angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Как не бояться авангардистов

Итальянский авангард

Лучано Берио — постмодернист, соединяющий эксперименты с музыкой и языком. В этой части узнаем о нем и о других итальянских авангардистах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Начнем с музыки Лучано Берио — самой яркой фигуры послевоенного итальянского авангарда.

🙋‍♂️ Он был одним из лидеров европейского послевоенного авангарда, прошел все типичные для композиторов его поколения этапы и увлечения — посещал Дармштадтские курсы, занимался электронной музыкой, основал в Милане Студию музыкальной фонологии.

🙇‍♂️ Но Берио — не технократ. Он всегда ценил в искусстве интеллектуализм, техническую изобретательность и в совершенстве владел сложнейшими техниками. Но, будучи итальянцем, всегда оставался очень эмоциональным, а его музыка — такой живой. «Авангардизм» Берио — не концентрация на технологии и чистом эксперименте, а переосмысление всех культурных корней, питавших европейскую традицию. Он смешивал техники, комфортно чувствовал себя и в атональной сфере, и в тональной, часто использовал приемы цитирования и коллажей. В его музыке сильно влияние сюрреализма, абсурдизма и структурализма — в частности, таких писателей и мыслителей, как Джеймс Джойс, Сэмюэл Беккет, Клод Леви-Стросс и Умберто Эко.

📝 Умберто Эко однажды сказал о Берио: «Будь я вынужден найти другого итальянского музыканта с равным вкусом к жизни, с равной способностью гурмански смаковать жизнь, мне пришел бы на ум Россини».

💃 Под влиянием Леви-Стросса Берио обратился к фольклору: результатом этого увлечения стали «Народные песни» (1964). Они написаны для Кэти Берберян — певицы с уникальными возможностями, музы и первой жены композитора.

❤️ Для хорошего настроения послушаем главный хит из этого цикла — Азербайджанскую любовную песню. Поэт сама Кэти Берберян. Второй куплет поется по-русски, но слова понятны не все: по рассказам Кэти, она услышала эту песню на советской пластинке и сняла слова со слуха — как расслышала, так и пела. В нотах текст записан латиницей с очень смешными ошибками.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/19sz2c4Uo7AAQQ
⏱ Время прослушивания: 2 минуты.

🌍 Всего в сборнике 11 песен: американские, армянские, французские, итальянские, сицилийские и другие.

→ Если хотите, послушайте его целиком или фрагментами в исполнении прекрасной молодой меццо-сопрано Марианны Кребасса.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/FnJUENjxDLUrsg

🗣 А вот другое сочинение, написанное для Кэти и в расчете на ее феноменальные возможности — «Секвенция» для голоса соло.

→ Давайте сразу послушаем. Отличное исполнение Лауры Катрани с визуализацией нотного текста:

Видео-пример: https://yadi.sk/i/95BrGfwnlLa-tg
⏱ Время прослушивания: 8 минут.

✍️ «Секвенции» (Sequenza) — отдельный важный жанр в творчестве Берио. Он сочинял их на протяжении всей жизни, и с 1958 по 2002 год создал 14 секвенций, каждая из которых написана для одного сольного инструмента. Это зубодробительно сложные пьесы, где Берио соединяет новые композиторские идеи с расширенными техниками игры на этих инструментах, фактически исследует границы возможностей инструмента и исполнителей.

Если Секвенции вас заинтересовали, то можно послушать еще две:

→ для флейты

Видео-пример: https://yadi.sk/i/b_9Rq-vNg-G3lw

→ для скрипки

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/innjFt_igJQGFg

✨ Несмотря на всю сложность языка и исполнения, сегодня это — суперпопулярные пьесы среди исполнителей.

📜 Но больше всего Берио увлекали эксперименты с языком. Электронная студия Берио находилась в миланском отделении RAI (итальянской радиовещательной корпорации), в том же здании работал Умберто Эко. Они дружили, проводили много времени вместе и изучали Джойса. Результатом этих бесед стал звуковой эксперимент — радиопередача «Посвящение Джойсу» с чтением на итальянском, французском и английском главы «Сирены» из романа Джойса «Улисс», которую Эко назвал настоящей оргией звукоподражаний и аллитераций, а Джойс — fuga per canonem (канонической фугой). Берио услышал и раскрыл полифоничность текста. Позднее на основе этой передачи он написал электронную пьесу «Тема. Посвящение Джойсу», основанную только лишь на английском тексте.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/DHaOo9kg6RvPiw

Лучано Берио

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Берио выпадает за рамки авангарда. Он — автор оперы «Опера», хора «Хор» и симфонии «Симфония», ставшей манифестом музыкального постмодернизма.

