Архитектура ар-деко
Бонус: как строили небоскребы и итоги
Небоскреб — главный жанр американского ар-деко. В этой части узнаем о самых необычных проектах в этом направлении.
1. Эмпайр-стейт-билдинг. Нью-Йорк, США, 1931
2. Проект нового небоскреба «Метрополитен-лайф», 1930-е
3. Новый небоскреб «Метрополитен-лайф». Нью-Йорк, США, 1928
4. Новый (слева) и старый небоскребы «Метрополитен-лайф»
Первая история этой части — про самый высокий небоскреб. Мы уже говорили, что в начале 1930-х эту гонку выиграл Эмпайр-стейт-билдинг. Но у него мог появиться серьезный конкурент.
Что пошло не так 👇
📏 Страховая компания Метрополитен Лайф захотела новый небоскреб. Его решили построить рядом со старым зданием — Метлайф-тауэром высотой 213 метров. Высота нового здания по проекту была около 500 метров.
💸 Помешала Великая депрессия. Стройку остановили на четверти высоты и сделали крышу на верхнем ярусе. Небоскреб до сих пор стоит недостроенным, но даже так его высота достигает внушительных 137 метров.
🏗 Проект все еще можно завершить. Стальной каркас здания строили с расчетом на большую высоту. Теоретически в любой момент можно достроить недостающие этажи — конструкция это позволяет.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Проект моста-небоскреба. Рэймонд Худ, 1925
2. Проект Рокфеллер-центра, 1930-е
3. Рокфеллер-центр. Нью-Йорк, США, 1930-е
В 1920-е архитекторы все еще формулировали, каким может быть небоскреб. Это вдохновляло некоторых из них на утопические проекты.
Вот пара из них 👇
🌉 Мосты-небоскребы. К 1925 году Нью-Йорк обогнал Лондон по численности населения. Чтобы снизить загруженность мегаполиса, архитектор Рэймонд Худ предложил построить полтора десятка мостов через реки Манхэттена, застроенных небоскребами в 50–60 этажей. На мостах он видел магазины и театры, а с помощью лифтов жители могли бы спускаться к реке.
💰 Рокфеллер-центр. В Нью-Йорке нет больших ансамблей из небоскребов — земля очень дорогая. Но есть одно исключение: в 1930-е годы семья Рокфеллеров выкупила девять соседних участков для одного небоскреба — в центре большая застройка, а вокруг здания поменьше. Вся композиция смотрится гармонично.
Что почитать на тему ар-деко 👇
Рекомендуем статью Андрея Бархина про ар-деко вообще и выставку 1925 года в Париже. Широкий взгляд, много классных примеров и фотографий.
Этот урок мы посвятили ар-деко. Вот что мы про него узнали.
💡 Как появился
🔹 В Финляндии и Германии искали новую архитектурную эстетику. Архитекторы этих стран вдохновляются национальным искусством, фольклором, языческими мотивами.
🔹 После Первой мировой войны деньги и амбиции для большой архитектуры были только у США. Финский архитектор Элиэль Сааринен предложил на конкурс проект небоскреба для газеты «Чикаго Трибьюн» (Chicago Tribune) — не победил, но принес в США новую эстетику. Там начался бум небоскребов в стиле ар-деко.
🔹 В ар-деко строили не только небоскребы, но и любые другие здания: фабрики, церкви, отели, рестораны, жилые дома.
🔹 Архитектуру ар-деко можно найти по всему миру — от Америки до Австралии.
👀 Как выглядит
🔹 Силуэт — ступенчатый, с ярусами без карнизов.
🔹 Декор — рубленый, орнаментальный, с повторением деталей.
🔹 Мотивы — отказ от античных традиций в пользу архаичной архитектуры майя, Индии, Египта.
↗️ Одновременно с ар-деко
🔹 Авангард. Сочетание с ар-деко дало стримлайн — технологичное направление с закругленными формами.
🔹 Классика. Ар-деко использовало классические детали, но рисовало их по-своему, в своей эстетике.
🔹 Вне классификаций. Существуют здания, стилистика которых не вписывается ни в ар-деко, ни в авангард, хотя может быть близка этим стилям. Среди такой архитектуры выделяют экспрессионизм, который, как авангард, не использует декор, но выразителен за счет пластичных форм.
✅ В чем значимость. Ар-деко — последний большой стиль и последний стиль в мейнстриме, который любил и умел украшать фасады. После него начнется современная архитектура, добивающаяся выразительности другими способами.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
6600₽ 3300₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день