angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Как не бояться авангардистов

Греческий визионер Янис Ксенакис

Ксенакис соединил архитектуру и музыку, создав свой особый жанр — политоп. В этой части разберемся в творчестве греческого авангардиста.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Герой этой части — греко-французский композитор и архитертор Янис Ксенакис, еще одна культовая фигура музыки 20 века. Это композитор очень сложный, но мы найдем точки опоры и постараемся понять главное.

😱 Биография Ксенакиса напоминает сценарий фильма. Он родился в 1922 году, учился на архитектурном факультете политехнического университета в Афинах. Его студенческие годы, как и у Лигети, прервала война. Он воевал в коммунистическом партизанском отряде против фашистов, потом против британцев. Шрапнель британского танка нанесла ему жуткую травму лица, он навсегда потерял один глаз. Обратите внимание: на большинстве фотографий Ксенакис снят вполоборота.

👮‍♂️ После войны отец и брат Яниса попали в тюрьму, а сам он был обвинен в измене и приговорен к смертной казни, но успел бежать во Францию (обвинения с него сняли только в 1974).

👨‍🎓 В Париже Ксенакис поступил в архитектурную мастерскую Ле Корбюзье и участвовал в разработке многих его проектов. Также он возобновил занятия музыкой, брал уроки у Мийо, Онеггера, а композицию изучал у самого Мессиана. Но Мессиан быстро понял, какой перед ним необычный человек и оригинальный ум. Отказавшись учить Ксенакиса гармонии и контрапункту, он сказал: «Вам почти 30 лет, и вам повезло, что вы грек, архитектор и изучали математику. Пользуйтесь этими вещами. Реализуйте их в своей музыке».

💻 Ксенакис так и поступил. Он сочинял музыку по законам архитектуры и математики, переводя архитектурную графику и сложные математические расчеты в звуки. Он писал для живых инструментов и много работал в студии с электронными звуками и пленками. Но неверно было бы думать о музыке Ксенакиса как о музыке головной, просчитанной с помощью компьютера (а Ксенакис пользовался компьютерными расчетами), механической, мертвой.

🏺 Вспомите, что еще в Древней Греции, в философии Пифагора, например, музыка и математика были теснейшим образом связаны, начиная с того, что природа консонанса и диссонанса точно обусловлена математически. Поэтому Ксенакис стал тем, кому удалось вернуться к неким базовым, стихийным свойствам музыки, очистить ее от многовековых напластований эмоций, смыслов. И от концептуальности авангарда 20 века.

🔆 В то же время музыка Ксенакиса — это некое синтетическое произведение искусства. У него есть целый ряд сочинений, где звук прямо связан с архитектурой, пространством и светом.

📀 Давайте начнем знакомство с одной из его ранних композиций — электронной Concret PH. В 1958 году Ксенакис от бюро Ле Корбюзье спроектировал павильон Philips для Всемирной выставки в Брюсселе. К этому зданию, названному «Электронная поэма», мы еще вернемся, с ним связан один из главных опусов Ксенакиса — Metastaseis. А пока послушаем трехминутную пьесу Concret PH, которая звучала в 1958 году внутри павильона.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/aRD7Ak6Dq9KkKg
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.

Посмотрите на павильон Philips в картинках ниже.

🙈 Вглядитесь в его необычные формы: в нем вообще нет плоских поверхностей, а есть гиперболические параболоиды — изогнутые поверхности, не имеющие центра симметрии.

⚖️ Павильон Philips — уникальный пример слияния музыки, архитектуры и математики. Его особенные формы повторяют формы графической партитуры пьесы Metastaseis для симфонического оркестра — первого из ключевых сочинений Ксенакиса, ставшего скандалом и сенсацией (1953–1954). В свою очередь графическая партитура Metastaseis создана на основе математики и архитектуры.

📝 Если коротко:

1️⃣ Ксенакис брал математические законы, применяемые в архитектурных расчетах, в том числе оригинальные формулы, с которыми работал в бюро Корбюзье. Каждый из параметров звука/ноты (высота, длительность, динамика и т.д.) он выражал с помощью математических формул.

2️⃣ Переводил их в двухмерную проекцию на оси X и Y. Это графическая партитура (см. иллюстрацию 1).

3️⃣ Переводил графическую партитуру — в нотную. Кстати, так делали далеко не все. В 20 веке есть композиторы, которые работали именно с графическими партитурами, оставляющими исполнителю большую свободу для интерпретации. Ксенакис же все переводил в звуки и точно фиксировал (см. иллюстрацию 2).

🛠 Он говорил, что тембры оркестра — это строительные материалы, такие же, как кирпич, камень и дерево. И звуковая архитектура Metastaseis реализовалась в Павильоне Philips.

👨‍💻 Ксенакис был первым человеком, использовавшим математический подход в музыке в качестве принципа ее сочинения. По его словам, «с появлением электронных компьютеров композитор станет чем-то вроде пилота: ему останется нажимать кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки».

