Ханна Арендт
Философы о природе морального зла
Зло связано с бегством от свободы или с нашими эмоциональными переживаниями? В этой части узнаем мнение философов 20 века.
Поговорим о том, как о природе морального зла рассуждали другие мыслители 20 века, жизнь которых, так или иначе, изменил тоталитарный режим. Начнем с Зигмунда Фрейда.
💁🏻♂️ Зигмунд Фрейд (1856–1939) — один их самых ярких европейских интеллектуалов первой половины 20 века, создатель психоанализа, внесший огромный вклад в развитие современной психологии. Многие работы Фрейда посвящены анализу темных сторон человеческой души — зла, насилия, деструктивности.
Поздние годы жизни венского мыслителя были омрачены приходом к власти в 1933 году нацистов и аннексией Австрии 👇
📚 Новой властью был принят ряд антиеврейских законов. Книги, противоречившие нацистской идеологии, уничтожались — наряду с трудами Маркса, Кафки и Эйнштейна под запрет попали и работы Фрейда. Психоаналитическая ассоциация была распущена по приказу правительства, многие ее члены подверглись репрессиям, а фонды были конфискованы.
🧳 После ареста дочери Анны и допроса в гестапо Фрейд решил покинуть Третий рейх и уехать в Англию. Но это оказалось непросто: нужно было получить разрешение на эмиграцию и выплатить нацистам огромную сумму. Фрейду помогло лишь вмешательство влиятельных зарубежных друзей и общественных организаций.
⛓ Фрейд с женой и дочерью уехал из Вены. Но гитлеровцы не выпустили его четырех сестер, которые позже погибли в концлагерях.
Как Фрейд объяснял природу зла через проявления психики 👇
🤤 Изначально в концепции Фрейда главную роль играл принцип удовольствия — жизнеутверждающее начало, связанное с инстинктом жизни, Эросом. Одна из его главных работ — «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).
😵 Позже австрийский мыслитель открывает существование в человеческой душе и противоположного принципа — Танатоса, инстинкта смерти. Именно с ним он связывал все самые патологические и разрушительные проявления психики.
💡Влечение к жизни и любви он обозначает термином либидо, а влечение к смерти и агрессии называет мортидо.
🗣 «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что все живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевленной материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому».
➡️ Многие формы патологической агрессии в концепции Фрейда объясняются сексуальными желаниями и перверсиями. В Европейском искусстве, освещающем тему нацистских преступлений (фильмы «Конформист» Бернардо Бертолуччи, «Гибель Богов» Лукино Висконти), довольно часто встречаются фрейдистские мотивы: репрессивный и амбивалентный образ отца, эдипов комплекс, влечение к матери, фиксация на травме, регрессия в детские переживания и другие.
Посмотрим, как рассуждал о природе зла еще один выдающийся мыслитель 20 века — Эрих Фромм.
💁🏻♂️ Эрих Фромм (1900—1980) — немецкий социолог, философ, один из основателей неофрейдизма. Выходец из семьи ортодоксальных иудеев, после прихода нацистов к власти в 1933 году он эмигрировал в Швейцарию, а затем в США, где и написал самые знаменитые свои работы.
🔎 В книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследует причины и механизмы, заставляющие человека отказываться от собственной свободы, которая становится для него психологической проблемой. Причиной этому служит чувство неуверенности, тревоги и отчужденности. В результате человек отказывается от своей индивидуальности, становится частью огромного механизма и принимает решения под давлением общества. Согласно Фромму, в подобном обществе само человеческое развитие в полноценную личность стоит под вопросом.
🗣 «Человек строит машины, действующие как люди, и создает людей, действующих как машины».
❓В монографии 1973 года «Анатомия человеческой деструктивности» мыслитель предпринимает масштабную попытку объяснить истоки человеческой агрессии, опираясь на труды биологов, этологов, психологов, социологов, экономистов. В отличие от Фрейда, он видит причины деструктивных проявлений человека не столько в его индивидуальном бессознательном, сколько в социальной психологии, в устройстве общественного сознания. Общественное сознание, в свою очередь, определяется экономикой, поэтому Фромм стремится соединить идеи Фрейда с идеями Маркса. Получившаяся гремучая смесь называется «фрейдомарксизм».
🧐 Фромм подробно разбирает характеры ярких политических деятелей тоталитарных режимов и ставит им социально-психологические диагнозы: Гиммлер — патологический мазохизм, Гитлер — некрофилия, Сталин — патологический садизм. Многие его рассуждения о конкретных исторических личностях встретили серьезную критику в научном мире, но его социально-психологические идеи в целом нашли понимание.
