angle-down facebook instagram vkontakte warning

Как не бояться авангардистов

Греческий визионер Янис Ксенакис

Ксенакис соединил архитектуру и музыку, создав свой особый жанр — политоп. В этой части разберемся в творчестве греческого авангардиста.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Герой этой части — греко-французский композитор и архитертор Янис Ксенакис, еще одна культовая фигура музыки 20 века. Это композитор очень сложный, но мы найдем точки опоры и постараемся понять главное.

😱 Биография Ксенакиса напоминает сценарий фильма. Он родился в 1922 году, учился на архитектурном факультете политехнического университета в Афинах. Его студенческие годы, как и у Лигети, прервала война. Он воевал в коммунистическом партизанском отряде против фашистов, потом против британцев. Шрапнель британского танка нанесла ему жуткую травму лица, он навсегда потерял один глаз. Обратите внимание: на большинстве фотографий Ксенакис снят вполоборота.

👮‍♂️ После войны отец и брат Яниса попали в тюрьму, а сам он был обвинен в измене и приговорен к смертной казни, но успел бежать во Францию (обвинения с него сняли только в 1974).

👨‍🎓 В Париже Ксенакис поступил в архитектурную мастерскую Ле Корбюзье и участвовал в разработке многих его проектов. Также он возобновил занятия музыкой, брал уроки у Мийо, Онеггера, а композицию изучал у самого Мессиана. Но Мессиан быстро понял, какой перед ним необычный человек и оригинальный ум. Отказавшись учить Ксенакиса гармонии и контрапункту, он сказал: «Вам почти 30 лет, и вам повезло, что вы грек, архитектор и изучали математику. Пользуйтесь этими вещами. Реализуйте их в своей музыке».

💻 Ксенакис так и поступил. Он сочинял музыку по законам архитектуры и математики, переводя архитектурную графику и сложные математические расчеты в звуки. Он писал для живых инструментов и много работал в студии с электронными звуками и пленками. Но неверно было бы думать о музыке Ксенакиса как о музыке головной, просчитанной с помощью компьютера (а Ксенакис пользовался компьютерными расчетами), механической, мертвой.

🏺 Вспомите, что еще в Древней Греции, в философии Пифагора, например, музыка и математика были теснейшим образом связаны, начиная с того, что природа консонанса и диссонанса точно обусловлена математически. Поэтому Ксенакис стал тем, кому удалось вернуться к неким базовым, стихийным свойствам музыки, очистить ее от многовековых напластований эмоций, смыслов. И от концептуальности авангарда 20 века.

🔆 В то же время музыка Ксенакиса — это некое синтетическое произведение искусства. У него есть целый ряд сочинений, где звук прямо связан с архитектурой, пространством и светом.

📀 Давайте начнем знакомство с одной из его ранних композиций — электронной Concret PH. В 1958 году Ксенакис от бюро Ле Корбюзье спроектировал павильон Philips для Всемирной выставки в Брюсселе. К этому зданию, названному «Электронная поэма», мы еще вернемся, с ним связан один из главных опусов Ксенакиса — Metastaseis. А пока послушаем трехминутную пьесу Concret PH, которая звучала в 1958 году внутри павильона.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/aRD7Ak6Dq9KkKg
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

Посмотрите на павильон Philips в картинках ниже.

🙈 Вглядитесь в его необычные формы: в нем вообще нет плоских поверхностей, а есть гиперболические параболоиды — изогнутые поверхности, не имеющие центра симметрии.

⚖️ Павильон Philips — уникальный пример слияния музыки, архитектуры и математики. Его особенные формы повторяют формы графической партитуры пьесы Metastaseis для симфонического оркестра — первого из ключевых сочинений Ксенакиса, ставшего скандалом и сенсацией (1953–1954). В свою очередь графическая партитура Metastaseis создана на основе математики и архитектуры.

📝 Если коротко:

1️⃣ Ксенакис брал математические законы, применяемые в архитектурных расчетах, в том числе оригинальные формулы, с которыми работал в бюро Корбюзье. Каждый из параметров звука/ноты (высота, длительность, динамика и т.д.) он выражал с помощью математических формул.

2️⃣ Переводил их в двухмерную проекцию на оси X и Y. Это графическая партитура (см. иллюстрацию 1).

3️⃣ Переводил графическую партитуру — в нотную. Кстати, так делали далеко не все. В 20 веке есть композиторы, которые работали именно с графическими партитурами, оставляющими исполнителю большую свободу для интерпретации. Ксенакис же все переводил в звуки и точно фиксировал (см. иллюстрацию 2).

🛠 Он говорил, что тембры оркестра — это строительные материалы, такие же, как кирпич, камень и дерево. И звуковая архитектура Metastaseis реализовалась в Павильоне Philips.

