Арабская философия
Исмаилизм и восточный аристотелизм
В этой части рассмотрим еще одно направление исламской теологии — исмаилизм и поговорим о самых выдающихся представителях арабского аристотелизма.
💁🏻♂️ Исмаилизм — одно из течений ислама, в основе которого лежит концепция имамата — управления мусульманской общиной через имама, верховного носителя духовной и светской власти одновременно.
🌟 Обожествление имамов. Исмаилиты, последователи исмаилизма, настолько высоко ставили духовные качества имамов, что иногда почти обожествляли их, приписывая им сверхъестественные черты и способности. Само название «исмаилиты» произошло от имени седьмого имама Исмаила, про которого ходили удивительные легенды. Хотя Исмаил к тому времени умер, распространилась версия о том, что он жив, но скрывается. Это явилось основанием для концепции «скрытого» имама, то есть имама, не являющегося людям. О нем знают только эмиссары, которые открывают людям его учение.
🚧 Превращение исмаилизма в эзотерическое учение. Концепция «скрытого» имама способствовала превращению исмаилизма в эзотерическое учение, а исмаилитской общины — в закрытую иерархическую организацию наподобие масонской, где одна ступень отделена от другой наличием цепочкой «тайн».
🙅🏻♂️ «Отрицательная» теология. Так же как мутазилиты, исмаилиты огромное значение придавали разуму и рациональному познанию. Они так же были сторонниками «отрицательной» теологии, учения о том, чем Бог не является, и противниками антропоморфизма в описании Бога, то есть не придавали ему присущие человеку свойства. Об Аллахе они говорили, что он ни существующий, ни несуществующий, ни знающий, ни незнающий, ни всемогущий, ни бессильный.
Теперь мы поговорим о восточном аристотелизме или, как его еще называют, фальсафе.
🤔 Фальсафа — искаженное греческое слово «философия», которое арабы позаимствовали у греков. Ислам возникает в 622 году, когда от древнегреческой цивилизации уже ничего не осталось. То, что арабы заимствовали греческое слово, — знак большого уважения к греческой интеллектуальной традиции.
👨🏻🏫 Аль-Фараби — «второй учитель». Для средневековой мусульманской философии «первым учителем» и главным философом был Аристотель. Его тексты переводились на арабский язык, мусульманские мыслители были восхищены его мудростью и знаниями в области естественных наук. «Вторым учителем» и исламским Аристотелем называют Аль-Фараби и вот почему 👇
💭 Путь к истине — философия. В то время как другие философы противопоставляли Платона и Аристотеля, Аль-Фараби (870–950) стремился подчеркнуть общность их стремления к истине — они опирались на рациональные доказательства, разум и логику. Аль-Фараби был убежден, что именно рациональным путем мы ближе всего подойдем к истине и нам откроется суть бытия.
Аль-Фараби сравнивает философию с религиозным знанием и выделяет три его источника 👇
1️⃣📣 Риторика — красноречивые проповеди.
2️⃣✏️ Поэзия — яркие образы, которые пленяют воображение.
3️⃣📜 Свидетельства мудрецов прошлого — например, Сунна — сборник деяний и изречений Мухаммеда и его ближайших учеников.
➡️ Аль-Фараби считает, что религиозное знание примитивно и подходит только для сознания простого народа. А философия — это гораздо более глубокий и более надежный путь к истине.
🏛 Теория общественного устройства. Опираясь на труды Платона и Аристотеля, Аль-Фараби разработал теорию общественного устройства, которую описал в «Трактате о добродетельном городе». Изначально арабы были кочевыми племенами, греческая полисная культура была им незнакома. Аль-Фараби буквально копирует учение древнегреческих мыслителей о государстве.
👑 Аль-Фараби наследует идею Аристотеля о том, что государство устроено хорошо, если им управляет хороший человек. Он говорит, что во главе добродетельных городов должны находиться правители-философы, выступающие одновременно и в роли предводителей религиозной общины. Государство — сообщество добродетельных людей, которые культивируют добро и справедливость и осуждают несправедливость, уделяют большое внимание постижению истины, а не только наслаждениям и богатствам.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Аль-Фараби на банкноте Казахстана номиналом 1 тенге
2. Страницы из рукописи 17-го века с комментариями Аль-Фараби на «Метафизику» Аристотеля
Виды интеллекта — периферийная тема для Аристотеля, становится одной из главных тем философии Аль-Фараби.