😤 Деструктивность у Фромма рассматривается как особая форма агрессии (злокачественная), которая имеет социокультурную основу, и с эволюционной точки зрения, не является значимой для выживания вида.
🗣 «В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей».
➡️ Другими словами, Фромм выдвигает крайне неприятную гипотезу о том, что деструктивность — «зашита» в современном обществе на глубинном уровне. Причем не только в тоталитарных режимах, но и в либеральных демократиях. Просто различные типы обществ культивируют различные типы деструктивных характеров 👇
🔻Эксплуататорский: садизм, стремление к власти.
🔻 Рецептивный: мазохизм, стремление к подчинению.
🔻 Деструктивный: агрессивность, страсть к разрушению.
🔻 Накопительский: страсть к обладанию.
🔻 Рыночный: конформизм, страсть к стандартам.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Общественно-политическую дискуссию, целью которой была выработка единого подхода к тоталитарному прошлому и способов его преодоления, начал Карл Ясперс.
💁🏻♂️ Карл Ясперс — выдающийся немецкий философ, представитель экзистенциализма, историк, социолог. Его жена была еврейкой и он с самого начала осуждал антисемитскую политику нацистов. В 1937 году он был лишен звания профессора и фактически постоянно находился под угрозой ареста вплоть до окончания Второй мировой войны и падения нацизма. Но все это время, долгие восемь лет, Ясперс продолжал работать — и писал «в стол».
🩸 Ясперс был одним из немногих, кто выступал в Германии с призывом к своим соотечественникам покаяться и искупить свою вину за массовые убийства людей. Конечно, Нюрнбергский трибунал осудил основных архитекторов нацистского государства и военных преступников — но как быть, например, с теми, кто служил водителем в гестапо или бухгалтером в концлагере?
Сформировались две основные точки зрения 👇
1️⃣ Индивидуальная вина — поступки каждого человека надо рассматривать отдельно, учитывая его особенные обстоятельства. Но тогда, в силу самого устройства тоталитарной машины, оправдание найдется практически для всех: «я всего лишь выполнял приказы, честно делал свою маленькую работу».
2️⃣ Коллективная вина — надо морально или даже юридически осудить целые категории людей, принципиально не вдаваясь в детали биографии каждого отдельного индивида. Вместе были винтиками ужасной машины — вместе и виноваты. На практике это выражалось в люстрациях — все активные функционеры прежней власти теряли избирательные права и отлучались от профессии. Например, Мартин Хайдеггер был пожизненно отстранен от преподавания из-за того, что поддерживал нацистов, когда был ректором университета. Но тогда в силу самого устройства тоталитарной системы обвинить придется практически всех.
🗣 Ханна Арендт: «Там, где виноваты все, не виновен никто; признания в коллективной вине — это лучшая гарантия против обнаружения настоящих виновных, а сам масштаб преступления — лучшее оправдание для бездействия».
🙅🏻♀️ Арендт пыталась сказать, что коллективная вина не работает, потому что воспринимается человеком извне, а не изнутри. Она не меняет немецкое общество, а лишь ожесточает его. «Уже много лет мне встречаются немцы, которые признаются, что им стыдно быть немцами. И всякий раз я испытываю соблазн ответить им, что мне стыдно быть человеком».
Ясперс, друг и научный руководитель Ханны Арендт в годы ее учебы в Марбурге, еще более глубоко развивает эту тему. Он опирается на понятие экзистенциальной вины, чтобы преодолеть противоречие между виной индивидуальной и коллективной 👇
3️⃣ Экзистенциальная вина появляется у человека, если он осознает, что имеет обязательства перед собственным бытием и понимает, насколько важно реализовать бытийный потенциал, данный ему природой. Коллективная экзистенциальная вина — способ осознать свою причастность не к конкретным преступлениям, а к тому общему факту, что они стали возможны из-за твоего молчания, твоего безразличия, твоего безмыслия.
🗣 «Если я не сделал все, что мог, чтобы уничтожить эти преступления, значит, я их соучастник. Даже то, что я живу в то время, когда это происходит, есть уже моя вина. В этой ситуации мы должны выбирать: или без надежды на успех, без цели, безусловно, отдать свою жизнь, или остаться в живых, предпочесть вину…»
➡️ Таким образом, главный источник морального зла в тоталитарном обществе, согласно Ясперсу — добровольное предательство людьми своей свободы, бегство от нее. Об этом надо постоянно напоминать, чтобы события 1939–1945 годов не повторились.
Почему в Дании провалился Холокост и какую надежду это дает всем нам?
Давайте подведем итоги и вспомним главное.
❇️ Ключевые факты биографии
🔹 Ханна Арендт — немецкая мыслительница еврейского происхождения.
