Как не бояться авангардистов
Греческий визионер Янис Ксенакис
Ксенакис соединил архитектуру и музыку, создав свой особый жанр — политоп. В этой части разберемся в творчестве греческого авангардиста.
Герой этой части — греко-французский композитор и архитертор Янис Ксенакис, еще одна культовая фигура музыки 20 века. Это композитор очень сложный, но мы найдем точки опоры и постараемся понять главное.
😱 Биография Ксенакиса напоминает сценарий фильма. Он родился в 1922 году, учился на архитектурном факультете политехнического университета в Афинах. Его студенческие годы, как и у Лигети, прервала война. Он воевал в коммунистическом партизанском отряде против фашистов, потом против британцев. Шрапнель британского танка нанесла ему жуткую травму лица, он навсегда потерял один глаз. Обратите внимание: на большинстве фотографий Ксенакис снят вполоборота.
👮♂️ После войны отец и брат Яниса попали в тюрьму, а сам он был обвинен в измене и приговорен к смертной казни, но успел бежать во Францию (обвинения с него сняли только в 1974).
👨🎓 В Париже Ксенакис поступил в архитектурную мастерскую Ле Корбюзье и участвовал в разработке многих его проектов. Также он возобновил занятия музыкой, брал уроки у Мийо, Онеггера, а композицию изучал у самого Мессиана. Но Мессиан быстро понял, какой перед ним необычный человек и оригинальный ум. Отказавшись учить Ксенакиса гармонии и контрапункту, он сказал: «Вам почти 30 лет, и вам повезло, что вы грек, архитектор и изучали математику. Пользуйтесь этими вещами. Реализуйте их в своей музыке».
💻 Ксенакис так и поступил. Он сочинял музыку по законам архитектуры и математики, переводя архитектурную графику и сложные математические расчеты в звуки. Он писал для живых инструментов и много работал в студии с электронными звуками и пленками. Но неверно было бы думать о музыке Ксенакиса как о музыке головной, просчитанной с помощью компьютера (а Ксенакис пользовался компьютерными расчетами), механической, мертвой.
🏺 Вспомите, что еще в Древней Греции, в философии Пифагора, например, музыка и математика были теснейшим образом связаны, начиная с того, что природа консонанса и диссонанса точно обусловлена математически. Поэтому Ксенакис стал тем, кому удалось вернуться к неким базовым, стихийным свойствам музыки, очистить ее от многовековых напластований эмоций, смыслов. И от концептуальности авангарда 20 века.
🔆 В то же время музыка Ксенакиса — это некое синтетическое произведение искусства. У него есть целый ряд сочинений, где звук прямо связан с архитектурой, пространством и светом.
📀 Давайте начнем знакомство с одной из его ранних композиций — электронной Concret PH. В 1958 году Ксенакис от бюро Ле Корбюзье спроектировал павильон Philips для Всемирной выставки в Брюсселе. К этому зданию, названному «Электронная поэма», мы еще вернемся, с ним связан один из главных опусов Ксенакиса — Metastaseis. А пока послушаем трехминутную пьесу Concret PH, которая звучала в 1958 году внутри павильона.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/aRD7Ak6Dq9KkKg
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
Посмотрите на павильон Philips в картинках ниже.
🙈 Вглядитесь в его необычные формы: в нем вообще нет плоских поверхностей, а есть гиперболические параболоиды — изогнутые поверхности, не имеющие центра симметрии.
⚖️ Павильон Philips — уникальный пример слияния музыки, архитектуры и математики. Его особенные формы повторяют формы графической партитуры пьесы Metastaseis для симфонического оркестра — первого из ключевых сочинений Ксенакиса, ставшего скандалом и сенсацией (1953–1954). В свою очередь графическая партитура Metastaseis создана на основе математики и архитектуры.
📝 Если коротко:
1️⃣ Ксенакис брал математические законы, применяемые в архитектурных расчетах, в том числе оригинальные формулы, с которыми работал в бюро Корбюзье. Каждый из параметров звука/ноты (высота, длительность, динамика и т.д.) он выражал с помощью математических формул.
2️⃣ Переводил их в двухмерную проекцию на оси X и Y. Это графическая партитура (см. иллюстрацию 1).
3️⃣ Переводил графическую партитуру — в нотную. Кстати, так делали далеко не все. В 20 веке есть композиторы, которые работали именно с графическими партитурами, оставляющими исполнителю большую свободу для интерпретации. Ксенакис же все переводил в звуки и точно фиксировал (см. иллюстрацию 2).
🛠 Он говорил, что тембры оркестра — это строительные материалы, такие же, как кирпич, камень и дерево. И звуковая архитектура Metastaseis реализовалась в Павильоне Philips.
