Иоганн Себастьян Бах
Месса си минор: дело жизни композитора
«Мессу си минор» Бах создавал 16 лет. В этой части узнаем, чем интересно это произведение и почему оно стало делом жизни композитора.
Месса си минор: узнаем историю создания и устройство ключевого произведения Баха 👇
🌟 Видимо, сам Бах считал Мессу делом всей жизни. Композитор начал ее, когда ему было 48 лет и закончил в 64, за год до смерти. Вместе с тем, в ней есть фрагменты музыки, созданной им около 1714 года, то есть в 29 лет.
🌒 Бах работал над Мессой в три приема: начал в 1733 году, вернулся к работе спустя 12 лет, а потом сделал третий, последний бросок уже перед самой смертью, приложив огромные усилия, чтобы завершить ее.
⛪️ Удивительно, но баховская Месса написана на классический латинский текст, утвержденный католическим Тридентским собором еще в 16 веке. Зачем глубоко верующему протестанту писать монументальную католическую мессу? Однозначного ответа у нас нет.
В Мессе 5 разделов:
🙏 Kyrie — покаянная часть на греческие слова «Господи помилуй, Христе помилуй».
☀️ Gloria — светлая славословная часть на слова «Слава в вышних Богу».
🧭 Credo на текст латинского символа веры («Верую в единого Бога...»).
Это очень интересный текст: кратчайшее изложение ключевых положений христианства, духовный компас, по которому ориентируется христианин.
🥁 Sanctus — восторженная юбиляционная часть на слова «Свят! Свят!».
🐑 Agnus Dei — медитативная часть на слова «Агнец божий, берущий на себя грехи мира».
😌 В 1733 году Бах очень хотел перебраться из Лейпцига в Дрезден, где был роскошный оркестр. Начало работы над Мессой связано с саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II, чей двор находился в Дрездене. Тот был еще и польским королем, а значит — католиком.
👑 Бах устроил старшего сына работать в Дрездене органистом, сам давал там аншлаговые органные концерты. Кроме того, он написал для Фридриха короткий вариант Мессы (два раздела: Kyrie и Gloria), подарив ему каллиграфическую рукопись с прошением о присвоении придворного титула.
💰 Курфюрсту было не до Баха; через год он вообще перенес свой двор в Варшаву. В Дрездене был свой капельмейстер — Иоганн Адольф Хассе; звездный композитор, который по большей части отсутствовал в городе. Доход Хассе в совокупности с гонорарами его жены-оперной дивы превышал баховский в 16 раз. «Дрезденский» проект Баха провалился.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться👉 Продолжаем знакомство с Мессой Баха.
☄️ Итак, первые 2 раздела Мессы — Kyrie и Gloria — были исполнены в Дрездене. Скорее всего, дрезденскую публику они озадачили, а может и напугали: такого масштаба, трудности и раскаленной экспрессии в католических мессах того времени не было.
🌺 По разным мелочам очевидно, что Месса предназначена для конкретного времени и места исполнения. В одной из частей партия солирующей скрипки украшена множеством fioretti — «цветочков», виртуозных маленьких трелей. Бах лично знал скрипача, которому предстояло играть ее в Дрездене, и был уверен, что тот справится.
→ Послушайте часть Laudamus te, один из разделов Gloria.
Аудио-пример на Ютубе
🎺 В другой части Бах специально обыгрывает валторны, потому что знает, что в дрезденском оркестре, в отличие от Лейпцига, они есть.
→ Послушайте арию баса Quoniam tu solus sanctus с соло валторны.
Аудио-пример на Ютубе
🤨 После провала «дрезденского» проекта Бах почему-то решил во что бы то ни стало закончить Мессу. Он стал старше, это требовало громадных усилий. О том, чтобы услышать ее в Лейпциге, не могло быть и речи. Почему он решил завершить ее? Мы не знаем.
💫 В 1745 году, в честь окончания Второй Силезской войны, Бах на скорую руку сделал из своей старой Gloria праздничную кантату. Видимо, Месса снова стала занимать его мысли, и он решил дописать к двум имеющимся частям Credo.
