angle-down facebook instagram vkontakte warning

Арабская философия

Калам: рационалистическое богословие

Калам поднимает много фундаментальных богословских вопросов и ищет ответ на них в разуме. В этой части познакомимся с главными темами калама и узнаем, кто такие мутазилиты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🧠 Калам — умозрительно-рационалистическая теология ислама, которая начала складываться в 7-м веке. Между фикхом и каламом существовала тесная связь: калам давал теоретическую основу для решения многих правовых вопросов — дополняя друг друга, они формировали шариат.

Теоретическое решение вопросов о Боге и повседневной жизни. Государственное управление, судопроизводство, хозяйственная жизнь и решение теологических споров требовали более глубокого теоретического решения многих вопросов, чем то, которое предлагало Писание. Что такое божественное всемогущество, промысел божий? В чем заключается вера в Аллаха? Если всё во власти Аллаха, то отвечает ли человек за свои поступки? Может ли быть ответственен за них малый ребенок, слабоумный? Что такое ответственность, свобода воли, разум?

😇 Вопрос о единобожии. Основным вопросом, который особенно остро стоял в первые века существования ислама, когда его догматика еще не до конца устоялась, был вопрос о единобожии (тавхиде). До распространения ислама арабские племена культивировали языческое многобожие, и этим верованиям ислам должен был противопоставить четкие аргументы.

1️⃣ Концепция единства. Идея единства мира (монизм), единства бытия и единственности мироздания, стала центральной темой калама, и первые развитые концепции единства бытия были предложены мутазилитами. Эту проблему они обсуждали, оперируя доводами разума, логики, философии, используя уже созданные античными философами логику и метафизику, учение о началах бытия.

Рассмотрим особенности крупного направления калама, которое развивали мутазилиты.

💁🏻‍♂️ Мутазилиты («обособившиеся») — первое крупное направление в каламе. Оно возникло в 7-м веке и разработало собственную непротиворечивую версию учения об Аллахе, мире и человеке. Мутазилиты сильно переосмыслили некоторые ключевые догматы ислама — о предопределении и о несотворенности Корана.

🙌 Предопределение и свобода. Предопределение, о котором так много говорится в Коране, они считают относящимся только к «физической» сфере мироустройства и жизни людей. Что же касается поведения человека, выбора им пути, то здесь власть Аллаха прекращается. Более того, всю ответственность за судьбу человека он возлагает на самого человека, предоставляя ему свободу выбора. Аллах всесилен, утверждают мутазилиты, но его сила направлена на сотворение мира и слежение за сохранением в нем порядка, а не на подавление человеческой свободной воли.

💡 Интересный факт. В 18-м веке похожую концепцию в Европе сформулировал Иммануил Кант, объявив человека «гражданином двух миров»: практического мира свободных моральных поступков и физического мира причинно-следственных связей.

💪 Свободный выбор. Мутазилиты считали, что если человек свободен в выборе, то вряд ли правильно рассматривать его как простой выбор между предоставленными Аллахом альтернативами. Выбор означает, что человек устремляет свои действия в определенном направлении, вмешивается в установленный божественный порядок, нарушает его. Но как может Аллах вмешаться в происходящее, восстановить status quo, если его творение уже закончилось?

🎨 Учение о непрерывном творении. Одним из выходов стала разработка учения о непрерывном творении, которое позволяло постоянно корректировать сотворенное. Аллах творит только наилучшее (аль-аслах) и невозможно нарушить установленный им порядок вещей, если только он сам его не скорректирует, что в вполне возможно — ведь он всемогущ.

📕 Сотворенность Корана. Учение о непрерывном творении согласуется и с мутазилитским тезисом о сотворенности Корана (что ставило их учение на грань ереси). Мутазилиты считали, что Коран не вечен, ведь он точно не мог возникнуть до появления речи. Но если он уже возник, то теперь мы должны рассматривать его как вечный и неизменный, ведь с его возникновением весь мир приобрел новый смысл и новое (смысловое) измерение.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3800₽ 1900₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;