Как не бояться авангардистов
Американский авангард
«04.33» Джона Кейджа — главный символ музыкального авангарда. В этой части узнаем больше о нем и других американских композиторах.
Мы начинаем разговор об американском авангарде. Для начала обсудим, что в нем было особенного.
🇺🇸 Самостоятельная музыкальная традиция США началась сравнительно поздно. Для этого ей пришлось преодолеть зависимость от культурного импорта из Европы и имитаторство. Можно сказать, что только на рубеже 19–20 веков появились крупные, никому не обязанные своим стилем, самобытные американские композиторы.
🔆 Давление европейской традиции не ощущалось. В Америке не было многовековой художественной преемственности, своих Моцарта и Бетховена; над композитором не довлела модель мышления, сформированного немецкой философией (Гегелем), противопоставлявшая античное искусство духу Нового времени и западных народов, — словом, рисковать и экспериментировать было в чем-то легче.
🕰 Поэтому авангард в США, во-первых, начался раньше. Уже 1890-х в музыке праотца американского авангарда Чарльза Айвза мы слышим такие безумные эксперименты, такое любопытство к музыкальному действию с неизвестным результатом, такую свободу от конвенции, какие были пока немыслимы в Европе.
🔬 Во-вторых, авангард в США шел другой дорогой. Многие находки случались не аналитически, не в результате создания сложных философских конструктов, а эмпирически — как ребенок, бесшабашно шалящий в лаборатории, американский авангард ставил эксперименты и достигал неслыханного.
⛪️ Послушайте для примера органные вариации на популярнейшую песню America (My Country, 'tis of Thee), де-факто являвшуюся гимном страны. Айвзу было 17 лет, когда он написал эту работу к 4 июля для Нью-Йоркской церкви, где работал органистом.
🎇 Сочинение представляет собой гармонически бесхитростную, как все гимны, песенку, за которой следует каскад вариаций. Первые несколько вариаций ведут себя вроде бы чинно и серьезно, хотя тут и там слышна «крупинка пороха». Но вот потом что-то идет уже серьезно «не так».
→ Дослушайте до 03.21 и обратите внимание на интерлюдию между вариациями, следующую затем.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/CnaYdtC3MV38Hg
👇 Как думаете, что тут произошло? Напомним, это 1891 год!
🌍 Еще американский авангард всегда тяготел к двум мирам — природе и востоку. Первое — потому что Америка прекрасно ощущала близость фронтира: неосвоенного, манящего и опасного космоса дикой природы. Второе — потому что страна, особенно западное ее побережье, «смотрела» прямиком на Японию и Юго-Восточную Азию; культурный обмен был очень интенсивным, и восточные музыкальные практики были растворены в слуховой памяти молодых американцев. Неслучайно самые великие революционеры американского авангарда — калифорнийцы.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Продолжаем говорить про авангард в США! Наш первый герой — Генри Коуэлл.
👪 Коуэлл (в более старых источниках — Кауэлл) родился в 1897 году в Калифорнии. Его родители занимались литературой и принадлежали молодежной субкультуре, богеме; позже Коуэлл удивлялся, что они документально зарегистрировали и свой союз, и его появление на свет. После того, как родители разошлись, а в Сан-Франциско случилось землетрясение, мать Коуэлла начала путешествовать с 9-летним сыном, сама давая ему очень неортодоксальное, но чрезвычайно глубокое образование: главным образом, в области литературы.
👘 Коуэлл был подростком, когда мать умерла от рака. Он работал на фермах, собирая овощи и чистя курятники. В 14 лет на свои деньги он купил себе первое фортепиано. Коуэлл был музыкальным вундеркиндом, но «настоящих» инструментов у него не было: он недолго учился играть на скрипке, а также соорудил себе сам что-то вроде цитры. Экзотический, «неземной» звук чуть восточного, чуть сломанного инструмента — один из ключей к его музыке.
🚂 Коуэлл получил музыкальное образование в Беркли и очень много сочинял. В 1929 году он ездил в триумфальные гастроли в СССР (впрыгнув в «последний вагон»: уже через 3–4 года подобное было бы невозможно). Ему предстояло написать около тысячи опусов (!) и стать одним из главных имен американской музыки.
🙇♂️ Коуэлл изобрел очень много нового. Он использовал восточные ударные, широко задействовал японскую, индонезийскую и таитянскую музыку, придумал собственную нотацию (способ записи), стал использовать кластеры (звуковые сгустки, аккорды-«пучки»), выдумал эластичную музыкальную форму, которая могла «раздвигаться» по желанию исполнителей. Одна из его поразительных звуковых находок — «струнное фортепиано», в котором при игре задействованы не клавиши, а корпус и внутренности.