📜 Еще через пару лет в Лейпциг приехал второй сын Баха — Эмануэль, работавший в Берлине. Отец уже сильно болел, писать ему было сложно. Благодаря приезду сына и его помощи в качестве надежного секретаря Бах завершил мессу прямо перед смертью.
🙎♂️Именно Эмануэль получил партитуру Мессы в наследство.
О музыкальной моде Дрездена
🔥 Месса си минор неординарна во всем. Например, она невероятно экспрессивна: от мучительного страдания до ликующих плясок. Тон Баха далек от величавой ортодоксальности.
→ Первая часть раздела Gloria — искрящееся танцевальное празднество с ликующими трубами и литаврами.
Аудио-пример на Ютубе
→ Cum sancto spiritu — финал раздела Gloria. Пожалуй, самый экстатический и стихийный, почти народный пляс.
Аудио-пример на Ютубе
📖 Каждый из 5 разделов — Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei — состоит из нескольких частей. Всего номеров в Мессе 24. Их можно рассматривать как путешествие во времени: Бах сознательно создает энциклопедию всех известных ему вокальных стилей, от грузной монументальной архаики до узорчатого многохорного письма.
→ Послушайте начало Мессы: первый пятиголосный хор Kyrie, как будто карабкающийся ввысь из пропасти.
Аудио-пример на Ютубе
→ Сравните его со следующим номером: дуэтом для двух сопрано, напоминающим неаполитанскую оперу.
Аудио-пример на Ютубе
♥️ Вслушаемся в три хора в самом сердце Credo: Et Incarnatus («И воплотился…»), где в конце мы слышим буквальный момент «приземления», прихода Христа на землю в человеческом обличье. Затем Crucifixus («И был распят») — поразительный своим ледяным оцепенением, этот хор — «точка зеро» всей Мессы. Сразу после него, обязательно подряд, послушайте Et resurrexit («И воскрес»), взмывающий в небо, как фейерверк.
🎆 Самая невероятная часть Мессы — Confiteor unum baptisma («Исповедую единое крещение») из Credo. Не пропустите момент, где музыка как будто теряет дорогу, понемногу рассеивается и иссякает, и мы попадаем в откровенно жуткое царство пустоты и распада. Исследователи сравнивают «конфитеор» с кризисом веры. В следующей части Et expecto («Чаю воскресения мертвых») мы словно заставляем себя вырваться, с ощущением облегчения и радости укрепляясь в вере.
*Запись сделана Нидерландским баховским обществом, дирижер — Йос ван Вельдховен.
Думаем как Бах
🕯 В прошлый раз мы подробно разобрали один фрагмент «Страстей по Матфею» и увидели, что либретто «Страстей» — это Евангелие + духовная поэзия 18 века.
⚡️ Теперь давайте попробуем мыслить как Бах. Представьте, что вы отбираете тексты для либретто. Мы выбрали три важных фрагмента из «Страстей», отделили в них текст Евангелия от стихов и перемешали. Попробуйте соединить фрагменты так, как сделал это Бах. Присылайте свои варианты ответов в чат. (Например, 1 – А; 2 — В, 3 — С).
Евангелие
1️⃣ «Отче Мой, если не может чаша эта миновать Меня, чтобы не пить Мне от нее, да будет воля Твоя!».
2️⃣ «И тотчас запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: „Прежде, нежели запоет петух, ты трижды отречешься от Меня“. И, выйдя со двора, он горько заплакал».
3️⃣ «Но Иисус, еще раз возопив громким голосом, испустил дух».
Стихотворения
А
Когда уйду навеки,
Лишь Ты не уходи.
Когда меня не станет,
Лишь Ты заменой будь.
Когда подступят к сердцу
Смятение и дрожь,
Дай вырваться из страха
Терзанием Твоим.
В
Будь милостив, мой Бог,
В слезах мое моленье!
Посмотри,
Длится в сердце пред Тобой
Горький плач.
С
Что хочет Бог, тому и быть,
Его желанье благо:
И тем Господь готов помочь,
Кто в вере непреклонен.
На помощь Бог придет в беде,
Наказывая в меру.
И всех, кто вверится Ему,
Спаситель не оставит.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день