Арабский мыслитель выделяет два вида интеллекта👇
1️⃣😴 Пассивный — интеллект человека, то, что мы называем рациональностью, логичностью. Это мышление по правилам, которые уже существуют в готовом виде.
2️⃣🤓 Активный — в первом приближении это разум Бога. Бог не скован логикой, он сам ее создал. Но что такое мышление Бога? Аль-Фараби соглашается с Аристотелем, который говорит, что Бог — это чистый Ум. Бог сам и есть мышление.
🔻 Получается интересный треугольник: аристотелевский Бог и Бог Аль-Фараби — это мысль, которая сама себя мыслит. Кто мыслит? Мысль. Что она мыслит? Мысль. Чем она мыслит? Мыслью.
😇 Бог при помощи себя самого мыслит себя самого. Бог — это разум, который совершенен в своей самодостаточности и он максимально полным образом постигает наиболее сложное и наиболее первичное, что только есть в мире — самого себя.
💆🏻♂️ Человек открывает мышление Бога в себе. Между активным и пассивным интеллектом существует очень быстрая и близкая связь. Внутри пассивного разума всегда работает активный разум Бога. Все лучшие мысли, которые мы считаем своими мыслями, — на самом деле мысли Бога. Чем дальше человек продвигается по пути мышления, тем лучше он понимает, что это не его мышление, а мышление Бога.
Еще один яркий представитель восточного аристотелизма — Ибн Сина.
👨🏻⚕️ Ибн Сина (980–1037) жил в 11-м веке, но особую популярность, граничащую с культом, он приобрел в Европе в 12-м веке. Именно тогда европейцы перевели его главный трактат «Канон врачебной науки» (или «Канон медицины»). Ибн Сина получил латинизированное имя — Авиценна. Это знак большого признания — из сотен арабских философов только несколько мыслителей удостоились того, что европейцы знали их по именам и цитировали.
👶🏻 Удивительные способности к наукам. Ибн Сина показывал удивительные способности к наукам с раннего детства. Уже в 12 лет он был настолько знающим, что к его словам прислушивались взрослые. А в 16 лет его пригласили лечить эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал:
🗣 «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах».
🔬 Научный метод в медицине. Авиценна фактически разработал научный метод в медицине — он сформулировал представление о доказательности, наблюдении, эксперименте в медицине, о причинах и следствиях. Он впервые различил чуму и холеру и предложил лечить их по-разному. Именно Ибн Сина впервые предположил, что болезни могут вызываться маленькими невидимыми организмами. Как он мог догадаться об этом, не имея микроскопа? Авиценна уделял большое внимание эмпирическим методам — наблюдению, эксперименту, сравнению.
📗 Врач и философ. Авиценна не просто врач, он сильнейший философ. В энциклопедических трудах «Книга исцеления» и «Книга знания» философия не излагается как отдельная доктрина, а соединяется с другими науками — логикой, физикой, биологией, астрономией, психологией, арифметикой.
Рассмотрим основные философские идеи Авиценны 👇
🌍 Первоначало мира. Авиценна, как и Аристотель, считает, что у мира есть некое единое первоначало и называет его Богом. Это первоначало не является личностью, молиться ему бессмысленно. Имеет смысл пытаться его постигать при помощи разума. Напрямую постичь его невозможно — это можно сделать лишь через наблюдение за явлениями природы, богатством вещей окружающего мира, красотами мироздания.
🌷 Возникновение мира. Единое в каком-то смысле является первоначалом. Авиценна представляет, что Бог не создал мир, а сам является им — мир развертывается из единого первоначала. Все богатство мира сжато в первоначале, как цветок в бутоне. Авиценна утверждает, что мир появляется не как сотворенный из ничего, а в результате самораскрытия абсолюта.
👀 Отношения Бога и мира. Бог развертывается в мир, чтобы впервые увидеть себя самого, насладиться богатством своего содержания, оценить его красоту и гармонию. Отношение к миру пропитано любовью и благоговением. Авиценна всматривается в растения, животных, тело человека как в прекрасный храм, божественное проявление. Это придает его эмпирическому методу эмоциональную мотивацию.
💛 Взгляд, влюбленный в красоту мира. Наблюдения и эксперименты Авиценны — это не бухгалтерская инвентаризация мира, а восторженное наблюдение, внимательное, вдумчивое. От него не ускользают никакие детали, потому что взгляд наблюдателя — это взгляд, влюбленный в красоту мира.
