Как не бояться авангардистов
«Московская тройка» и русский авангард
В СССР авангард был запрещен, а композиторы делали музыку для мультфильмов. В этой части узнаем о самобытных русских авангардистах.
Поговорим о русском авангарде.
🔱 Русский послевоенный авангард — это в первую очередь так называемая «Московская тройка»: Альфред Шнитке, Эдисон Денисов и София Губайдулина. Именно они острее всех восприняли процессы, происходившие в европейской музыке, и вопреки железному занавесу перенесли их на отечественную почву. Совершенно разные по эстетическим установкам, они никак не стремились объединяться, но их объединило время — как лидеров своего поколения.
👪 Альфред Шнитке (1934–1998) родился в Поволжье в еврейско-немецкой семье. Немецкий был первым языком композитора, а музыкальное образование он начал в Вене, куда был командирован его отец. С самого начала интегрированный в европейскую культуру, Шнитке сравнительно быстро переболел авангардом и пришел к твердому решению, что авангард исчерпал себя.
❌ Так как его музыкльный язык был радикален, и многим его сочинениям путь на советскую сцену был закрыт, Шнитке много работал в кино. Вынужденный писать в разных стилях, сроднившийся с принципом монтажа, Шнитке понял, что будущее музыки не в деконструкции, к которой призывал авангард, а в синтезе. Его творческий метод, основанный на технике коллажа, получил название «полистилистика» — в его музыке сталкиваются эпохи, стили, языки, культуры: микрополифония, как у Лигети, может переходить в бит, узоры клавесина — в рифф бас-гитары, моцартовская стилизация — в джазовую импровизацию, и так далее.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/4-uHmbd-5Tz2Hw
⚜️ Образцовый пример полистилистики Шнитке. Состав (две скрипки, клавесин, подготовленное фортепиано и струнный оркестр) и форма (6 частей — Прелюдия, Токката, Речитатив, Каденция, Рондо и Постлюдия) отсылают к барокко. А большая часть музыки была написана как прикладная: танго звучит в фильме «Агония», главные темы Прелюдии и Рондо — в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил», финал Каденции — в мультфильме «Бабочка», в Речитативе — тема из фильма «Восхождение».
👨🏼🏫 Эдисон Денисов (1929–1996) пришел в музыку из математики. Его первые шаги одобрил Шостакович, хотя к его школе Денисов никогда не принадлежал. Из европейского послевоенного авангарда ближе всего ему оказался французский, неслучайно первое зрелое сочинение Денисова «Солнце инков» исполнил во Франции Пьер Булез. Музыканты подружились, и благодаря их связи Денисов стал для советских музыкантов окном в Европу: он получал с Запада ноты и пластинки, которые показывал и анализировал дома и в своем классе в Московской консерватории. Неслучайно именно он возглавил Ассоциацию современной музыки, созданную в противовес советскому Союзу композиторов.
🖼 Сильнее всего на стиль Денисова повлияли серийная музыка, импрессионизм и сонорика, а также выразительность вокальной декламации и живопись. Сплавив все это, он создал неповторимый стиль: предельно насыщенную, напряженную лирику и беззаветное стремление к красоте. Его квинтэссенцией можно считать позднюю Симфонию №2, завершенную в год смерти. За два года до этого Денисов попал в страшную автокатастрофу, его буквально вытащили с того света. И в музыке Второй симфонии есть фрагменты-откровения.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/C3pk7ffuXvl8fg
1. София Губайдулина
2. Эдисон Денисов
3. Альфред Шнитке
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Продолжим разговор о русских авангардистах и познакомимся с еще одной участницей «Московской тройки» — Софией Губайдулиной.
🌹 София Губайдулина (1931) — наиболее самобытная фигура, она не принадлежала и не принадлежит никаким школам и направлениям. Всю жизнь она будто жила по завету Шостаковича, который когда-то сказал ей: «Желаю вам и дальше идти вашим неправильным путем». Важную роль в ее музыке всегда играли с одной стороны религиозные мотивы, с другой — математика: ряд важных сочинений построен на числах Фибоначчи и пронизан религиозной (числовой и не только) символикой. В отличие от Денисова и Шнитке, Губайдулина всегда избегала общественной активности — и уже больше 30 лет живет в деревне под Гамбургом.
«Семь слов» (1982) для баяна, виолончели и струнного оркестра: https://yadi.sk/i/CFzjWVxH7OO-hA
🙏 Одно из самых впечатляющих воплощений сюжета о семи словах Иисуса Христа на кресте. Губайдулину вдохновляла одноименная оратория Генриха Шютца (17 век), фрагмент его музыки она цитирует. В ее инструментальной оратории тоже распределены роли:
Баян — Бог-Отец, виолончель — Бог-Сын, струнные — Бог-Дух Святой. Струнные играют благозвучную диатонику, баян и виолончель — острую хроматику.
🎶 Если нет времени слушать сочинение целиком, уделите время последним трем частям: «Жажду», «Свершилось!» (экспрессивная каденция баяна из кластеров, «испускающих дух», а виолончель переходит в «другой мир» — солист играет смычком за подставкой, там, где конец струн) и финальный монолог «Отче! В руки Твои предаю дух Мой».
Ключевые композиторы советского авангарда работали не только в центре, но и в республиках. Мы вспомним троих: Арво Пярта (Эстония), Валентина Сильвестрова (Украина) и Гию Канчели (Грузия).
