Дарио Ардженто
Отличительные черты режиссуры
Джалло оказало влияние на современный хоррор, слэшеры и фантазийные фильмы. Посмотрим, как Ардженто изобретал новый жанр.
Обсудим джалло и стиль фильмов Ардженто.
Джалло — поджанр итальянских фильмов ужасов, итальянский триллер. Но важна не только национальная специфика
💃🏻 Акцент на сексуальности. Во всех триллерах большую роль играет сексуальный подтекст, но в джалло это выражено ярче
👀 Упор на визуальность: фильмы избыточно красивы, цветасты, у кадров изощренно устроена композиция
🎥 Вычурные движения камеры, оператор ищет неожиданные ракурсы
Эта визуальность роднит джалло с барочностью в кино, которая присуща фильмам Федерико Феллини.
🔪 Обилие долгих, кровавых и изощрённых сцен убийств. Часто они показаны глазами убийцы.
Откуда взялось название «джалло»
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
😎 Есть типичный образ убийцы в джалло: на нем черный плащ с поднятым воротником, черная шляпа с широкими полями и высокой тульей, черные перчатки, лицо замотано шарфом. Возникает ощущение, что это человек без лица.
🤯 Психологический портрет убийцы складывается из безумия и паранойи. Сама личность убийцы и его мотивы проясняются только в конце кинофильма. Это наследие фильма «Психо» Хичкока.
❓ При этом убийцей чаще всего является один из основных персонажей, мы будто догадываемся, но реально угадать практически невозможно — это всегда кто-то очень неожиданный.
Кадры из фильма Марио Бавы «Девушка, которая слишком много знала», 1963
Самым первым джалло кинокритики считают фильм Марио Бавы «Девушка, которая слишком много знала» 1963 года. Его название отсылает нас к знаменитому фильму Альфреда Хичкока — «Человек, который слишком много знал». Именно этот фильм содержал несколько элементов, впоследствии ставших характерными для всего жанра 👇🏼
✅ признание литературного первоисточника;
✅ классический протагонист — иностранец в Италии;
✅ элементы вуайеризма;
✅ одержимый детектив-любитель;
✅ набор неожиданных поворотов сюжета.
⭐️ В 1970 году Дарио Ардженто дебютирует с фильмом «Птица с хрустальным оперением». Происходит передача эстафеты от великого Марио Бава к великому Дарио Ардженто. Позже появится третий большой режиссер — Микеле Соави. Но именно с именем Ардженто принято связывать начало «золотой эры» жанра.
😣 В фильме «Птица с хрустальным оперением» рассказывалось о туристе из США по имени Сэм Далмас, который наблюдал за тем, что он воспринял как нападение на женщину в галерее искусств. Все последующее экранное время фильма он одержим расследованием и испытывает кризис личности. Именно это впоследствии стало типичными элементами для главных героев Ардженто.
🎞 Успех «Птицы с хрустальным оперением» послужил отправной точкой для появления джалло не только в Италии — «Ящерица под женской кожей», 1971, режиссер Лучо Фульчи; «Черное брюшко тарантула», 1971, режиссер Пало Кавара; «Семь шалей из желтого шелка», 1972, режиссер Серджо Пасторе, но и в Испании «Голубые глаза разбитой куклы», 1973, режиссер Карлос Ауред.
🎥 Сам Дарио Ардженто вслед за первым фильмом снимает еще два столь же успешных джалло — «Кошка о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате». Первые три его фильма образовали звериную трилогию или животную трилогию.
В 1980-х годах жанр понемногу пошел на спад и окончательно угас в 1990-х. Последние крупные представители этого жанра — это Ламберто Бава, сын Марио Бава, снявший знаменитый фильм «Демоны» и Микеле Соави — ассистент Дарио Ардженто, который сделал такие замечательные фильмы как «Водолей», «Секта», «Собор», причем «Собор» продюсировал Дарио Ардженто, Азия Ардженто там снялась.
Джалло оказало влияние на мировой кинематограф, прежде всего на американские фильмы. Джалло проявилось в кинематографе у Брайана Де Пальмы, например, в фильме «Одетые для убийства». Некоторые указывают влияние джалло на «Основной инстинкт» Пола Верховена.
Фанаты Ардженто — Тарантино и Родригес. Например, сцена в «Городе грехов», когда герой Клайва Оуэна везет мертвого героя Бенисио Дель Торо, а за окном дождь, вдохновлена сценой из «Суспирии», когда героиня Джессики Харпер сидит в такси и идет проливной дождь. В титрах фильма есть даже благодарность Ардженто.
Любопытно, что когда сегодня режиссеры подражают джалло, они выбирают странные и длинные названия — это тоже одна из особенностей джалло. Например, «Странный цвет слез твоего тела», «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?», «Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней».
Cцена из фильма «Город грехов», 2005
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день