Ханна Арендт
Деятельная жизнь
Арендт считала, что нужно жить максимально активно и что самые важные действия — публичные. В этой части узнаем об идее деятельной жизни.


Поговорим о том, как Ханна Арендт рассуждала о деятельной жизни, роли человека в обществе, власти и насилии.
📘 Одна из ключевых работ немецкой мыслительницы — «Vita activa, или О деятельной жизни».
🙋🏻♀️ Что такое активность? Для Ханны Арендт активность выражается не в количестве дел, которые человек успевает сделать за 24 часа. Активность — это не количественное понятие, а качественное. Оно выражает, насколько человек имеет мужество пользоваться своим умом, насколько у него хватает сил быть самим собой и применять свой разум в публичной сфере, высказываться, заявлять свои права, отстаивать свою свободу.
Ханна Арендт различает три способа активной деятельности 👇
1️⃣ Работа — обмен веществами между природой и человеком, физические действия, например, пахать землю, съедать пищу. В работе человека можно заменить машиной.
2️⃣ Производство — это нечто большее чем физический процесс. Это создание чего-то нового, чего в мире еще не было, как материальных, так и нематериальных ценностей. Но все же это достаточно запрограммированный и алгоритмический процесс, в котором человеческая уникальность не проявляется по-настоящему.
3️⃣ Собственно действие — способность выступить вперед, совершить поступок с большой буквы. Это и есть настоящее проявление человеческой активности, именно действия делают человека человеком.
💡 Эти мысли Ханны Арендт удивительно перекликаются со знаменитой формулой другого философа той эпохи Жана-Поля Сартра, который говорит, что «быть — значит действовать». Человек существует ровно настолько, насколько он действует, совершает поступки. Это противоречит многим философам прошлого, например, Эпикуру, который советовал жить незаметно, и был убежден, что участвовать в жизни общества не нужно, а самая настоящая, глубинная жизнь проявляется среди друзей, в приватной сфере. Арендт же говорит, что по-настоящему бытие человека проявляется именно в публичной сфере. Немецкая мыслительница убеждена, что человек должен иметь смелость выступать публично, заявлять свои права, отстаивать свою свободу, говорить правду, требовать справедливости, вершить суд.
Девизом Ханны Арендт была vita activa — деятельная жизнь. Почему в современном мире ее так мало?
👀 Античные философы настаивали на превосходстве vita contemplativa, жизни созерцательной, они считали, что vita activa просто служила удовлетворению потребностей.
🏛 По мнению Арендт, деятельная жизнь может разворачиваться только в публичной сфере — идеальным местом для этого служит греческий полис.
💒 С падением Римской империи церковь взяла на себя роль публичной сферы, а частная сфера отошла феодалам, которые имели право в границах своих владений вершить суд.
🌍 Начало Нового времени знаменуют три великих события: открытие Америки, Реформация и изобретение телескопа. По мнению Арендт, они породили явление отчуждения от мира. Мир из уютного и обжитого мироздания с Землей в центре превратился в бесконечно распахнутый холодный космос. Земля из дома превратилась в геополитический ресурс, который надо осваивать и заселять. Появляются колониальные империи, наступает эра капитализма и промышленного производства, эра отчужденного труда и массового потребления.
➡️ Все это, считает Ханна Арендт, способствовало постепенной утрате смысла активной и созерцательной жизни. Созерцание стало бессмысленной деятельностью. Сама мысль стала функцией, характерной не только для человека, но и для электронных инструментов.
🏭 Работа стала все более автоматизированным процессом. Способность действовать стала исключительной прерогативой ученых, которые всегда считались наименее политическими членами общества. Результатом стала деполитизация дел и передача политической власти в руки немногих.
💥 Арендт критикует современное общество за то, что оно отдает предпочтение экономическому действию. Она утверждает, что политический характер действия, который связывает людей друг с другом и освещает человеческое существование, должен быть восстановлен. В Новое время возникла социальная сфера, которая нарушила границу между публичным и приватным. В массовом обществе социальность достигла такой точки, когда все люди одинаково скованны и находятся под контролем. Поэтому важно снова определить границы человеческих дел, определить места, где они предпринимаются.



Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Если деятельная жизнь в полной мере проявляется только в публичной сфере, то что такое власть?
🩸 Политические философы 19–20 веков единодушно признавали насилие сутью власти, ее самым прямым и непосредственным выражением 👇
🗣 «Правление людей над людьми, основанное на средствах легитимного, якобы легитимного насилия». Макс Вебер
🗣 «Любая политика — это борьба за власть; высшим видом власти является насилие». Чарльз Миллс
🙅🏻♀️ Ханна Арендт решительно выступает против такого соединения понятий. В эссе «О насилии» она дает следующее определение власти:
«Власть соответствует человеческой способности не просто действовать, но действовать сообща. Власть никогда не принадлежит индивиду: она является принадлежностью группы и существует, покуда существует группа».
🗳 Арендт убеждена, что власть всегда нуждается во множестве, в то время как насилие может осуществляться одним. Власть всегда основывается на согласованном действии людей, на гармонии их волеизъявлений. А насилие есть чистое выражение грубого физического господства, не нуждающегося ни в каком согласии.
⚡️ Немецкая мыслительница утверждает, что насилие проявляется в обществе тогда, когда власть перестает действовать👇
🗣 «Насилие может разрушить власть, но не может ее создать».
Как и понятие любви, Ханна Арендт пытается осмыслить понятие власти через призму человеческого существования. Она задается вопросом: какой способ проживания жизни, какой способ смысловой ориентации человеческого бытия соответствует феномену власти?
🏛 Полис — свободное объединение людей. Ответ немецкая мыслительница находит в древнегреческом полисе. Полис не просто город или государство, но прежде всего свободное объединение людей, готовых к совместному действию — то, что римляне стали называть «республикой» (Res publica — общее дело). Арендт идеализировала полис, считая его таким публичным пространством, которое позволяет людям свободно говорить и совместно действовать. В полисе мысль и речь были еще неотделимы от действия.
🙌🏼 Разделение на общее и частное. В Древней Греции с образованием города-полиса «каждый гражданин отныне принадлежал двум порядкам существования, и его жизнь характерным образом строго делилась на то, что он называл своим собственным, и то, что оставалось общим». К частной сфере относилось домашнее хозяйство, которое диктовалось преимущественно потребностями и жизненной необходимостью. Пространство полиса было областью свободы, «ни в коем случае поэтому под политикой не могло пониматься что-то необходимое для благополучия общества…». Порядок домохозяйства опирался на неравенство, а полис — на равенство. Публичная сфера, естественно, имела более высокий статус, чем частная.
🙋🏻♂️ В полисе складывается форма активной жизни. Именно в древнегреческом полисе складывается та форма активной жизни, в которой каждый индивид публично осуществляет свой разум, свою волю, свое действие — причем делает это совместно с другими индивидами, с которыми его объединяет общая родина, судьба, жизненный мир. Греки считали полис местом, где свободные люди могли жить вместе, чтобы действовать. В полисе каждый мог заработать «бессмертную славу», увековечить себя в истории.
🤯 Отделение мысли от действия. Но именно в Греции произошло постепенное отделение мысли от действия, проявившееся в возникновении философии. Исторический парадокс, с точки зрения Арендт, заключается в том, что философия, рожденная для осмысления жизни полиса, заняла позицию отстраненного наблюдателя за жизнью и тем самым подорвала единство мысли и действия. Любое философское учение, противопоставляющее мысль и действие, по мнению Арендт, всегда губительно для людей.
Почему Ханна Арендт противопоставляет Сократа и Платона?
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах

на лекции и практикумы

средний рейтинг лекции

вебинаров в день