🔔 Арво Пярт (1935) на протяжении многих лет остается самым исполняемым в мире современным композитором. В молодости прошел увлечение радикальными техниками европейского авангарда, увлекался техникой коллажа, стоял на пороге полистилистики. Затем на несколько лет перестал сочинять вообще, совершил так называемое «бегство в добровольную бедность». Он обратился к религии и средневековой музыке и, отказавшись от всех соблазнов современных композиторских техник, изобрел собственный стиль tintinnabuli («колокольчики»), в котором работает уже более 40 лет. Формально это минимализм, но в технике, подчиненной строгим законам: есть два голоса (или два пласта) — один двигается только по звукам трезвучия (это и есть tintinnabuli), второй — играет диатоническую мелодию, избегая острых хроматизмов. Пярт живет в Эстонии очень замкнуто.
💥 Диск с сочинениями Fratres и Tabula Rasa перевернул европейское музыкальное сознание и до сих пор остается бестселлером.
→ Послушаем Tabula Rasa
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/l2BzArtpqQ3YMQ
💫 Путь украинского композитора Валентина Сильвестрова (1937) похож на Арво Пярта. Когда-то начинавший как авангардист, впоследствии Сильвестров резко сменил курс: его цикл «Тихие песни» был воспринят многими коллегами как предательство идеалов современной музыки. Но в этом Сильвестров ничуть не изменил себе — медитативность, желание вслушиваться в тишину, паузу были свойственны его музыке и прежде. Однако, как и его коллеги, он ощущал исчерпанность средств музыкального авангарда, который сравнивал с затянувшейся зимой. Свой творческий метод он назвал «слабый стиль» и, подобно Пярту, доказал, что путь к новому может лежать не только через усложнение техники и языка.
🇺🇦 Сильвестров живет в Киеве, продолжает писать. Его многолетний проект — фортепианные багатели, маленькие постромантические пьесы, листки из альбома, которые он сочиняет уже много лет. К сожалению, в последнее время все чаще появляются багатели на смерть его близких друзей, поколение которых уходит.
→ По ссылке плейлист с «Тихими песнями»
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/BKAiJkBMPFQPfg
→ И невозможно не дать ссылку на багатели
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Y0oE2kbhtTEvUQ
🎞 Гию Канчели (1935–2019) все знают по музыке к фильмам («Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза» и многие другие) и спектаклям. Но помимо этого он — один из наших самобытнейших академических композиторов, Канчели как-то сказал о себе: «Я пишу медленную и тихую музыку, беспокоясь только о том, чтобы слушатель не заснул». В этих словах лишь часть шутки. В его зрелых сочинениях медленная и тихая музыка контрастирует с предельно громкой, и эти контрасты — основа его драматургии. На музыку Канчели сильно повлияла природа Грузии: в ней очень много воздуха и столкновения грозных стихий — горы, грозы, воды. Его сочинения очень образны, их исполнители нередко сравнивают свою работу с работой режиссера.
🌘 Самое знаменитое сочинение Канчели — «Стикс» для солирующего альта, хора и оркестра. Оно написано под впечатлением смерти двух близких друзей — композиторов Авета Тертеряна и Альфреда Шнитке. «Стикс» посвящен Юрию Башмету и многие годы оставался одной из его визитных карточек.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2NEdIDj9rckbJg
1. Арво Пярт
2. Валентин Сильвестров
3. Гия Канчели
Мы собрали мультфильмы с музыкой наших крупнейших авангардистов.
🐯🐵 Авангард в СССР был непризнанным направлением. Зарабатывать сочинением практически никто из композиторов такой музыкой не мог, поэтому все искали альтернативные источники дохода — преподавали, писали музыку для театра, кино и мультфильмов. Для многих крупных композиторов прикладная музыка становилась лабораторией, где можно позволить себе любые эксперименты, а нам в наследство осталось много фильмов и мультфильмов с превосходной, а иногда и гениальной музыкой.
→ София Губайдулина, «Маугли»: https://yadi.sk/i/z_MGBBjJZzZEDQ
→ «Кошка, которая гуляла сама по себе»: https://yadi.sk/i/gQQbDleJoftZ0A
→ Альфред Шнитке, «Стеклянная гармоника»: https://yadi.sk/i/WGNKlPe2BwJ9ow
→ «В мире басен»: https://yadi.sk/i/znW0Te64md_tmw
→ Эдисон Денисов , «Главный звездный»: https://yadi.sk/i/Q5bH1OwKRKh8Wg
→ Гия Канчели, «Знаешь, мама, где я был?»: https://yadi.sk/i/i71KHQgsrhTqLw
→ Арво Пярт, «Цветные карандаши»: https://yadi.sk/i/MagYPjEzqvqDNQ
→ «Такие дела»: https://yadi.sk/i/-kLY4cAX4oOODg
→ Бонус: «Дом, который построил Джек» с очаровательной музыкой Владимира Мартынова, нашего главного минималиста и философа: https://yadi.sk/i/PRRGUnE1zbwa6Q
Для большего вдохновения вместо итогов предлагаем ответить на несколько вопросов о героях этого урока.
📖 Есть популярный в глянцевой журналистике жанр — «правила жизни». Он представляет собой краткие выдержки из интервью и публичных высказываний знаменитостей, в которых вырисовываются их личность и творческие установки.
🙄 Давайте пофантазируем: кому могли бы принадлежать следующие выдуманные (и реальные) высказывания?
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день