🏵 Симфония Берио (1968) — культовое сочинение всего 20 века. Она настолько сложно устроена, что ее разбору можно посвятить не одну, а две недели. Симфония в пяти частях написана для большого оркестра и вокального ансамбля — на премьере был ансамбль Swingle Singers, известный своими вокальными джазовыми обработками Баха.

📗 В первой части симфонии Берио заимствует текст и структурные принципы из книги Леви-Стросса «Сырое и вареное», вторую строит на звуках и слогах имени убитого в 1968-м Мартина Лютера Кинга.

💫 Самая знаменитая и революционная часть — третья. Это гигантский изощренный музыкально-текстовый коллаж. Его основа — цитата скерцо «Проповедь Антония Падуанского рыбам» из Второй симфонии Малера, причем не его фрагменты, а вся (!) часть. Музыка Малера становится канвой, которую Берио «прошивает» множеством цитат композиторов разных эпох от Баха до Штокхаузена и текстами Сэмюэла Беккета из романа «Неназываемый», студенческими лозунгами Парижской весны 1968 года, цитатами из политических манифестов, газетных статей и обрывков фраз.

→ Послушайте третью часть в исполнении оркестра Академии Святой Чечилии и Swingle Singers под управлением Антонио Паппано.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/yTST-EIGL2eG8A
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты

Эко неслучайно сравнивал Берио с Россини — на фоне остальных композиторов итальянского авангарда его действительно легко слушать и любить. Сложнее обстоит дело с фигурой Луиджи Ноно, который вместе с Берио стоит в первом ряду итальянских композиторов 20 века.

👪 Ноно родился в 1924 году в Венеции, магия места и многовековая итальянская культура значили для него очень много (его дед был живописцем, дядя — скульптором, отец прекрасно играл на фортепиано). Это слышно в его музыке, пропитанной тонким, хрупким лиризмом. Ноно бесконечно любил свой город, но в его музыке нет места ни карнавальности, ни шутке.

🚩 Как и Берио, Ноно был коммунистом, а в 1970-е годы даже членом ЦК итальянской компартии. При этом он не питал иллюзий относительно советского коммунизма и одинаково ненавидел и фашизм, и сталинизм. Кстати, Ноно посещал Латинскую Америку и СССР, а оперу «Под жарким солнцем любви» поставил Юрий Любимов.

🌞 Музыка Ноно тесно связана с его политическими и общественными взглядами, он всю жизнь писал на революционно-освободительные темы: опера «Под жарким солнцем любви» — о жизни революционных героинь прошлого и настоящего, Intolleranza («Нетерпимость») — остросоциальная опера о рабочем-эмигранте, в электронном сочинении «Освещенная фабрика» звучат фабричные шумы. Но у него вы не найдете ничего похожего на советскую массовую песню или другое массовое искусство. Музыка Ноно крайне сложна и экспрессивна.

🏆 Уже в начале 1950-х Ноно вошел в троицу лидеров европейского авангарда вместе с Булезом и Штокхаузеном. Он был женат на дочери Шёнберга — Нурии. Но «красный авангардист» вызывал недоумение и неприятие и у «красных», и у «авангардистов», его не раз пытались подвергнуть бойкоту. Только после смерти в 1990 году в нем безоговорочно признали одного из главных композиторов 20 века.

📨 В 1954 году Ноно прочел книгу «Письма приговоренных к смерти участников европейского Сопротивления». Эти документы доносили голоса в основном молодых людей, умерших за свободу. Они говорили на разных языках, но их объединяла готовность пожертвовать собой во имя идеи и торжества добра. На основе писем Ноно написал «Прерванную песнь» (Il canto sospeso) для солистов, хора и оркестра — одно из самых известных, пронзительных и совершенных своих сочинений.

⛪️ «Прерванная песнь» — кантата из девяти частей, она идет около получаса. Ее форма, построенная на чередовании инструментальных и вокальных частей, классически совершенна и напоминает структуру католической заупокойной мессы (реквиема), где нет Gloria (радостного славословия), но есть Dies irae («День гнева»).

→ Мрачная первая часть напоминает инструментальное Kyrie.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ZWGARgdKwPUO3Q
⏱ Время прослушивания: по желанию.

🙏 Вторая — хор a cappella — это Credo, где текст действительно содержит «символ веры»: «Умираю за мир, который воссияет таким светом, такой красотой, что моя жертва будет ничто в сравнении с этим. Миллионы человек умерли за это на баррикадах и на войне. Я умираю за справедливость. Наши идеи победят» (слова болгарского учителя и журналиста Антона Попова).

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/bLuxmTBAbKhtrQ

🌑 Третья часть — Crucifixus, где говорится о казни трех греческих юношей, об их восхождении на свою Голгофу.

