Ханна Арендт
Любовь в жизни и философии
В университете у Ханны был роман с ее профессором — Мартином Хайдеггером. В этой части поговорим об их истории и общих идеях.
Эту часть мы посвятим любви в жизни и творчестве Ханны Арендт.
🖋 Первая диссертация философа была посвящена проблеме любви у средневекового философа и богослова Августина (354–430). Ханна Арендт не предлагает богословские традиционные интерпретации, а переосмысляет Августина и представляет свой взгляд на его творчество через призму философии Хайдеггера.
Арендт выделяет в творчестве Августина три совершенно разные концепции любви 👇
1️⃣❤️ Любовь как страстное желание (Amor qua appetitus) — это влечение, любовь, которая эмоционально захлестывает человека.
2️⃣🙏🏻 Любовь между человеком и Творцом — любовь к Богу. Ханна Аренд пытается отвлечься от религиозных смыслов и рассматривает отношение творец — творение (Creator — Creatura). Эта любовь не стремление обладать, она больше похожа на отношение ребенка к родителям и родителя к ребенку, в ней гораздо больше благодарности, слияния и обожания.
3️⃣ 🤝 Любовь к ближнему (Dilectioximi) — это в большей степени уважение, признание и взаимность. Арендт рассматривает ее как базовый способ нашего отношения друг к другу, как основу социальности.
Философ анализирует эти в виды любви и приходит к следующим выводам 👇
👀 Любовь как страстное желание устремлена в будущее, она всегда «забегает» вперед, предвосхищает.
💾 Любовь к Творцу — в памяти, она обращена в прошлое и полна благодарности за тот дар, который Творец дал в виде жизни.
📍Любовь к ближнему ориентирована на настоящее, она здесь и сейчас и воспринимается как самая важная. Из любви к ближнему вырастает «золотое правило морали» — «относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе», а из него заповедь любви — «возлюби ближнего своего, как самого себя».
❓«Люби и делай, что хочешь» — эти слова Августина сложно понять. Ханна Аренд открыла в них такой смысл: любовь — это невозможность греха. Любовь делает зло невозможным, когда мы кого-то любим, мы не можем на него разозлиться, даже если на то есть причины. Любовь обезоруживает, когда она приходит, уходит зло, раздражение и гнев. Получается, что вместо того, чтобы ликвидировать последствия греха и последствия зла, люди должны научиться любить. Любовь к ближнему — это более фундаментальная форма любви, чем любовь к самому себе.
😌 «Золотое правило нравственности». Немецкая мыслительница утверждает, что многие неправильно трактуют христианскую «заповедь любви»: аксиома заключается не в любви к себе (сначала человек любит себя, а потом уже в такой же степени ближних), а в любви к ближнему. Сначала человек должен полюбить ближних, потому что люди — творения Бога, а потом уже полюбить себя как одного из людей, любить в себе не самого себя, а человеческое. В более широком смысле это касается не только верующих христиан: для человека важно сначала выбрать открытое отношение к миру, установку на взаимность и доброжелательность, а потом уже обратить эту установку и на себя. Важно быть себе Другом, но не быть себе Богом.
«Когда присутствие другого вторгается в нашу жизнь, с этим не справится ни одна душа.» — Мартин Хайдеггер.
🥰 Отношения с Мартином Хайдеггером. В годы учебы в Марбурге у Ханны Арендт был недолгий роман с Мартином Хайдеггером. Их отношения были не просто романтическим увлечением, это была очень глубокая философская связь двух душ. Они обогащали внутренний мир друг друга и даже после расставания сохранили теплые дружеские чувства. Перед Второй мировой войной их пути разошлись — Мартин Хайдеггер выражал симпатии нацизму, он присягнул некоторым идеям национал-социализма и сохранил профессорскую должность, Арендт подвергалась репрессиям. Когда война закончилась, Хайдеггера обвинили в том, что он сотрудничал с нацистами, его подвергли люстрации и отстранили от преподавания. Арендт внесла свой вклад в оправдание его деятельности во время нацистского режима, утверждая, что «он был слишком молод, чтобы извлечь уроки из шокирующего столкновения».
🔗 Как связаны философские идеи Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт?
Для Мартина Хайдеггера, представителя экзистенциализма, человек интересен не как биологическая форма, а как экзистенция, человек — это существование, а не сущность: для человека важнее «быть», чем «быть кем-то». Хайдеггер видел своей задачей описать, как развертывается это существование человека. Он придумал перечень так называемых экзистенциалов — понятий, которые раскрывают наш способ пребывания в мире.
Рассмотрим два экзистенциала, которые помогут увидеть связь между философией Хайдеггера и Аренд👇
🌎 Бытие-в-мире. Существование человека устроено так, что мы не просто существуем, мы «заброшены» в этот мир, мы обнаруживаем себя внутри него, нас не спрашивали, хотим ли мы рождаться. Мир для нас — это проблема, и вся жизнь — поиск ее решения. Вся жизнь — поиск смысла жизни. Бытие-в-мире — это бытие существа, заброшенного в мир, вынужденного ориентироваться, пытаться искать ответы на вопросы, потерянного, сомневающегося, ищущего.
