют великие актеры: любимчик Феллини Марчелло Мастрояни и Жанна Моро, великая французская актриса, которая много играла в фильмах у Франсуа Трюффо и Луи Маля. Любимая актриса Антониони Моника Витти тоже появляется в этом фильме, но в небольшой роли.

📖 Главный герой — писатель. Это дает повод Антониони говорить о языке, о письменной культуре и ее лживости. Это частая тема 60-70-х годов: весь мир подвергался пересмотру, в том числе и письмо. Долго наш мир был литературоцентричным, ценность письма не подвергалась сомнению, а сейчас к нему начинают относиться как к условности, пытаются переосмыслить.

💃🏻 В этом фильме Антониони герои говорят больше, чем в других его работах. Главный персонаж — лживый конформист, который все время болтает, так забалтывает себя, свою совесть, свои чувства. Светский раут откровенно демонстрирует зрителю свою бессмысленность: эти люди собираются только для того, чтобы потрепаться, а подлинной жизнью они не живут.

Антониони говорил 👇
🗣 «Я воспринимаю актеров, как один из элементов общей картины в ряду со стеной, с деревом, с облаком».

Отсюда предельное внимание к предметам, фонам, текстурам и фактурам. Городская пустынность призвана показать нам опустошенность героини.

Иначе предметным мир фильмов Антониони интерпретирует киновед Джорджио Тинацци 👇

🗣 «С точки зрения персонажа предметы и обстоятельства могут читаться как проекция его психологического состояния, но у Антониони они начинают терять свою подчиненность фабуле и приобретают некоторую автономию от субъекта и просто присутствуют в кадре. Антониони раскрывает отчужденный мир вещей, возвращая предметам их невинность и многозначность».

Кадр из фильма «Затмение»

Завершает трилогию отчуждения фильм «Затмение» 1962 года, который получил специальный приз жюри на Каннском кинофестивале.

Аннотация: «Виттория перетекает по жизни из одних обстоятельств в другие: мужчина — подруга — другой мужчина — соседка. Все это, как облака, проплывающие по небу: вот они есть, а через мгновение — уже нет».

🎭 В этом фильме Моника Витти играет в паре с Аленом Делоном, а также появляется великий испанский актер Франсиско Рабаль, который блистал в фильмах Луиса Бунюэля. Кстати, Рабаля мы уже видели в фильме Педро Альмодовара «Свяжи меня», где он играл престарелого режиссера.

👫 В фильме «Затмение» рассказывается о двух мирах: мир главной героини — пронизанный светом, поэзией, и мир главного героя — мир капитализма. Антониони говорит, что эти миры настолько разные, что никогда не смогут друг друга понять, каждый человек принадлежит своему миру и для другого — загадка.

✨ Финальная сцена — это настоящий саспенс: в ней герои договариваются встретиться, и ни тот, ни другой не приходят на свидание. Мы их ждем и даже думаем, что героиня Моника Витти пришла на свидание, но она оборачивается и оказывается, что это другая женщина просто прошла мимо. На пустой улице включается фонарь.

О фильме «Забриски Пойнт»

Кадры из фильма «Забриски Пойнт»

✍️🏻 «Профессия: репортер» — последний крупный фильм Антониони с Джеком Николсоном в главной роли, которого режиссер называл «человеком с безумным блеском глаз». Картина во время выхода недооцененная, но со временем ставшая значительной для истории кино.

Аннотация: «Журналист Дэвид Локк приезжает делать материал в Северную Сахару, но работа не клеится. Очередной тягостно-жаркий день приносит неприятный сюрприз: умирает сосед, живущий в номере напротив. Повинуясь внезапному порыву, Локк забирает багаж покойного, переклеивает фотографию в паспорте и спешно покидает отель в смутном предчувствии новой жизни».

🔄 Фильм движется по кругу: вечное убегание от себя и вечное возвращение к начальной точке. Новая жизнь не начинается, если человек пустой внутри, для нее просто нет фундамента и даже загадочная и прекрасная героиня не способна помочь герою.

Репортер, задающий поверхностные вопросы интервьюируемым, для которого ничего не интересно, все воспринимается им как рутина показан на фоне документальных кадров. На контрасте мы видим жизнь подлинную и жизнь пустую.

Финальная сцена фильма «Профессия: Репортер»

О фильме «Тайна Обервальда»

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;