🤦🏻‍♂️ Пятая часть — короткое выразительное соло тенора на фоне мягкого звучания оркестра. Напоминает Lacrymosa: «Если б небо стало бумагой, а все моря мира чернилами, я не мог бы описать вам мое страдание и все, что я вижу вокруг себя. Я говорю вам „прощай" — и плачу» (текст 14-летнего польского еврея Хаима).

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/dSZF0EnajZZVMw

🔫 Шестая часть с ее резкими контрастами — Dies irae: «Двери отворяются. Это идут наши убийцы, одетые в черное...».

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/nvvTOuYFTMkm2Q

🖤 Седьмая часть для сопрано, женского хора и оркестра написана на слова Любови Шевцовой: «Прощай, мама, твоя дочь Любка уходит в сырую землю». Ее можно сравнить с Agnus Dei.

И еще несколько коротких зарисовок об итальянской музыке 20 века — три пьесы 1950-х годов.

⚖️ Давайте послушаем и сравним два сочинения на похожую тему, которые исторически разделают всего два года, а эстетически — целая бездна.

Piccola Musica Notturna (Маленькая ночная музыка), Луиджи Даллапиккола, 1954

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/3DBXPU2lftIhKw

Notturno (Ноктюрн), Бруно Мадерна, 1956

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/GlMRyDoaDJn3dQ

🧔 Луиджи Даллапиккола (1904–1975) — самый старший из крупных итальянских композиторов 20 века, крестный отец представителей второго авангарда. В молодые годы он попал под влияние додекафонии Арнольда Шенберга и всю жизнь оставался ей верен. Большинство его сочинений написаны на основе серийного ряда — 12-ти звуков, где нет прежних отношений «устойчиво-неустойчиво», все звуки независимы друг от друга.

🎶 В серийной технике написана и «Маленькая ночная музыка» (Даллапиккола буквально отсылает нас к Моцарту), но в отличие от многих жестких конструкций и самого Шенберга, и других приверженцев додекафонии, это действительно очень красивая музыка. Даллапиккола в детстве был очарован музыкой Дебюсси (это ведь слышно, правда?), полифонией 16–17 веков, и никогда демонстративно не порывал с прошлым. Этим его фигура уникальна.

🙇‍♂️ Бруно Мадерна (1920–1973) всего на одно поколение, на 15 лет младше Даллапикколы. Он был вундеркиндом, с 4-х лет играл на скрипке, аккордеоне и ударных, с 7 лет дирижировал оркестром. Очень рано начал преподавать композицию в консерватории в своей родной Венеции, у него учился Ноно, который был всего на 4 года его младше.

✍️ Хотя Мадерна многие годы преподавал додекафонию, сам как композитор ушел далеко вперед. Он сочинял тоже много, в самых разных жанрах и направлениях: вместе с Берио работал в студии электронной музыки и делал транскрипции старой музыки.

👏 В 30 лет началась международная карьера Мадерны как дирижера. Он переиграл тонны музыки — от ренессанса и барокко до ультрасовременной, дружил со всеми монстрами авангарда, сыграл множество премьер.

🙅‍♂️ Закончим день сочинением Джачинто Шельси (1905–1988) — самого загадочного композитора итальянского авангарда. Его полное имя — граф Джачинто Шельси ди Айала Вальва. Он принадлежал старинному аристократическому роду и получил домашнее образование. Композитором он себя не считал — не меньшее место в его жизни занимало сочинение стихов на французском и философских эссе. В отличие от своих ровесников, тусовавшихся на фестивалях современной музыки, он вел крайне замкнутый образ жизни, почти не фотографировался, на обложках дисков часто печатается его символический «портрет» — круг и линия снизу.

🇮🇳 В юности он прошел через увлечение крупными фигурами музыки начала 20 века, но самое сильное влияние на него оказали додекафония Шенберга и мистические идеи Скрябина. Он путешествовал по Индии и Тибету, а после разрыва с женой, ставшего причиной сильнейшей депрессии, полностью переосмыслил свое творчество.

🤫 Есть легенда, что он восстанавливал свое душевное равновесие, бесконечно повторяя один и тот же звук на фортепиано. С тех пор главным объектом музыкальных поисков Шельси стал звук как таковой. «Музыка не может существовать без звука, но звук существует вполне и без музыки. То есть кажется, что звук важнее. С этого мы можем начать», — говорил он.

📿 Медитативное вслушивание в один звук, полное погружение в себя сочеталось с близкой ему восточной философией. Концентрированным итогом его экспериментов стали «Четыре пьесы на одну ноту» для оркестра. На протяжении 17 минут звучит действительно одна нота — Шельси меняет длительность, громкость, тембр и тембровые сочетания. И иногда отклоняется на миллиметр вниз или вверх — и таким образом он уходит в мир микрохроматики, четверть тонов.

Видео-пример на Ютубе

1. Луиджи Даллапиккола
2. Бруно Мадерна
3. Джачинто Шельси

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;