angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ханна Арендт

Любовь в жизни и философии

В университете у Ханны был роман с ее профессором — Мартином Хайдеггером. В этой части поговорим об их истории и общих идеях.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

Эту часть мы посвятим любви в жизни и творчестве Ханны Арендт.

🖋 Первая диссертация философа была посвящена проблеме любви у средневекового философа и богослова Августина (354–430). Ханна Арендт не предлагает богословские традиционные интерпретации, а переосмысляет Августина и представляет свой взгляд на его творчество через призму философии Хайдеггера.

Арендт выделяет в творчестве Августина три совершенно разные концепции любви 👇

1️⃣❤️ Любовь как страстное желание (Amor qua appetitus) — это влечение, любовь, которая эмоционально захлестывает человека.

2️⃣🙏🏻 Любовь между человеком и Творцом — любовь к Богу. Ханна Аренд пытается отвлечься от религиозных смыслов и рассматривает отношение творец — творение (Creator — Creatura). Эта любовь не стремление обладать, она больше похожа на отношение ребенка к родителям и родителя к ребенку, в ней гораздо больше благодарности, слияния и обожания.

3️⃣ 🤝 Любовь к ближнему (Dilectioximi) — это в большей степени уважение, признание и взаимность. Арендт рассматривает ее как базовый способ нашего отношения друг к другу, как основу социальности.

Философ анализирует эти в виды любви и приходит к следующим выводам 👇

👀 Любовь как страстное желание устремлена в будущее, она всегда «забегает» вперед, предвосхищает.

💾 Любовь к Творцу — в памяти, она обращена в прошлое и полна благодарности за тот дар, который Творец дал в виде жизни.

📍Любовь к ближнему ориентирована на настоящее, она здесь и сейчас и воспринимается как самая важная. Из любви к ближнему вырастает «золотое правило морали» — «относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе», а из него заповедь любви — «возлюби ближнего своего, как самого себя».

«Люби и делай, что хочешь» — эти слова Августина сложно понять. Ханна Аренд открыла в них такой смысл: любовь — это невозможность греха. Любовь делает зло невозможным, когда мы кого-то любим, мы не можем на него разозлиться, даже если на то есть причины. Любовь обезоруживает, когда она приходит, уходит зло, раздражение и гнев. Получается, что вместо того, чтобы ликвидировать последствия греха и последствия зла, люди должны научиться любить. Любовь к ближнему — это более фундаментальная форма любви, чем любовь к самому себе.

😌 «Золотое правило нравственности». Немецкая мыслительница утверждает, что многие неправильно трактуют христианскую «заповедь любви»: аксиома заключается не в любви к себе (сначала человек любит себя, а потом уже в такой же степени ближних), а в любви к ближнему. Сначала человек должен полюбить ближних, потому что люди — творения Бога, а потом уже полюбить себя как одного из людей, любить в себе не самого себя, а человеческое. В более широком смысле это касается не только верующих христиан: для человека важно сначала выбрать открытое отношение к миру, установку на взаимность и доброжелательность, а потом уже обратить эту установку и на себя. Важно быть себе Другом, но не быть себе Богом.

«Когда присутствие другого вторгается в нашу жизнь, с этим не справится ни одна душа.» — Мартин Хайдеггер.

🥰 Отношения с Мартином Хайдеггером. В годы учебы в Марбурге у Ханны Арендт был недолгий роман с Мартином Хайдеггером. Их отношения были не просто романтическим увлечением, это была очень глубокая философская связь двух душ. Они обогащали внутренний мир друг друга и даже после расставания сохранили теплые дружеские чувства. Перед Второй мировой войной их пути разошлись — Мартин Хайдеггер выражал симпатии нацизму, он присягнул некоторым идеям национал-социализма и сохранил профессорскую должность, Арендт подвергалась репрессиям. Когда война закончилась, Хайдеггера обвинили в том, что он сотрудничал с нацистами, его подвергли люстрации и отстранили от преподавания. Арендт внесла свой вклад в оправдание его деятельности во время нацистского режима, утверждая, что «он был слишком молод, чтобы извлечь уроки из шокирующего столкновения».

🔗 Как связаны философские идеи Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт?

Для Мартина Хайдеггера, представителя экзистенциализма, человек интересен не как биологическая форма, а как экзистенция, человек — это существование, а не сущность: для человека важнее «быть», чем «быть кем-то». Хайдеггер видел своей задачей описать, как развертывается это существование человека. Он придумал перечень так называемых экзистенциалов — понятий, которые раскрывают наш способ пребывания в мире.

Рассмотрим два экзистенциала, которые помогут увидеть связь между философией Хайдеггера и Аренд👇

🌎 Бытие-в-мире. Существование человека устроено так, что мы не просто существуем, мы «заброшены» в этот мир, мы обнаруживаем себя внутри него, нас не спрашивали, хотим ли мы рождаться. Мир для нас — это проблема, и вся жизнь — поиск ее решения. Вся жизнь — поиск смысла жизни. Бытие-в-мире — это бытие существа, заброшенного в мир, вынужденного ориентироваться, пытаться искать ответы на вопросы, потерянного, сомневающегося, ищущего.

👫 Бытие-с-другими. Человек «заброшен» в этот мир не один, мир для нас — это общая проблема, мы вместе оказались втянуты в эту историю. Это порождает совершенно особое отношение нас друг к другу, мы как солдаты в окопе, вместе переживаем сложное, непонятное, смутное, неопределенное, что-то под названием «наша общая жизнь». Карл Ясперс позже добавит, что именно «общая жизнь» делает возможным подлинное, экзистенциальное понимание людьми друг друга — без слов, без объяснений.