🔹 После прихода нацистов к власти в Германии иммигрировала во Францию, где активно помогала еврейским беженцам и эмигрантам. После начала Второй мировой войны была заключена в лагерь, откуда ей удалось бежать. Получила убежище в США и там посвятила себя творчеству.
🔹 Ее преподавателями были светила европейской философии: Мартин Хайдеггер, Эдмунд Гуссерль, Карл Ясперс был ее научным руководителем.
🔹 Большое влияние на философию Арендт оказала философия Мартина Хайдеггера, с которым у нее был роман, после которого они сохранили дружеские отношения.
🔹 Ключевые темы ее творчества: любовь, деятельная жизнь, природа морального зла и тоталитаризм.
❇️ Любовь
🔹 Ханна Арендт выделяет в творчестве средневекового философа и богослова Августина три разные концепции любви: любовь как страстное желание, любовь между человеком и Творцом и любовь к ближнему.
🔹 Слова Августина «люби и делай, что хочешь» она предлагает понимать как утверждение того, что любовь — это невозможность греха.
🔹 Ханна Арендт утверждает, что многие неправильно трактуют христианскую «заповедь любви»: сначала человек должен полюбить ближних, потому что люди — творения Бога, а потом уже полюбить себя как одного из людей.
❇️ Деятельная жизнь
🔹 Рассуждая о деятельной жизни («Vita activa, или О деятельной жизни»), Арендт различает три способа активной деятельности: работу, производство и собственно действие.
🔹 Деятельная жизнь может разворачиваться только в публичной сфере.
🔹 Активность — это способность выступить вперед, совершить поступок с большой буквы. Немецкая мыслительница убеждена, что человек должен иметь смелость выступать публично, заявлять свои права, отстаивать свою свободу, говорить правду, требовать справедливости, вершить суд.
🔹 Деятельной или активной жизни можно противопоставить жизнь по принципу «все как у людей», в которой, по мнению Арендт, человек теряет себя и становится частью серой безликой массы, так как придает свое бытие и свою свободу.
❇️ Природа зла и тоталитаризм
🔹 Тоталитаризм отличается от других форм политического угнетения тем, что применяет жестокость для подчинения больших групп населения (массовые репрессии).
🔹 Еще одна черта тоталитаризма — тирания логичности. Людям кажется абсолютно логичным быть винтиком внутри тоталитарной машины. В 20 веке возобладало операциональное употребление разума — не задаваясь вопросом «зачем», люди пытались максимально разумно найти решение «как».
🔹 Тирания логичности указывает не на рациональность целей, а на рациональность процедуры.
🔹 Тоталитаризм эффективен, потому что он выстраивает государственную машину, проникающую во все сферы жизни общества, включая самые личные.
🔹 Истоки тоталитаризма лежат в человеческой покорности, в нашем согласии принимать радикальный террор.
🔹 Главное произведение Ханны Арендт — книга «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», которая была написана по итогам процесса над Адольфом Эйхманом, «архитектором Холокоста». Арендт считает, что Эйхман был лишь исполнителем, он не спрашивал себя «зачем?», а лишь хорошо выполнял свою работу.
🔹 Единственное противоядие от универсального зла — способность думать.
Что почитать, чтобы узнать больше о философии Ханны Арендт:
Книги
📒 Ханна Арендт. Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме
📕 Карл Ясперс. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии.
📗 Зигмунд Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия
📘 Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности
Статьи
📌 Ханна Арендт. Мы беженцы
💻 Ричард Броуди. Изъян воображения Ханны Арендт
🖋 Константин Сигов. Против «террористической гипотезы» о человеке: лейтмотив философии Ханны Арендт
🔎 Александр Филиппов. Мышление и смерть: «Жизнь ума» в философской антропологии Ханны Арендт
📃 Михаил Ямпольский. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка
Воссоздать образ Ханны Арендт, увидеть весь ужас тоталитарного режима, понять, судьбу тех, кого он коснулся, и представить мир, в котором Третий рейх не был побежден — собрали подборку фильмов, дополняющих тему этого урока.
🎥 Документальный фильм
▪️«Нюрнберг. Банальность зла». Овез Нарлиев (2015)
🎞 Художественные фильмы
▪️ «Ханна Арендт». Маргарета фон Тротта (2012)
▪️ «Нюрнбергский процесс». Стэнли Крамер. (1961)
▪️ «Человек в стеклянной будке». Артур Хиллер (1975)
▪️ «Список Шиндлера». Стивен Спилберг (1993)
▪️ «Операция „Финал“». Крис Вайц (2012)
▪️ «Эйхман». Роберт Янг (2007)
▪️ «Чтец». Стивен Долдри (2008)
🖥 Сериал
▪️ «Человек в высоком замке» (2019)
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день