angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иоганн Себастьян Бах

Духовная кантата: главный жанр Баха

В течение года Бах создавал цикл кантат, отразивший важные события и праздники. В этой части узнаем о любимом жанре композитора — кантате.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Вот мы и подошли к главному разделу творчества Баха — духовной музыке.

⛪️ Немецкая духовная кантата — возможно, главный баховский жанр. Их он писал всю жизнь — только в Лейпциге сочинено около 250 опусов. Можно даже считать Баха создателем такой кантаты: возвышенного духовного жанра, насыщенного серьезными страстями, и в то же время совершенно не похожего на оперу.

🕰 Кантата — примерно 30-минутный цикл для оркестра, солистов-певцов и хора. Напомним, барочные оркестры маленькие, представляют собой скорее ансамбли.

📿 Кантата состоит из 6-7 частей: в ней чередуются хоровые номера с оркестром, сольные речитативы (взволнованная декламация нараспев) и разнохарактерные арии, а еще — важный элемент! — пение протестантских хоралов. Кантата похожа на духовный спектакль, посвященный какой-то одной христианской истине, притче или идее.

📜 Стихотворный текст для кантат сочинялся специальным человеком — либреттистом: его не брали из Писания. Одна строфа обычно равнялась одному музыкальному номеру.

🔔 Духовные кантаты звучали в церкви каждое воскресенье после проповеди. Их функция — размышление о сказанном в проповеди, его закрепление посредством волнующего музыкального действа.

🧐 Поступив на работу в Лейпциг, Бах хотел полностью погрузиться в написание музыки для церкви. Тот «идеальный» рабочий ритм, о котором он мечтал, Бах смог выдержать лишь в течение года — с 11 июня 1724 до конца мая 1725-го. Этот год был вторым на его посту в Лейпциге, поэтому цикл кантат, созданный тогда, носит название «Второго лейпцигского цикла».

📝 Каждые 7 дней на протяжении сорока недель подряд Бах сочинял, разучивал с оркестром и певцами, а затем исполнял в церкви совершенно новую музыку.

🦸‍♀️ Цикл поразителен тем, что в нем вообще нет вторичных, «автоматических» работ. Такая нагрузка была сверхчеловеческой; отчасти поэтому выдерживать такой ритм у Баха впоследствии не получалось.

🍁 Баховский цикл кантат — сверхпроект, отражающий один год в человеческой жизни. В нем слышно эхо разных протестантских праздников — грустных и веселых, а также изменения природы и душевного состояния человека.

📆 Каждая кантата соответствует определенному дню церковного календаря. На конец мая обычно приходится праздник Пятидесятницы.

Давайте послушаем кантату № 172 Erschallet, ihr Lieder, erklinget, ihr Saiten! («Воспойте, хоры, возгласите, струны!»), предназначенную для этого дня.

📝 Несмотря на номер 172, это одна из ранних кантат: нумерация и хронология в кантатах Баха совершенно не совпадают.

🎊 По случаю праздника музыка и оркестровка кантаты очень богаты и эффектны: четыре солиста, хор, три трубы, литавры, гобой, фагот, струнный оркестр и бассо-континуо. Звучание трех труб и литавр Бах применял только для особенно торжественных случаев.

🌞 В либретто включена цитата из дневного чтения Евангелия, а для заключительного хорала Бах использовал строфу из гимна Филиппа Николаи на Пятидесятницу Wie schön leuchtet der Morgenstern (1599).

🖤 Бах очень ценил эту кантату и позднее неоднократно исполнял ее в Лейпциге.

Посмотрите запись из роскошной церкви монастыря в Мельке (Австрия). Здесь можно прекрасно рассмотреть барочные трубы. А еще по традиции баховских времен в хоре нет женщин. Высокие голоса исполняют мальчики.
Аудио-пример на Ютубе

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О том, в каких непростых условиях приходилось сочинять Баху в Лейпциге

Представьте теперь себе цикл, устроенный похожим образом — череда хоровых номеров, патетических речитативов, арий, хоралов, но с несколькими отличиями.