👨💻 Ксенакис был первым человеком, использовавшим математический подход в музыке в качестве принципа ее сочинения. По его словам, «с появлением электронных компьютеров композитор станет чем-то вроде пилота: ему останется нажимать кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки».
🧐 Философию своей музыки Ксенакис сформулировал так: «Представьте себе огромную толпу возмущенного народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведет себя как единое целое, толпа дышит, растет, движется. Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу — об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?».
🌨 «Да», — утверждал Ксенакис. Он приводил в пример природные явления: звук дождя по крыше или пение цикад — звуковые явления, рассматриваемые как целое, но при этом состоящие из тысяч отдельных звуков. Эти тысячи звуков образуют гибкое целостное явление, пластичное во времени и следующее стохастическим законам. Поэтому чтобы смоделировать большое скопление точечных звуков, требуется знать эти законы. Свою музыку Ксенакис назвал стохастической.
→ А теперь вдохните поглубже и послушайте Metastaseis. Попробуйте представить, что это звучащая архитектура павильона Philips.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/5lydmuMdY8ttjQ
⏱ Время прослушивания: 10 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Metastaseis, графическая партитура тактов 109–114
2. Metastaseis, нотная партитура тактов 109–114
3. Павильон Philips
4–6. Увеличенные фрагменты этих тактов партитуры: как графики с иллюстрации 1 переводятся в ноты
7. Архитектурный каркас павильона
8. Ле Корбюзье и Ксенакис в Брюсселе перед открытием павильона
Слушать, понимать и любить музыку Ксенакиса непросто. Но давайте, не ныряя глубоко, в качестве простых слушателей познакомимся с еще несколькими важными направлениями его работы.
🌅 Соединив древнегреческие слова «поли» («много») и «топос» («место»), Ксенакис придумал термин для обозначения своих пространственных композиций. Политопы — высокотехнологичные инсталляции, синтетический жанр, где свет и музыка становятся частью архитектурного пространства. Причем пространство может быть древним или ультрасовременным, замкнутым или открытым. Политопы — воплощение суммы всех интересов и умений Ксенакиса. Такие мультимедийные проекты он создавал в самых разных локациях — от Канады и Франции до Ирана и Греции.
🎥 Сохранилась хроника устройства Политопа в Монреале на Экспо-67. Посмотрите иллюстрации ниже и сравните, как это выглядело в реальности. К сожалению, это общий сюжет о выставке, дневные промо-съемки и музыка совсем не Ксенакиса. Тем не менее, любопытно.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/m8TpsSoOXHCHxg
🏰 А вот Политоп Клюни — он был сделан в Париже в средневековом аббатстве, где находится знаменитейший музей Средневековья. Отличный документальный сюжет дает представление о том, как это было сделано, как работало и звучало. Бонус — кадры с самим Ксенакисом.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/DOeWE-cAseeJig
📺 Греки сделали большую передачу о Политопе в Микенах на открытом воздухе. Здесь не электронная музыка, а живые исполнители. Посмотрите небольшой фрагмент; если хотите, перемотайте к началу, там тоже есть хроника, или оцените, как финал политопа перекликается с древними обрядовыми действами.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/NRbP6fghoKL5gg
1–3. Политоп Монреаль
4–6. Политоп Клюни
И еще совсем чуть-чуть разного Ксенакиса. Факультативно.
🥁 Обрядовость и древние культуры оказали на грека Ксенакиса огромное влияние. У него много музыки для ударных и с участием ударных. Послушайте, насколько интересно сочетаются в композиции Persephassa для шести ударных первобытная обрядовость и математическая изощренность, инстинкт и дисциплина.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/qkeuCL_GH_a_sw
🔫 Война для Ксенакиса на всю жизнь осталась сильнейшим потрясением, он никогда о ней не забывал. Звуки войны слышны практически во всех его сочинениях. Однажды он описал игру сирен, стрельбы и прожекторов в Афинах в 1940-х годах как масштабное зрелище. Отсюда, несомненно, берет начало его идея политопов. Но и в акустических композициях тоже очень легко услышать звуки войны.
💣 Послушайте одно из самых известных сочинений Ксенакиса для большого оркестра — Jonchaies (1977). Для него эта музыка неожиданно зрелищна и даже физиологична.
Послушайте первые секунды — вы отчетливо услышите сначала звук воздушной сирены, потом — разрывающегося снаряда, потом — стоны.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IjKeyUO2gD6i2A
🎹 Любовь к холодноватому электронному треску вылилась у Ксенакиса в увлечение клавесином. У него на удивление много музыки и для сольного клавесина, и с ансамблем. Пожалуй, если можно говорить о красоте в относительно традиционном смысле у Ксенакиса, то это как раз его клавесинные сочинения. И там очень визуально красивая партитура — впрочем, как везде у Ксенакиса.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WX92SNPvPI3xWg
Янис Ксенакис
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день