🌌 В центре мира Коуэлла — кельтский фольклор. Его отец был ирландцем, но главным источником завороженности композитора языческим миром британских островов стал поэт Джон Вэриан, глава духовного сообщества «Храм людей», к которому был близок Коуэлл. До-цивилизационная мистика, величественный космос кельтского мифа, истории о кометах и великанах — вот родник его фантазии.
🌊 Послушайте пьесу The Tides of Manaunaun («Потоки Манаунауна», 1917). Обратите внимание на басовый гул, словно абсолютно лишенный звуковысотности: пианист тут играет предплечьем, плоскостью ладони, кулаком. В ирландской мифологии Манаунаун был богом, отвечавшим за движение волн; этот рокот ледяной, соленой воды мы отлично слышим в пьесе.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/LV7hTdJv0puIgg ⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🔊 Эта пьеса — «Эолова арфа» (1923) — классический хит Коуэлла для струнного фортепиано. Ее материя совершенно не авангардна, но сам саунд инструмента поражает. Посмотрите, как это выглядит:
⚡️ Видео-пример: https://yadi.sk/i/T0czMDE8KcBS8A ⏱ Время просмотра: 2 минуты
❄️ Послушайте «Снега Фудзиямы» (1924) — с помощью кластеров Коуэлл создает эффект неевропейского, изысканно поломанного, «с трещинками» звучания: настоящее ваби-саби!
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/vv76V-qTYxATYQ ⏱ Время прослушивания: 2 минуты
1. 19–20-летний Коуэлл за фортепиано
2. Генри Коуэлл в 65 лет
Мы подошли к главной иконе американского авангарда — великому Джону Кейджу.
🏆 Если бы нужно было выбрать одно имя — эмблему всего, что произошло с музыкальным искусством во второй половине 20 века, им мог бы стать Кейдж. «Музыка случая» и игрушечное пианино, оркестр сломанных инструментов и знаменитые «04.33»: как сказала одна из последовательниц Кейджа, «после него в музыке действительно не осталось „можно” и „нельзя”».
Давайте наметим несколько слагаемых кейджевского музыкального мира.
«Найденные» звуки
🧸 В визуальном искусстве есть понятие objet trouvé — «найденный» предмет. Это объекты физического мира или их фрагменты, которые не несут художественной нагрузки и, возможно, были отвергнуты человеческим обществом: часто — бытовые предметы, что-то использованное или сломанное. Художник помещает их в такой контекст, что они получают вторую жизнь как предмет искусства. То же делает Кейдж: в какой-то момент он составил целый оркестр из игрушек «с оторванной лапой», кофейных жестянок и прочего, который звучал наподобие иноднезийского ансамбля ударных гамелана — только необычнее.
Восток
🎎 Мы неслучайно упомянули гамелан. Как и Коуэлл, Кейдж был калифорнийцем: холодноватый звон и бряканье, клокот и дребезг архаических инструментов Японии, Индонезии, Филиппин и Сингапура, а также абсолютно другое, чем западное, восточное чувство времени буквально завораживали его. Одно из открытий Кейджа — «подготовленное» фортепиано. Это инструмент, превращенный в сюрреалистический, «туземно» звучащий перкуссионный ансамбль с помощью металлических и резиновых предметов, подложенных внутрь рояля и меняющих его звук.
Природа
🌿 Кейдж прислушивался к тишине («04.33» — 4 минуты 33 секунды молчания, его самая известная работа), шорохам, бульканью, чириканью, — его знаменитейшие работы исполняются на океанских раковинах или подзвученных кусочках дерева.
Случай
🎲 Попробуйте придумать слово на языке пришельцев. Попробовали? Наверняка на самом деле у вас получилась абракадабра из фонем русского языка. Выйти за пределы своего интеллектуального и чувственного опыта человеку очень сложно. Кейджу хотелось сделать это: написать музыку, сочиненную не Джоном Кейджем, а случаем, природой (Богом?) в гипотетическом не населенном людьми мире. Посмотреть, что отражает зеркало в пустой комнате. Для этого он гадал по китайской Книге перемен: выбрасывал кости и писал, например, каждую следующую ноту в зависимости от того, что они показывали.
Дзен
🧘♂️ Читая все это, вы могли подумать, что многое в эстетике Кейджа близко дзен-буддизму. Это правда: его музыка — пресловутый «звук хлопка одной ладони».
→ Посмотрим фрагмент из «Сонат и интерлюдий» — легендарного опуса Кейджа для подготовленного фортепиано, 1946–1948. На этом видео хорошо видно, как «подготавливают» инструмент.
⚡ Видео-пример: https://yadi.sk/i/Sf2i-1H_AWL9SA
⏱ Время просмотра: 2,5 минуты.
→ А это — «Музыка для игрушечных фортепиано» (1960). Здесь хорошо слышны «найденные» звуки. Постарайтесь вспомнить то, что мы обсуждали — про внутреннюю готовность услышать «сорные», «шумовые» звуки как музыку.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/dXpmIHB0AWcF7Q
⏱ Время прослушивания: 12,5 минут.