▪️ Очень большой — продолжительность около 120 минут.
▪️ С сюжетом: 3 главы Евангелия по Матфею, рассказывающие о Тайной вечере, молении Христа в Гефсиманском саду, аресте, суде, издевательствах, которым подвергся Христос, пути на Голгофу и Распятии.

У нас получились пассионы, или Страсти — жанр, характерный для немецкого барокко.

📯 Пассионы звучали в церкви в Страстную Пятницу. Они кончаются трагически: смертью Спасителя на кресте, утратой, которую несет все человечество. Счастливого конца не может быть, потому что Воскресение еще не наступило.

⚡️ Баховские пассионы — громадные и выразительные, подобных им жители Лейпцига еще не слышали. Свидетельств о том, как на них отреагировала публика в апреле 1727 года, когда на нее обрушился этот разящий звуковой спектакль, не сохранилось, но велика вероятность, что они ощутили настоящий шок.

😔 Есть версия, что Бах написал «Страсти по Матфею» раньше, и звучать они должны были в 1725 году, красуясь посреди Второго лейпцигского цикла кантат, но что-то этому помешало. Возможно, разочарование из-за этой отсрочки стало еще одной причиной, по которой Бах не продолжил писать кантаты в прежнем режиме.

♾ Пассионы — не опера. Благодаря тому, что рассказ о последних днях земной жизни Христа постоянно прерывается комментариям «извне» сюжета — ариями и коллективными молитвами — между событиями двухтысячелетней давности и настоящим временем слушателя образуются мосты.

Давайте внимательно посмотрим фрагмент из «Страстей по Матфею» и попробуем разобраться, как они устроены 👇

👀 Страсти поделены на две части: до ареста Христа включительно и после. Перед нами — фрагмент из второй части, один из самых драматичных: Пилат спрашивает у толпы, кого они хотели бы, чтобы он отпустил — Христа или разбойника Варавву?

На что стоит обратить внимание при просмотре.

⛓ Речитатив Евангелиста, рассказывающего историю. Гибкая, разговорная, его мелодия только кажется абстрактной. На самом деле, каждый ее поворот связан с текстом. Посмотрите, например, как в 00.20 резко уходит вниз интонация на слове Gefangenen — «Узник».

🗣 В 00.32 мы слышим прямую речь Пилата. Так персонажи евангельской истории — Христос, Петр, Пилат, его жена (которую мы слышим далее) — произносят свои реплики от первого лица, входя в рассказ Евангелиста-тенора.

🥶 В 01.48 — леденящий душу крик толпы «Варавву!», — такие хоры как раз называются turba, что значит «толпа» на латыни.

😡 В 02.04 — еще один хор turba: толпа злобно кричит «Распни! Распни!». Самые внимательные заметят, что это — крошечная фуга.

📛 В 02.26 — в самый острый момент действие внезапно останавливается, и звучит хорал. Мелодия хорала была знакома всем собравшимся в церкви. Мы будто слышим молящихся, которые поют где-то за пределами истории. Они добавляют комментарий из настоящего.

👤 В 03.31 — Пилат спрашивает: «Какое же зло сделал он?». Ответ он слышит не от героев евангельской истории, а снова как бы извне — от абстрактного персонажа-сопрано.

Обратите внимание, что за две минуты до этого та же певица произносила реплики жены Пилата. Теперь она — другой герой, условная христианская душа, комментирующая для нас действие вначале маленьким грустным ариозо, а затем (04.38) арией Aus Liebe («Из любви»); чуть ли не самой поразительной во всем этом сочинении.

📯 В прошлый раз мы много говорили об исторических инструментах: обратите внимание на барочные «охотничьи» гобои, сопровождающие сопрано.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;