👫 Бытие-с-другими. Человек «заброшен» в этот мир не один, мир для нас — это общая проблема, мы вместе оказались втянуты в эту историю. Это порождает совершенно особое отношение нас друг к другу, мы как солдаты в окопе, вместе переживаем сложное, непонятное, смутное, неопределенное, что-то под названием «наша общая жизнь». Карл Ясперс позже добавит, что именно «общая жизнь» делает возможным подлинное, экзистенциальное понимание людьми друг друга — без слов, без объяснений.
💛 Любовь к миру. Из экзистенциала Хайдеггера бытие-с-другими Ханна Арендт пытается сделать дальнейшие выводы: она пытается сделать мысли этого кабинетного философа понятными и предлагает еще один вид любви — любовь к миру («Аmor Mundi»). Арендт цитирует Августина, она берет фразу из его проповеди к первому посланию св. Иоанна «Если мирская любовь обитает в нас» и пытается понять, что такое «мирская любовь», любовь к миру.
➡️ Любовь к миру — это не совсем то же самое, что любовь к творцу или любовь к другим людям. Это особое отношение к жизни, открытость, принятие своей незавершенности, принятие своего несовершенства и принятие своей вины. Любовь к миру означает всегда чувствовать хрупкость и мимолетность своей жизни, осознавать все то, что ты мог бы сделать. Здесь вина — способ напомнить себе, кем ты мог бы быть, для того, чтобы продолжать оставаться человеком, способ взять на себя ответственность за весь мир, когда, выбирая себя, мы выбираем весь мир.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
💌 Отношения Ханны Арендт и Мартина Хайдеггера были высокими, полными глубоких идей о любви. Давайте прочитаем отрывок из письма Хайдеггера к Арендт 1925 года:
«Почему любовь богаче всех других человеческих возможностей и сладостным бременем ложится на охваченных ею? Потому что мы сами превращаемся в то, что мы любим, оставаясь самими собой. И тогда мы хотели бы отблагодарить возлюбленного, но не в состоянии найти что-либо достойное его. Мы можем отблагодарить только самими собой. Любовь превращает благодарность в верность нам самим и в безусловную веру в другого. Таким образом, любовь постоянно углубляет свою сокровенную тайну. Близость есть бытие в величайшем отдалении от другого — отдалении, которое ничему не дает исчезнуть, но помещает „ты“ в прозрачное, но непостижимое, лишь-здесь откровения. Когда присутствие другого вторгается в нашу жизнь, с этим не справится ни одна душа. Одна человеческая судьба отдает себя другой человеческой судьбе, и чистая любовь обязана эту самоотдачу сохранять такой же, какой она была в первый день».
В работе «Положение человека» (в русском переводе «Vita activa, или О деятельной жизни») Ханна Арендт пытается провести различие между Человеком и людьми и продолжает идею о бытии-с-другими.
👥 Все как у людей. Мы сосуществуем друг с другом в этом мире, можем любить друг друга или не любить, иметь очень сложные отношения и испытывать сложные чувства. Но все мы образуем некоторую общность, и большим соблазном является жизнь по принципу «все как у людей». Человек выбирает жить не своей жизнью и не ставить свои цели, не бросать себе вызовы, а жить как все. Кто эти «люди»? Что это за «образ» в нашем сознании? Если присмотреться, за ними нет конкретных имен. Это — биомасса, образ серой безликой толпы. Зачем же человек выбирает себе такой ориентир? Ведь это делает его самого тоже безликим.
🪑 Люди превращаются в вещи. Хайдеггер говорит, что люди, которые выбрали для себя такой способ существования, просто быть безликой единицей, совершают очень страшную вещь — они предают сами себя и предают Бытие. Потому что человек в этом мире нужен не только себе самому, он нужен, чтобы Бытие открылось и через человека реализовало себя. Само человеческое существование состоит в том, чтобы позволять Бытию открываться себе самому. Безличное существование человека означает, что люди превращаются в вещи. Но их в мире и так достаточно — они ему не нужны. Миру нужен сияющий тоннель внутри себя, чтобы самого себя увидеть. И таким тоннелем является человек. Забвение человеком себя самого есть, по Хайдеггеру, «забвение Бытия».
🔨 Жить собственной жизнью — труд. Арендт вслед за Хайдеггером говорит, что оставаться самим собой, показывать в словах и делах свою уникальность, жить своей собственной жизнью — это очень тяжелая каждодневная работа. И люди просто тяготятся этим — они предпочитают путь наименьшего сопротивления. Часто из-за этого неправильного выбора, неправильного экзистенциального ориентира и возникает массовое общество, безликая толпа. Так рождается несвобода и тоталитаризм. В 20 веке люди массово стали выбирать не подлинный способ жизни, а стали существовать как вещи.
🌟 Уникальность человеческого бытия. Ханна Арендт выводит на передний план понятие уникальности человеческого бытия и связывает с ним понятия приватности и частного бытия. Она говорит, что человек должен хотя бы какую-то долю мира, какой-то фрагмент окружающего бытия сделать своим, приватным, не обладать, а освоить, прожить. Арендт призывает оставить себя в части мира, добавить уникальности. Так мы в детстве осваиваем улицы родного городка, знаем каждый уголок и камешек, и часть нас остается с этими улицами.
💁🏻♂️ Что такое свобода? Свободу и индивидуализм Арендт понимает не так, как ее понимали классики либеральной философии. Для нее свобода разворачивается не в социально-правовом поле, а в непосредственном проживании жизни. Настоящая свобода — это сам человек. Человек не обладает свободой, человека и есть свобода. Человек не обладает индивидуальностью, он сам есть индивидуальность.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день