👨‍💻 Ксенакис был первым человеком, использовавшим математический подход в музыке в качестве принципа ее сочинения. По его словам, «с появлением электронных компьютеров композитор станет чем-то вроде пилота: ему останется нажимать кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки».

🧐 Философию своей музыки Ксенакис сформулировал так: «Представьте себе огромную толпу возмущенного народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведет себя как единое целое, толпа дышит, растет, движется. Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу — об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?».

🌨 «Да», — утверждал Ксенакис. Он приводил в пример природные явления: звук дождя по крыше или пение цикад — звуковые явления, рассматриваемые как целое, но при этом состоящие из тысяч отдельных звуков. Эти тысячи звуков образуют гибкое целостное явление, пластичное во времени и следующее стохастическим законам. Поэтому чтобы смоделировать большое скопление точечных звуков, требуется знать эти законы. Свою музыку Ксенакис назвал стохастической.

→ А теперь вдохните поглубже и послушайте Metastaseis. Попробуйте представить, что это звучащая архитектура павильона Philips.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/5lydmuMdY8ttjQ
⏱ Время прослушивания: 10 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Metastaseis, графическая партитура тактов 109–114
2. Metastaseis, нотная партитура тактов 109–114
3. Павильон Philips
4–6. Увеличенные фрагменты этих тактов партитуры: как графики с иллюстрации 1 переводятся в ноты
7. Архитектурный каркас павильона
8. Ле Корбюзье и Ксенакис в Брюсселе перед открытием павильона

Слушать, понимать и любить музыку Ксенакиса непросто. Но давайте, не ныряя глубоко, в качестве простых слушателей познакомимся с еще несколькими важными направлениями его работы.

🌅 Соединив древнегреческие слова «поли» («много») и «топос» («место»), Ксенакис придумал термин для обозначения своих пространственных композиций. Политопы — высокотехнологичные инсталляции, синтетический жанр, где свет и музыка становятся частью архитектурного пространства. Причем пространство может быть древним или ультрасовременным, замкнутым или открытым. Политопы — воплощение суммы всех интересов и умений Ксенакиса. Такие мультимедийные проекты он создавал в самых разных локациях — от Канады и Франции до Ирана и Греции.

🎥 Сохранилась хроника устройства Политопа в Монреале на Экспо-67. Посмотрите иллюстрации ниже и сравните, как это выглядело в реальности. К сожалению, это общий сюжет о выставке, дневные промо-съемки и музыка совсем не Ксенакиса. Тем не менее, любопытно.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/m8TpsSoOXHCHxg

🏰 А вот Политоп Клюни — он был сделан в Париже в средневековом аббатстве, где находится знаменитейший музей Средневековья. Отличный документальный сюжет дает представление о том, как это было сделано, как работало и звучало. Бонус — кадры с самим Ксенакисом.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/DOeWE-cAseeJig

📺 Греки сделали большую передачу о Политопе в Микенах на открытом воздухе. Здесь не электронная музыка, а живые исполнители. Посмотрите небольшой фрагмент; если хотите, перемотайте к началу, там тоже есть хроника, или оцените, как финал политопа перекликается с древними обрядовыми действами.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/NRbP6fghoKL5gg

1–3. Политоп Монреаль
4–6. Политоп Клюни

И еще совсем чуть-чуть разного Ксенакиса. Факультативно.

🥁 Обрядовость и древние культуры оказали на грека Ксенакиса огромное влияние. У него много музыки для ударных и с участием ударных. Послушайте, насколько интересно сочетаются в композиции Persephassa для шести ударных первобытная обрядовость и математическая изощренность, инстинкт и дисциплина.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/qkeuCL_GH_a_sw

🔫 Война для Ксенакиса на всю жизнь осталась сильнейшим потрясением, он никогда о ней не забывал. Звуки войны слышны практически во всех его сочинениях. Однажды он описал игру сирен, стрельбы и прожекторов в Афинах в 1940-х годах как масштабное зрелище. Отсюда, несомненно, берет начало его идея политопов. Но и в акустических композициях тоже очень легко услышать звуки войны.

💣 Послушайте одно из самых известных сочинений Ксенакиса для большого оркестра — Jonchaies (1977). Для него эта музыка неожиданно зрелищна и даже физиологична.
Послушайте первые секунды — вы отчетливо услышите сначала звук воздушной сирены, потом — разрывающегося снаряда, потом — стоны.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IjKeyUO2gD6i2A

🎹 Любовь к холодноватому электронному треску вылилась у Ксенакиса в увлечение клавесином. У него на удивление много музыки и для сольного клавесина, и с ансамблем. Пожалуй, если можно говорить о красоте в относительно традиционном смысле у Ксенакиса, то это как раз его клавесинные сочинения. И там очень визуально красивая партитура — впрочем, как везде у Ксенакиса.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WX92SNPvPI3xWg

Янис Ксенакис

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;