angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Ханна Арендт

Деятельная жизнь

Арендт считала, что нужно жить максимально активно и что самые важные действия — публичные. В этой части узнаем об идее деятельной жизни.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Поговорим о том, как Ханна Арендт рассуждала о деятельной жизни, роли человека в обществе, власти и насилии.

📘 Одна из ключевых работ немецкой мыслительницы — «Vita activa, или О деятельной жизни».

🙋🏻‍♀️ Что такое активность? Для Ханны Арендт активность выражается не в количестве дел, которые человек успевает сделать за 24 часа. Активность — это не количественное понятие, а качественное. Оно выражает, насколько человек имеет мужество пользоваться своим умом, насколько у него хватает сил быть самим собой и применять свой разум в публичной сфере, высказываться, заявлять свои права, отстаивать свою свободу.

Ханна Арендт различает три способа активной деятельности 👇

1️⃣ Работа — обмен веществами между природой и человеком, физические действия, например, пахать землю, съедать пищу. В работе человека можно заменить машиной.

2️⃣ Производство — это нечто большее чем физический процесс. Это создание чего-то нового, чего в мире еще не было, как материальных, так и нематериальных ценностей. Но все же это достаточно запрограммированный и алгоритмический процесс, в котором человеческая уникальность не проявляется по-настоящему.

3️⃣ Собственно действие — способность выступить вперед, совершить поступок с большой буквы. Это и есть настоящее проявление человеческой активности, именно действия делают человека человеком.

💡 Эти мысли Ханны Арендт удивительно перекликаются со знаменитой формулой другого философа той эпохи Жана-Поля Сартра, который говорит, что «быть — значит действовать». Человек существует ровно настолько, насколько он действует, совершает поступки. Это противоречит многим философам прошлого, например, Эпикуру, который советовал жить незаметно, и был убежден, что участвовать в жизни общества не нужно, а самая настоящая, глубинная жизнь проявляется среди друзей, в приватной сфере. Арендт же говорит, что по-настоящему бытие человека проявляется именно в публичной сфере. Немецкая мыслительница убеждена, что человек должен иметь смелость выступать публично, заявлять свои права, отстаивать свою свободу, говорить правду, требовать справедливости, вершить суд.

Девизом Ханны Арендт была vita activa — деятельная жизнь. Почему в современном мире ее так мало?

👀 Античные философы настаивали на превосходстве vita contemplativa, жизни созерцательной, они считали, что vita activa просто служила удовлетворению потребностей.

🏛 По мнению Арендт, деятельная жизнь может разворачиваться только в публичной сфере — идеальным местом для этого служит греческий полис.

💒 С падением Римской империи церковь взяла на себя роль публичной сферы, а частная сфера отошла феодалам, которые имели право в границах своих владений вершить суд.

🌍 Начало Нового времени знаменуют три великих события: открытие Америки, Реформация и изобретение телескопа. По мнению Арендт, они породили явление отчуждения от мира. Мир из уютного и обжитого мироздания с Землей в центре превратился в бесконечно распахнутый холодный космос. Земля из дома превратилась в геополитический ресурс, который надо осваивать и заселять. Появляются колониальные империи, наступает эра капитализма и промышленного производства, эра отчужденного труда и массового потребления.

➡️ Все это, считает Ханна Арендт, способствовало постепенной утрате смысла активной и созерцательной жизни. Созерцание стало бессмысленной деятельностью. Сама мысль стала функцией, характерной не только для человека, но и для электронных инструментов.

🏭 Работа стала все более автоматизированным процессом. Способность действовать стала исключительной прерогативой ученых, которые всегда считались наименее политическими членами общества. Результатом стала деполитизация дел и передача политической власти в руки немногих.

💥 Арендт критикует современное общество за то, что оно отдает предпочтение экономическому действию. Она утверждает, что политический характер действия, который связывает людей друг с другом и освещает человеческое существование, должен быть восстановлен. В Новое время возникла социальная сфера, которая нарушила границу между публичным и приватным. В массовом обществе социальность достигла такой точки, когда все люди одинаково скованны и находятся под контролем. Поэтому важно снова определить границы человеческих дел, определить места, где они предпринимаются.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Если деятельная жизнь в полной мере проявляется только в публичной сфере, то что такое власть?

🩸 Политические философы 19–20 веков единодушно признавали насилие сутью власти, ее самым прямым и непосредственным выражением 👇

🗣 «Правление людей над людьми, основанное на средствах легитимного, якобы легитимного насилия». Макс Вебер

🗣 «Любая политика — это борьба за власть; высшим видом власти является насилие». Чарльз Миллс

🙅🏻‍♀️ Ханна Арендт решительно выступает против такого соединения понятий. В эссе «О насилии» она дает следующее определение власти:

«Власть соответствует человеческой способности не просто действовать, но действовать сообща. Власть никогда не принадлежит индивиду: она является принадлежностью группы и существует, покуда существует группа».

🗳 Арендт убеждена, что власть всегда нуждается во множестве, в то время как насилие может осуществляться одним. Власть всегда основывается на согласованном действии людей, на гармонии их волеизъявлений. А насилие есть чистое выражение грубого физического господства, не нуждающегося ни в каком согласии.

⚡️ Немецкая мыслительница утверждает, что насилие проявляется в обществе тогда, когда власть перестает действовать👇

🗣 «Насилие может разрушить власть, но не может ее создать».

Как и понятие любви, Ханна Арендт пытается осмыслить понятие власти через призму человеческого существования. Она задается вопросом: какой способ проживания жизни, какой способ смысловой ориентации человеческого бытия соответствует феномену власти?

🏛 Полис — свободное объединение людей. Ответ немецкая мыслительница находит в древнегреческом полисе. Полис не просто город или государство, но прежде всего свободное объединение людей, готовых к совместному действию — то, что римляне стали называть «республикой» (Res publica — общее дело). Арендт идеализировала полис, считая его таким публичным пространством, которое позволяет людям свободно говорить и совместно действовать. В полисе мысль и речь были еще неотделимы от действия.

🙌🏼 Разделение на общее и частное. В Древней Греции с образованием города-полиса «каждый гражданин отныне принадлежал двум порядкам существования, и его жизнь характерным образом строго делилась на то, что он называл своим собственным, и то, что оставалось общим». К частной сфере относилось домашнее хозяйство, которое диктовалось преимущественно потребностями и жизненной необходимостью. Пространство полиса было областью свободы, «ни в коем случае поэтому под политикой не могло пониматься что-то необходимое для благополучия общества…». Порядок домохозяйства опирался на неравенство, а полис — на равенство. Публичная сфера, естественно, имела более высокий статус, чем частная.

🙋🏻‍♂️ В полисе складывается форма активной жизни. Именно в древнегреческом полисе складывается та форма активной жизни, в которой каждый индивид публично осуществляет свой разум, свою волю, свое действие — причем делает это совместно с другими индивидами, с которыми его объединяет общая родина, судьба, жизненный мир. Греки считали полис местом, где свободные люди могли жить вместе, чтобы действовать. В полисе каждый мог заработать «бессмертную славу», увековечить себя в истории.

🤯 Отделение мысли от действия. Но именно в Греции произошло постепенное отделение мысли от действия, проявившееся в возникновении философии. Исторический парадокс, с точки зрения Арендт, заключается в том, что философия, рожденная для осмысления жизни полиса, заняла позицию отстраненного наблюдателя за жизнью и тем самым подорвала единство мысли и действия. Любое философское учение, противопоставляющее мысль и действие, по мнению Арендт, всегда губительно для людей.

Почему Ханна Арендт противопоставляет Сократа и Платона?

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;