1. Арабский ученый (возможно, Ибн Сина).
Неизвестный художник. Wellcome Collection, Лондон. 17-й век
2. Первая страница рукописи «Канона врачебной науки» Ибн Сины. Йельская медицинская историческая библиотека, Нью-Хейвен. 1597–1598
Вершина арабского аристотелизма — Ибн Рушд.
🤵🏻 Ибн Рушд (1126–1198) — самый последовательный и одновременно самый оригинальный из всех сторонников арабского аристотелизма. Ибн Рушд сумел не только глубоко понять учение Аристотеля, но и развить его. Именно благодаря его развернутым комментариям к трудам Аристотеля европейцы переоткрыли их для себя. В Европе Ибн Рушда называли Аверроэс, а его учение получило название аверроизм. В Париже кружок аверроистов продолжал существовать и после смерти Аверроэса, с его представителями активно полемизировал средневековый философ и богослов Фома Аквинский.
⚖️ Концепция двух истин. Почему учение Ибн Рушда стало причиной полемики? Арабский философ выделяет два пути постижения истины: философский и богословский. Он утверждает, что эти пути настолько разные, что несоизмеримы — истины, к которым приходят философы и богословы нельзя сравнивать, они обе верны. Они не могут друг друга доказать или опровергнуть, а значит, невозможны и споры между философией и религией. Такая позиция была шокирующей для средневековой Европы — в то время господствовала идея о том, что философия — служанка богословия, должна подчиняться ему и давать логическую базу. Фома Аквинский утверждал, что религия и философия — два пути к одной истине, Ибн Рушд утверждал, что истины религии и философии несравнимы.
🗣 Философия и религия используют разные критерии истины. Чтобы дойти до истины философия опирается на факты и разум. Религиозная истина — поэтическая, главное ее свойство — способность придавать людям силу, воспламенять сердца. Например, поэтические образы способны так зажечь душу, чтобы она почувствовала себя бессмертной. Опираясь лишь на факты и разум, философия не может утверждать, что душа бессмертна.
💨 Бог — первопричина движения. Все сторонники арабского аристотелизма утверждали, что мир вечен и в буквальном смысле несотворен — Бог является не творцом, а скорее первопричиной. Ибн Рушд считает, что Бог не первопричина всех вещей, а первопричина движения (сабаб). Бог — это скорее перводвигатель, а не первооснова. Идею перводвигателя мы встречаем у Аристотеля. К Богу неприменимы все известные нам человеческие понятия. Он есть чистое воплощение необходимости. Бог вносит в мир детерминизм и контроль, искореняет из него произвол и упорядочивает его. Отношение Бога и мира — это отношение упорядочивающего двигателя и движимого.
🧠 Концепция двух видов интеллекта. Ибн Рушд доводит до завершения концепцию двух видов интеллекта. Он выделил две части разума:
1️⃣🙋🏻♂️ Пассивный разум — индивидуальное мышление.
2️⃣🌟 Активный разум — божественная часть души, непосредственно Бог, который присутствует в каждом из нас.
➡️ Душа состоит из двух частей — индивидуальной и божественной. Индивидуальная часть души, все, что связано с нашим «я» умирает вместе с телом, а божественная часть души не умирает. Ибн Рушд критикует концепцию бессмертия души и утверждает, что воскресение из мертвых невозможно.
💥 «Опровержение опровержения». Ибн Рушд блистательно отразил яркую критику логических методов в философии со стороны знаменитого суфия Аль-Газали. В своем трактате «Опровержение философов». Аль-Газали критиковал аристотелизм и рационалистическую философию. В трактате «Опровержение опровержения» Ибн Рушд сумел повернуть доводы Аль-Газали против него самого. Мыслитель показал, что невозможно опровергнуть разум и логику, потому что сам процесс опровержения построен на разуме и логике. Впрочем, может быть, Аль-Газали тоже по-своему прав?
1. Ибн Рушд (в центре). Фрагмент фрески «Апофеоз Фомы Аквинского» Андреа Бонайути. Испанская капелла, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция. 1366–1367
2. Воображаемый диалог между Ибн Рушдом и Порфирием. Миниатюра из «Книги трав и растений» Манфредуса де Монте Империале. Национальная библиотека Франции, Париж. 1-я половина 14-го века
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день