Иоганн Себастьян Бах
Клавирные произведения
Циклы для клавесина Баха окружены легендами, один из них вышел лишь через 52 года после смерти композитора. В этой части познакомимся с ними.
🎹 В этот раз мы будем говорить о клавирных работах композитора — тех, что были предназначены для клавесина или других предков фортепиано. Ведь Бах был не только изумительным органистом, но и клавесинистом.
✍️ Клавирную музыку Баха играют на современных фортепиано, хотя написана она была для клавесина. Исторически достоверные трактовки на барочных инструментах безусловно приняты сегодня в отношении кантат или оркестровых работ. В сольной музыке это не так.
💃 Знаменитые баховские сольные сюиты для фортепиано похожи на его концерты. Такие циклы у Баха еще могут называться партитами. Суть остается той же: это каскады ярких разнохарактерных танцев.
→ Послушайте Английскую сюиту № 2 в исполнении Бертрана Кюйе. Он играет на клавесине — копии инструмента Михаэля Митке. Бах ценил его клавесины и играл на них.
Аудио-пример на Ютубе
→ Сравните, как звучит первая часть этой сюиты на рояле. Играет Гленн Гульд.
Аудио-пример на Ютубе
→ Совсем по-другому эту сюиту играет Иво Погорелич.
Аудио-пример на Ютубе
🥈 Послушаем два неординарных баховских цикла для клавесина. В обоих мы видим Баха-полифониста: мастера многоголосного письма (помните фугу?).
💃 «Гольдберг-вариации» (1741). Они начинаются с бесхитростной, прозрачной темы, которая называется арией, хотя не поется, а исполняется на клавесине. Ария напоминает старинный испанский танец сарабанду, но необычный, светлый по характеру (сарабанды обычно были траурными).
🌈 За арией следуют 30 вариаций на нее. Будто в калейдоскопе чередуются галантные танцы, миниатюрные фуги и другие полифонические фокусы. В конце, словно пройдя полный круг метаморфоз, снова звучит ария.
😴 С «Гольдберг-вариациями» связан исторический анекдот, изложенный в первой биографии Баха. Она вышла в 1802 году — через 52 года после его смерти.
Якобы вариации прозвали так потому, что клавесинист Иоганн Готлиб Гольдберг играл их своему патрону и приятелю Баха барону Кайзерлингу по ночам, когда тот мучился бессонницей. Правда ли это? Сегодня еще вернемся к этой истории.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
💿 Долгое время «Гольдберг-вариации» не были знакомы широкой публике. В 1955 году 22-летний канадец Гленн Гульд сделал на лейбле Columbia запись этого цикла, которая потрясла мир.
🎥 Теперь «Гольдберги» — часть не только интеллектуальной, но и поп-культуры: к примеру, вы могли слышать их в фильме «Молчание ягнят».
1. Гленн Гульд
2. Оригинальная обложка легендарной пластинки с записью «Гольдберг-вариаций» в исполнении Гленна Гульда. Columbia
О русском следе в Гольдберг-вариациях
🏵 Главный баховский клавишный цикл — «Хорошо темперированный клавир» в двух томах (1722, Кётен; 1744, Лейпциг). Любители музыки называют его аббревиатурой: ХТК.
🎹 Название отсылает к способу настройки клавишного инструмента: «хорошо темперированный» означает «настроенный таким образом, что звуковой интервал между любыми двумя соседними клавишам одинаков».
🌕 Сегодня так настроены все фортепиано мира. Этот способ настройки универсален и очень удобен, хотя и немного противоречит природе. Так же, как между движением солнца и календарем есть маленькое расхождение, в результате которого каждые 4 года февраль оказывается на сутки длиннее, так и натуральные значения нот чуть расходятся со звуковыми значениями равномерно настроенного фортепиано.
🤯 Из-за этого путь человечества к равномерной темперации был бурным и сложным. Нащупать правильное решение было непросто; велись споры и выдвигались разные проекты «правильной» настройки.
🤹♂️ ХТК — сочинение-шоукейс: Бах показывает музыкантам и слушателям достоинства равномерной темперации. «Смотрите, — как бы говорит он, — если инструмент настроен “ровно”, то писать музыку мы можем абсолютно во всех тональностях, “от любой ноты”».
🎶 Именно так и устроен ХТК: каждый из томов представляет собой 24 пары «прелюдия + фуга» во всех тональностях начиная с «до»: самой базовой, «белой» тональности (до мажорная гамма получится, если вы нажмете все белые клавиши подряд).
📖 ХТК — невероятный лексикон состояний, настроений, темпераментов и картин. Слушая его подряд от первой до мажорной прелюдии (наверняка известной вам: спустя полтора века француз Шарль Гуно приписал к ней мелодию Ave Maria), мы как будто открываем музыкальную энциклопедию всего сущего.
→ Прелюдию и фугу до мажор из первого тома играет Фридрих Гульда на клавесине — тут открыта крышка и можно рассмотреть весь механизм.
Видео-пример на Ютубе
→ Послушайте, как ту же прелюдию и фугу играет на рояле Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе
→ А вот знаменитая Ave Maria Баха-Гуно в переложении для виолончели и фортепиано.
Видео-пример на Ютубе
«Хорошо темперированный клавир» — как услышать больше
Прелюдия соль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Святослава Рихтера.
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты
Аудио-пример на Ютубе
🕰 Если у вас есть 12 минут, можете послушать, как эти фрагменты звучат в «Страстях по Матфею».
🎶 Их исполняет Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге — одного из самых авторитетных интерпретаторов Баха.
«Отче Мой, если не может чаша эта миновать Меня, чтобы не пить Мне от нее, да будет воля Твоя!»
Что хочет Бог, тому и быть,
Его желанье благо:
И тем Господь готов помочь,
Кто в вере непреклонен.
На помощь Бог придет в беде,
Наказывая в меру.
И всех, кто вверится Ему,
Спаситель не оставит.
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
Видео-пример на Ютубе
«И тотчас запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: "Прежде, нежели запоет петух, ты трижды отречешься от Меня". И, выйдя со двора, он горько заплакал».
Будь милостив, мой Бог,
В слезах мое моленье!
Посмотри,
Длится в сердце пред Тобой
Горький плач.
NB: Эта ария альта — одно из самых прекрасных произведений, созданных Бахом, и самый известный номер «Страстей»
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
Видео-пример на Ютубе
«Но Иисус, еще раз возопив громким голосом, испустил дух».
Когда уйду навеки,
Лишь Ты не уходи.
Когда меня не станет,
Лишь Ты заменой будь.
Когда под>ступят к сердцу
Смятение и дрожь,
Дай вырваться из страха
Терзанием Твоим.
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Видео-пример на Ютубе
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день