💛 Любовь к миру. Из экзистенциала Хайдеггера бытие-с-другими Ханна Арендт пытается сделать дальнейшие выводы: она пытается сделать мысли этого кабинетного философа понятными и предлагает еще один вид любви — любовь к миру («Аmor Mundi»). Арендт цитирует Августина, она берет фразу из его проповеди к первому посланию св. Иоанна «Если мирская любовь обитает в нас» и пытается понять, что такое «мирская любовь», любовь к миру.

➡️ Любовь к миру — это не совсем то же самое, что любовь к творцу или любовь к другим людям. Это особое отношение к жизни, открытость, принятие своей незавершенности, принятие своего несовершенства и принятие своей вины. Любовь к миру означает всегда чувствовать хрупкость и мимолетность своей жизни, осознавать все то, что ты мог бы сделать. Здесь вина — способ напомнить себе, кем ты мог бы быть, для того, чтобы продолжать оставаться человеком, способ взять на себя ответственность за весь мир, когда, выбирая себя, мы выбираем весь мир.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

💌 Отношения Ханны Арендт и Мартина Хайдеггера были высокими, полными глубоких идей о любви. Давайте прочитаем отрывок из письма Хайдеггера к Арендт 1925 года:

«Почему любовь богаче всех других человеческих возможностей и сладостным бременем ложится на охваченных ею? Потому что мы сами превращаемся в то, что мы любим, оставаясь самими собой. И тогда мы хотели бы отблагодарить возлюбленного, но не в состоянии найти что-либо достойное его. Мы можем отблагодарить только самими собой. Любовь превращает благодарность в верность нам самим и в безусловную веру в другого. Таким образом, любовь постоянно углубляет свою сокровенную тайну. Близость есть бытие в величайшем отдалении от другого — отдалении, которое ничему не дает исчезнуть, но помещает „ты“ в прозрачное, но непостижимое, лишь-здесь откровения. Когда присутствие другого вторгается в нашу жизнь, с этим не справится ни одна душа. Одна человеческая судьба отдает себя другой человеческой судьбе, и чистая любовь обязана эту самоотдачу сохранять такой же, какой она была в первый день».

В работе «Положение человека» (в русском переводе «Vita activa, или О деятельной жизни») Ханна Арендт пытается провести различие между Человеком и людьми и продолжает идею о бытии-с-другими.

👥 Все как у людей. Мы сосуществуем друг с другом в этом мире, можем любить друг друга или не любить, иметь очень сложные отношения и испытывать сложные чувства. Но все мы образуем некоторую общность, и большим соблазном является жизнь по принципу «все как у людей». Человек выбирает жить не своей жизнью и не ставить свои цели, не бросать себе вызовы, а жить как все. Кто эти «люди»? Что это за «образ» в нашем сознании? Если присмотреться, за ними нет конкретных имен. Это — биомасса, образ серой безликой толпы. Зачем же человек выбирает себе такой ориентир? Ведь это делает его самого тоже безликим.

🪑 Люди превращаются в вещи. Хайдеггер говорит, что люди, которые выбрали для себя такой способ существования, просто быть безликой единицей, совершают очень страшную вещь — они предают сами себя и предают Бытие. Потому что человек в этом мире нужен не только себе самому, он нужен, чтобы Бытие открылось и через человека реализовало себя. Само человеческое существование состоит в том, чтобы позволять Бытию открываться себе самому. Безличное существование человека означает, что люди превращаются в вещи. Но их в мире и так достаточно — они ему не нужны. Миру нужен сияющий тоннель внутри себя, чтобы самого себя увидеть. И таким тоннелем является человек. Забвение человеком себя самого есть, по Хайдеггеру, «забвение Бытия».

🔨 Жить собственной жизнью — труд. Арендт вслед за Хайдеггером говорит, что оставаться самим собой, показывать в словах и делах свою уникальность, жить своей собственной жизнью — это очень тяжелая каждодневная работа. И люди просто тяготятся этим — они предпочитают путь наименьшего сопротивления. Часто из-за этого неправильного выбора, неправильного экзистенциального ориентира и возникает массовое общество, безликая толпа. Так рождается несвобода и тоталитаризм. В 20 веке люди массово стали выбирать не подлинный способ жизни, а стали существовать как вещи.

🌟 Уникальность человеческого бытия. Ханна Арендт выводит на передний план понятие уникальности человеческого бытия и связывает с ним понятия приватности и частного бытия. Она говорит, что человек должен хотя бы какую-то долю мира, какой-то фрагмент окружающего бытия сделать своим, приватным, не обладать, а освоить, прожить. Арендт призывает оставить себя в части мира, добавить уникальности. Так мы в детстве осваиваем улицы родного городка, знаем каждый уголок и камешек, и часть нас остается с этими улицами.

💁🏻‍♂️ Что такое свобода? Свободу и индивидуализм Арендт понимает не так, как ее понимали классики либеральной философии. Для нее свобода разворачивается не в социально-правовом поле, а в непосредственном проживании жизни. Настоящая свобода — это сам человек. Человек не обладает свободой, человека и есть свобода. Человек не обладает индивидуальностью, он сам есть индивидуальность.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;