Дарио Ардженто
«Суспирия»
«Суспирию» называют вершиной творчества режиссера. В этой части выясним, как меняется подход к съемкам и из чего состоит это культовое кино.
🧙♀️ Фильм «Суспирия», также известный как «Подозрение» и «Зловещее дыхание» часто называют вершиной творчества Дарио Ардженто и ярким представителем жанра джалло.
Аннотация: Юная американка Сюзи приезжает в Германию обучаться мастерству танца в престижной мюнхенской балетной школе. В ночь приезда она видела, как из здания выбежала девушка, которая в ту же ночь была жестоко убита. Сюзи придётся жить в пансионате при школе, на ночь её будут поить вином с подмешанным снотворным. Девушка чувствует витающую в воздухе школы угрозу и хочет выяснить, что ей угрожает.
Основным источником вдохновения для «Суспирии» режиссер считает диснеевскую «Белоснежку».
🏆 Фильм встретили тепло — поклонники фильмов ужасов считают эту картину культовой благодаря удачному сочетанию давящей музыки, необычных съемок и резкой цветовой палитры. Критики тоже не оставили фильм без внимания: картина имеет две номинации от американской Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.
🎭 Роли ведьм исполнили великие актрисы: итальянка Алида Валли, которая работала с Хичкоком, Антониони, Пазолини и Бертолуччи и Джоан Беннетт, которая снималась у великого Фрица Ланга в фильме «Женщина в окне» и у Макса Аф Юльца в фильме «Момент безрассудства». Через подбор актрис Ардженто связывает свой фильм с классикой итальянского кино, с классикой нуара и американского триллера.
Локации фильма «Суспирия», 1977
1. Дом «У кита», Фрайбург-Им-Брайсгау
2. Мюллеровы городские бани, Мюнхен
3–6. Кадры со съемок фильма
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🎧 Фильм стоит смотреть с хорошим звуком, потому что музыка в нем играет огромную роль, а звук действует, как персонаж. Звуки «Суспирии» буквально вызывают инфернальный ужас.
Музыку записали заранее и включали во время съемок фильма. Пугающие звуки нагнетали атмосферу на съемочной площадке и помогали входить актерам в нужное состояние. Они как бы танцевали, что сближает «Суспирию» с балетом, неслучайно действие фильма разворачивается в балетной школе.
Сами же съемки производились без записи звука, а потом роли дублировались. На площадке актеры разного происхождения произносили реплики на своем родном языке.
Как Ардженто работает с цветом
Кадры из фильма Дарио Ардженто «Суспирия», 1977
Ардженто любит черный, особенно если он приправлен синим, красным, зеленым или желтым. Уделите внимание «оттенкам темноты» от Дарио Ардженто и посмотрите, как он играет со светом.
Как снимался фильм 👇
👯♀️ По замыслу Дарио Ардженто, ученицы балетной школы должны были быть не старше 12 лет. Однако студия и исполнительный продюсер отказались реализовывать это, полагая, что фильм, в основе которого жестокие убийства детей, запретят. Тогда Дарио Ардженто поднял возрастной порог героинь до 20 лет, что дало возможность запустить производство фильма. Главную роль Ардженто отдал Джессике Харпер — актрисе с невинной внешностью, которая выглядела младше своих лет — идеальная Белоснежка.
🧟♂️ Точно не известно, кто сыграл главную ведьму, но есть мнение, что это была девяностолетняя бывшая проститутка, которую Ардженто встретил в Риме. А озвучила ее муза режиссера Дария Николоди.
🎥 При съемках сцены падения каменного орла на слепого пианиста, которая снималась в Монако, Ардженто использовал принцип съемки под названием «бомбометание»: была изготовлена стальная подвесная канатная дорога, по которой камера опускалась и поднималась.
🐛 В сцене, когда школа оказывается покрыта личинками, использовали рис на общих планах, а на крупных — реальные личинки.
🖼 В оформлении комнаты, которую снимает в городе первая соседка Сьюзи, художник ориентировался на графику Обри Бердслея в стиле ар-нуво. Некоторые работы этого художника можно увидеть на стенах балетной школы.
«Суспирия» открывает трилогию. До этого у Ардженто была животная трилогия, теперь — трилогия трех матерей, в которую вошли фильмы «Суспирия», «Инферно» и «Третья мать».
📚 В основе трилогии лежит мифология, придуманная самим Дарио Ардженто и его спутницей Дарьи Николоди, а истоком задумки стала книга Suspiria de Profundis — «Воздыхания из глубины души». Автор книги Томас де Квинси также написал знаменитое эссе «Убийство как одно из изящных искусств», которое повлияло на многих мастеров триллера и в литературе, и в кино. В Suspiria de Profundis он описывает образы трех матерей: Матерь Вздохов, Матерь Слез и Матерь Тьмы. Их три по количеству мойр — богинь судьбы в древнегреческой мифологии. Квинси на этом останавливается, а Ардженто начинает придумывать мифологию Трех Матерей.
🔮 Их история начинается в 11 веке: три матери, они же три сестры, занимаются колдовством на берегах Черного моря, а потом блуждают по миру в поисках богатства и могущества и постепенно начинают этим миром так или иначе управлять.
🏰 В конце 19 века они поручают итальянскому архитектору Варелли спроектировать три здания — три точки зла в этом мире. Архитектор не знал, что именно делает и думал, что это обычные заказчицы.
👑 Матерь Вздохов — Елена Маркос — самая старая из матерей, иногда ее называют черной королевой. В 1895 году она основала школу танца и оккультных наук в Швайн Вельде в городе Фрайбург, там и разворачивается действие «Суспирии».
💎 Матерь Слез — самая красивая и могущественная из трех матерей, ее истинное имя никому не известно. Ее дом располагается в Риме, ей посвящен третий фильм «Третья мать».
🕳 Матерь Тьмы — самая молодая и самая жестокая из трех матерей, ее имя тоже никому не известно, но в фильме «Инферно» она говорит «имя мое — Смерть». Ее дом в Нью-Йорке.
Трилогия получила неожиданную реинкарнацию, когда режиссер Лука Гуаданьино поставил ремейк «Суспирии». Он с детства был фанатом картины и мечтал ее переснять. В сентябре 2018 года на 75 Венецианском кинофестивале состоялась мировая премьера новой «Суспирии», в которой сыграли Тильда Суинтон, Дакота Джонсон, Хлоя Грейс Морец, Миа Гот, а также Джессика Харпер, исполнительница главной роли в «Суспирии» 1977 года.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день