🧐 Философию своей музыки Ксенакис сформулировал так: «Представьте себе огромную толпу возмущенного народа. Голоса сливаются в гул, из которого выделяются отдельные возгласы и крики. Толпа ведет себя как единое целое, толпа дышит, растет, движется. Можно ли создавать музыку, думая не об отдельных нотах и инструментах, но сразу — об общем эффекте, то есть проектировать звуковые массы с заранее заданными свойствами?».

🌨 «Да», — утверждал Ксенакис. Он приводил в пример природные явления: звук дождя по крыше или пение цикад — звуковые явления, рассматриваемые как целое, но при этом состоящие из тысяч отдельных звуков. Эти тысячи звуков образуют гибкое целостное явление, пластичное во времени и следующее стохастическим законам. Поэтому чтобы смоделировать большое скопление точечных звуков, требуется знать эти законы. Свою музыку Ксенакис назвал стохастической.

→ А теперь вдохните поглубже и послушайте Metastaseis. Попробуйте представить, что это звучащая архитектура павильона Philips.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/5lydmuMdY8ttjQ
⏱ Время прослушивания: 10 минут.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Metastaseis, графическая партитура тактов 109–114
2. Metastaseis, нотная партитура тактов 109–114
3. Павильон Philips
4–6. Увеличенные фрагменты этих тактов партитуры: как графики с иллюстрации 1 переводятся в ноты
7. Архитектурный каркас павильона
8. Ле Корбюзье и Ксенакис в Брюсселе перед открытием павильона

Слушать, понимать и любить музыку Ксенакиса непросто. Но давайте, не ныряя глубоко, в качестве простых слушателей познакомимся с еще несколькими важными направлениями его работы.

🌅 Соединив древнегреческие слова «поли» («много») и «топос» («место»), Ксенакис придумал термин для обозначения своих пространственных композиций. Политопы — высокотехнологичные инсталляции, синтетический жанр, где свет и музыка становятся частью архитектурного пространства. Причем пространство может быть древним или ультрасовременным, замкнутым или открытым. Политопы — воплощение суммы всех интересов и умений Ксенакиса. Такие мультимедийные проекты он создавал в самых разных локациях — от Канады и Франции до Ирана и Греции.

🎥 Сохранилась хроника устройства Политопа в Монреале на Экспо-67. Посмотрите иллюстрации ниже и сравните, как это выглядело в реальности. К сожалению, это общий сюжет о выставке, дневные промо-съемки и музыка совсем не Ксенакиса. Тем не менее, любопытно.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/m8TpsSoOXHCHxg

🏰 А вот Политоп Клюни — он был сделан в Париже в средневековом аббатстве, где находится знаменитейший музей Средневековья. Отличный документальный сюжет дает представление о том, как это было сделано, как работало и звучало. Бонус — кадры с самим Ксенакисом.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/DOeWE-cAseeJig

📺 Греки сделали большую передачу о Политопе в Микенах на открытом воздухе. Здесь не электронная музыка, а живые исполнители. Посмотрите небольшой фрагмент; если хотите, перемотайте к началу, там тоже есть хроника, или оцените, как финал политопа перекликается с древними обрядовыми действами.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/NRbP6fghoKL5gg

1–3. Политоп Монреаль
4–6. Политоп Клюни

И еще совсем чуть-чуть разного Ксенакиса. Факультативно.

🥁 Обрядовость и древние культуры оказали на грека Ксенакиса огромное влияние. У него много музыки для ударных и с участием ударных. Послушайте, насколько интересно сочетаются в композиции Persephassa для шести ударных первобытная обрядовость и математическая изощренность, инстинкт и дисциплина.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/qkeuCL_GH_a_sw

🔫 Война для Ксенакиса на всю жизнь осталась сильнейшим потрясением, он никогда о ней не забывал. Звуки войны слышны практически во всех его сочинениях. Однажды он описал игру сирен, стрельбы и прожекторов в Афинах в 1940-х годах как масштабное зрелище. Отсюда, несомненно, берет начало его идея политопов. Но и в акустических композициях тоже очень легко услышать звуки войны.

💣 Послушайте одно из самых известных сочинений Ксенакиса для большого оркестра — Jonchaies (1977). Для него эта музыка неожиданно зрелищна и даже физиологична.
Послушайте первые секунды — вы отчетливо услышите сначала звук воздушной сирены, потом — разрывающегося снаряда, потом — стоны.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IjKeyUO2gD6i2A

🎹 Любовь к холодноватому электронному треску вылилась у Ксенакиса в увлечение клавесином. У него на удивление много музыки и для сольного клавесина, и с ансамблем. Пожалуй, если можно говорить о красоте в относительно традиционном смысле у Ксенакиса, то это как раз его клавесинные сочинения. И там очень визуально красивая партитура — впрочем, как везде у Ксенакиса.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WX92SNPvPI3xWg

Янис Ксенакис

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;