Архитектура авангарда
Истоки и теоретики стиля
В начале 20 века архитекторы отказались от декора и стали добиваться выразительности другими средствами. Узнаем, кто выдвигал эти идеи и что из этого получилось.
1. Реймский собор. Реймс, Франция, 15 век
2. Палаццо Гримани. Венеция, Италия, 16 век
3. Церковь Санта Мария дель Джильо. Венеция, Италия, 17 век
4. Остерли-Парк, Лондон. Великобритания, 18 век
5. Опера Гарнье. Париж, Франция, 19 век
6. Радиатор-билдинг. Нью-Йорк, США, 1924
7. Дом в Вайсенхофе. Штутгарт, Германия, 1927
Начнем с того, почему авангард важно знать:
🔹 Полностью отказался от декора. До авангарда все стили украшали фасады — каждый по-своему: колонны у классицизма, завитушки у барокко, каркас и ребра у готики. Авангард отказался от этого, добиваясь выразительности другими средствами.
🔹 Мы живем в архитектуре, которая началась с авангарда. Авангард — первый этап модернизма. Он заложил основы всей современной архитектуры.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Для начала поймем, как из авангарда получилась современная архитектура.
➿ В 1920–1930-е годы революционные идеи не в мейнстриме. В это время активно развивается ар-деко, архитекторы еще обращают внимание на украшательства фасада. Новые идеи развивают совсем немного архитекторов.
Вся современная архитектура — недекоративная, железобетонная, стеклянная, — это модернизм. Авангард — первая фаза модернизма, когда новая архитектура еще не популярна.
1, 2. Лоосхаус. Вена, Австрия, 1909
3–6. Здание фабрики «Фагус». Альфельд, Германия, 1913
До Первой мировой войны архитекторов, которые искали принципиально новую эстетику, было немного. Одним из теоретиков новой архитектуры был Адоль Лоос.
📖 «Орнамент и преступление». Так называется программная статья Лооса. В ней архитектор рассуждает, что татуировки и орнаменты — эстетика первобытного человека. На ранних этапах цивилизации это дало толчок искусству, но теперь пришло время отказаться от украшательств. Сам Лоос тоже строил в такой минималистичной эстетике.
🏭 Здание фабрики «Фагус». Немецкий архитектор Вальтер Гропиус создал здание, которое можно назвать иконой авангарда. Фасад без декора, но внешний вид все равно очень выразительный. Здание держится на каркасе, благодаря чему удалось сделать большие окна — стенам не нужно держать вес постройки. Угловое окно — принципиальное новшество авангарда: старая архитектура ставила в угол что-то тяжелое и массивное.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день