1. Молодой Джон Кейдж
2. Кейдж и препарированное фортепиано
3. Цвет американского авангарда: Джон Кейдж, его партнер на протяжении долгих лет — легендарный американский хореограф Мерс Каннингем и художник Роберт Раушенберг, представитель абстрактного экспрессионизма
4. Кейдж в старости. Рядом с ним — «дива игрушечного фортепиано», сингапурская пианистка Маргарет Ленг Тан (слова которой мы цитируем в посте)
5, 6. Кейдж и Каннингем в старости
Закончим эту часть, проведенную с композиторами американского авангарда, музыкой младшего друга Джона Кейджа — неординарного Мортона Фелдмана.
👪 Фелдман был младше Кейджа на 14 лет. Он родился в Нью-Йорке в эмигрантской семье. Отец его был родом из Украины, мама — из Бобруйска. Мальчика начали учить музыке, как было принято в еврейских семьях; затем его учителями композиции были авторы, близкие европейскому авангарду, а после этого он познакомился с Кейджем.
☁️ Так же, как Кейдж, Фелдман не относится ни к какому -изму. За своим великим учителем он тоже не то чтобы следовал — разве что в ощущении свободы и в убеждении, что музыка представляет собой некий чистейший мир: объективный, свободный от произвола и самовыражения автора.
Наметим несколько ориентиров в музыке Фелдмана:
Медленно и тихо
💤 Программная фраза Фелдмана — «Я не подталкиваю звуки» (I don't push sounds). Действительно, в его музыке очень вольно, очень естественно ведет себя физический звук. Он мягко возникает, ясно звучит, спокойно филируется, постепенно тает, оставляя за собой эхо. Звук у Фелдмана абсолютно освобожден — как цвет на знаменитых картинах Марка Ротко (которого Фелдман очень любил). Из-за этого под конец жизни он стал тяготеть к очень крупной, многочасовой форме, где в кристальном акустическом пространстве звуки возникают, проплывают и скрываются из зоны слышимости.
Паттерны
🔲 Иногда в музыке Фелдмана слышны паттерны — повторяющиеся рисунки, которые вызывают ассоциацию с минимализмом (стилем, основанном на повторности).
Контролируемый хаос
➰ Фелдман любил создать музыкальную ситуацию, внутри которой звуковой результат отчасти нельзя спрогнозировать.
⏳ Давайте послушаем опус, пожалуй, являющийся «точкой входа» в музыку Фелдмана для любого слушателя. Он называется «Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет» (1970). Речь здесь — о его первой учительнице фортепиано, еще одной эмигрантке из России, приятельнице Скрябина, Вере Ивановне Мауриной-Пресс. Многие композиторы 20 века играли с временем и бредили его остановкой. Пронзительная ирония в том, что, возможно, лучше всего это получилось в этой миниатюрной эпитафии для ансамбля, где флейта-кукушка 90 раз произносит свою мантру в окрашенной разными гармониями почти-тишине, до боли в сердце напоминая одновременно сломавшиеся часы и погребальный колокол.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/r7hYmoRFJ3rCTg ⏱ Время прослушивания: 4 минуты.
🎹 Это сочинение — «Пьеса для 4-х фортепиано» (1957) — было написано почти за десятилетие до взрыва «классического» минимализма. Меж тем, оно вполне минималистское, просто из-за того, как медленно происходят события, наше ухо не считывает паттерна. На самом деле, звучит один и тот же текст, который с разной скоростью, произвольно выбирая темп, играют одновременно четыре пианиста.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jYxPQeVX9z-6bA ⏱ Время прослушивания: 7,5 минут.
💧Обязательно послушайте немного из позднего Фелдмана — это сказочной красоты работа «Фортепиано и струнный квартет» (1985), где его эстетика слышна как в капле воды. Работа крупная, но можно хотя бы начать.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Wg8TbOpUWBk8AQ ⏱ Время прослушивания: по желанию.
1. Мортон Фелдман за фортепиано
2. Снова цвет американского авангарда: скульптор Джон Липпольд, Фелдман, Кейдж и художник Рэй Джонсон в машине
3, 4. Мортон Фелдман
🖼 Мы уже упоминали, что Мортон Фелдман вдохновлялся работами художника Марка Ротко. Обратите внимание на картины и других его американских современников — Филипа Гастона и Роберта Раушенберга.
👇 Вспомните, глядя на эти работы, музыку, которую мы слушали и поразмышляйте, кто из композиторов вам больше понравился? Почему?
1. Филип Гастон, Painting, 1954
2. Роберт Раушенберг, Collection, 1954
3. Роберт Раушенберг, Windward, 1963
4. Марк Ротко, №5/№22, 1949–1950
5. Марк Ротко, Red orange, 1950
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день