Микеланджело Антониони
Режиссерский стиль Антониони
Антониони показывает жизнь людей, которые поняли, что счастливого послевоенного мира не будет. Посмотрим, как выбор тем отражается на съемочном процессе.
Экзистенция в фильмах Антониони
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Разберемся со стилистикой и проблематикой фильмов Антониони.
Мы уже запомнили, что его фильмы экзистенциальны.
Еще один важный момент: Антониони озвучил едва ли не главное ощущение 60-х годов: мир, который люди были в состоянии понять — мир бескрайних горизонтов и возможностей — уже не существует.
После окончания ВОВ поколение Антониони переживало воодушевление: мы победили, мы построим новый мир. А потом настало отрезвление и разочарование, нового мира не случилось. Да, восторжествовала буржуазная цивилизация: экономическое чудо в Италии, в Германии, в Японии. Материально люди жили хорошо, но с духовным миром были проблемы. К ним и обращается Антониони и его современники — Феллини, Пазолини, Феррери.
Антониони показывает европейское общество в состоянии эскапизма, когда люди убегают от реальной жизни в свои внутренние проблемы или социальное лицемерие.
Фильмы Антониони допускают многочисленные интерпретации.
Давайте послушаем, что об этом свойстве его фильмов говорят кинематографисты и философы.
Выдающийся философ Ролан Барт говорил 🔻
🗣 «Антониони балансирует на лезвии бритвы — он не навязывает зрителю смыслы, но, в то же время, и не отменяет их существования. В своих классических лентах Антониони оставляет путь к интерпретации свободным».
Режиссер Ален Роб-Грийе 🔻
🗣 «В фильмах Хичкока осмысление того, что показано на экране, постоянно откладывается, но под конец понимаешь все. У Антониони наоборот — его образы ничего не скрывают — мы видим все четко. Но значение образа все время ускользает от нас, и по мере просмотра фильм становится все более загадочным. Когда публика покидает зал, фильм остается открытым. Это важнейшая характеристика современного искусства».
Жак Лакан — крупный философ, представитель психоанализа 🔻
🗣 «Миросозерцание Антониони строится на отторжении гуманистической идеи о человеке, как о чем-то неизменном, разумном, либо нравственном».
✅ Антониони опровергает условности классического повествовательного кино. Завязка, кульминация, развязка — нет, в фильмах Антониони все работает по-другому. Например, он любит ложные детективы. Шесть его фильмов начинаются, как детективы или содержат какие-то элементы детектива, но в итоге детективами не становятся.
✅ Антониони предельно кинематографичен: то, что он делает, нельзя превратить в литературу. Он — кинопоэт, создающий фильм из визуальных образов и ритма. Его работы живописны. Антониони знаменит, как мастер света. Есть даже термин «антониониевский свет». Это мягкий свет, которым проникнут кадр.
✅ Антониони — мастер кинематографического архитектурного городского пейзажа. Часто дома героев выстраиваются специально для фильма. Они демонстрируют внутреннее состояние героев. Например, пустая улица в «Красной пустыне» — это пустота, которая поселилась давно-давно в душе каждого человека.
✅Постоянный мотив творчества Антониони — ложное движение. Герой откуда-то убегает, но возвращается всегда в исходную точку. Движение оказывается бессмысленным. Например, в фильме «Крик» герой уходит от жены, а потом умирает у ее ног. Или в фильме «Профессия: репортер»: герой хочет поменять свою жизнь, а в итоге ничего не меняется и он умирает в затрапезной гостинице. В фильме «Дама без камелий» героиня хочет что-то доказать миру, стать хорошей актрисой, но ничего у нее не получается не только в творчестве, но и в личной жизни. Герои Антониони настолько внутренне опустошены, что у них нет сил двигаться по-настоящему.
Фильмы Антониони близки к неореализму. Напомним, что это такое.
Движение развивается в 40–50-е годы. После войны технологическая база киноиндустрии разорена, но режиссеры превращают это в свою фишку, получившую название «эстетика отказа»:
❌отказ от павильонов
❌отказ от искусственного света
❌отказ от сложных декораций
❌отказ от профессиональных актеров
❌отказ от закадровой музыки (активно нарушали этот запрет)
❌отказ от сложного монтажа
Для неореализма характерны драматургическое несовершенство и гибкость диалогов: иногда они меняются по ходу съемки.
Антониони как неореалист исследует жизнь человека, стремясь к документальной правдивости, к подробностям. Антониони не использует закадровую музыку или использует минимально.
Он говорит👇
🗣 «Я всегда отвергал традиционный музыкальный комментарий, который призван усыплять внимание зрителя. Что мне не по душе — так это идея подгонки образов к музыке, словно речь идет об оперном либретто. Мне претит нежелание заполнять тишину, потребность заполнять мнимые пустоты».
Классические неореалисты рассказывали о жизни низов и рабочего класса. Герои в фильмах Антониони принадлежат к верхушке среднего класса. Антониони выбирает буржуазию в качестве объекта изучения именно потому, что буржуазия сыта, довольна и копается в себе.
Так как Антониони больше всего интересовала именно внутренняя жизнь героев, критики относят его фильмы к одному из течений внутри неореализма, которое прозвали «внутренний неореализм».
👁 Мы говорили о кинематографичности фильмов Антониони.
Вспомните, какие кадры из его фильмов впечатлили больше других?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день