angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Иоганн Себастьян Бах

Клавирные произведения

Циклы для клавесина Баха окружены легендами, один из них вышел лишь через 52 года после смерти композитора. В этой части познакомимся с ними.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

🎹 В этот раз мы будем говорить о клавирных работах композитора — тех, что были предназначены для клавесина или других предков фортепиано. Ведь Бах был не только изумительным органистом, но и клавесинистом.

✍️ Клавирную музыку Баха играют на современных фортепиано, хотя написана она была для клавесина. Исторически достоверные трактовки на барочных инструментах безусловно приняты сегодня в отношении кантат или оркестровых работ. В сольной музыке это не так.

💃 Знаменитые баховские сольные сюиты для фортепиано похожи на его концерты. Такие циклы у Баха еще могут называться партитами. Суть остается той же: это каскады ярких разнохарактерных танцев.

→ Послушайте Английскую сюиту № 2 в исполнении Бертрана Кюйе. Он играет на клавесине — копии инструмента Михаэля Митке. Бах ценил его клавесины и играл на них.
Аудио-пример на Ютубе

→ Сравните, как звучит первая часть этой сюиты на рояле. Играет Гленн Гульд.
Аудио-пример на Ютубе

→ Совсем по-другому эту сюиту играет Иво Погорелич.
Аудио-пример на Ютубе

🥈 Послушаем два неординарных баховских цикла для клавесина. В обоих мы видим Баха-полифониста: мастера многоголосного письма (помните фугу?).

💃 «Гольдберг-вариации» (1741). Они начинаются с бесхитростной, прозрачной темы, которая называется арией, хотя не поется, а исполняется на клавесине. Ария напоминает старинный испанский танец сарабанду, но необычный, светлый по характеру (сарабанды обычно были траурными).

Аудио-пример на Ютубе

🌈 За арией следуют 30 вариаций на нее. Будто в калейдоскопе чередуются галантные танцы, миниатюрные фуги и другие полифонические фокусы. В конце, словно пройдя полный круг метаморфоз, снова звучит ария.

😴 С «Гольдберг-вариациями» связан исторический анекдот, изложенный в первой биографии Баха. Она вышла в 1802 году — через 52 года после его смерти.

Якобы вариации прозвали так потому, что клавесинист Иоганн Готлиб Гольдберг играл их своему патрону и приятелю Баха барону Кайзерлингу по ночам, когда тот мучился бессонницей. Правда ли это? Сегодня еще вернемся к этой истории.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Барон Герман Карл фон Кайзерлинг

💿 Долгое время «Гольдберг-вариации» не были знакомы широкой публике. В 1955 году 22-летний канадец Гленн Гульд сделал на лейбле Columbia запись этого цикла, которая потрясла мир.

🎥 Теперь «Гольдберги» — часть не только интеллектуальной, но и поп-культуры: к примеру, вы могли слышать их в фильме «Молчание ягнят».

Посмотреть отрывок из фильма

1. Гленн Гульд
2. Оригинальная обложка легендарной пластинки с записью «Гольдберг-вариаций» в исполнении Гленна Гульда. Columbia

О русском следе в Гольдберг-вариациях

🏵 Главный баховский клавишный цикл — «Хорошо темперированный клавир» в двух томах (1722, Кётен; 1744, Лейпциг). Любители музыки называют его аббревиатурой: ХТК.

🎹 Название отсылает к способу настройки клавишного инструмента: «хорошо темперированный» означает «настроенный таким образом, что звуковой интервал между любыми двумя соседними клавишам одинаков».

🌕 Сегодня так настроены все фортепиано мира. Этот способ настройки универсален и очень удобен, хотя и немного противоречит природе. Так же, как между движением солнца и календарем есть маленькое расхождение, в результате которого каждые 4 года февраль оказывается на сутки длиннее, так и натуральные значения нот чуть расходятся со звуковыми значениями равномерно настроенного фортепиано.

🤯 Из-за этого путь человечества к равномерной темперации был бурным и сложным. Нащупать правильное решение было непросто; велись споры и выдвигались разные проекты «правильной» настройки.

🤹‍♂️ ХТК — сочинение-шоукейс: Бах показывает музыкантам и слушателям достоинства равномерной темперации. «Смотрите, — как бы говорит он, — если инструмент настроен “ровно”, то писать музыку мы можем абсолютно во всех тональностях, “от любой ноты”».

🎶 Именно так и устроен ХТК: каждый из томов представляет собой 24 пары «прелюдия + фуга» во всех тональностях начиная с «до»: самой базовой, «белой» тональности (до мажорная гамма получится, если вы нажмете все белые клавиши подряд).

📖 ХТК — невероятный лексикон состояний, настроений, темпераментов и картин. Слушая его подряд от первой до мажорной прелюдии (наверняка известной вам: спустя полтора века француз Шарль Гуно приписал к ней мелодию Ave Maria), мы как будто открываем музыкальную энциклопедию всего сущего.

→ Прелюдию и фугу до мажор из первого тома играет Фридрих Гульда на клавесине — тут открыта крышка и можно рассмотреть весь механизм.
Видео-пример на Ютубе

→ Послушайте, как ту же прелюдию и фугу играет на рояле Святослав Рихтер.
Аудио-пример на Ютубе

→ А вот знаменитая Ave Maria Баха-Гуно в переложении для виолончели и фортепиано.
Видео-пример на Ютубе

«Хорошо темперированный клавир» — как услышать больше

Прелюдия соль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» в исполнении Святослава Рихтера.
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты
Аудио-пример на Ютубе

🕰 Если у вас есть 12 минут, можете послушать, как эти фрагменты звучат в «Страстях по Матфею».

🎶 Их исполняет Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херревеге — одного из самых авторитетных интерпретаторов Баха.

«Отче Мой, если не может чаша эта миновать Меня, чтобы не пить Мне от нее, да будет воля Твоя!»

Что хочет Бог, тому и быть,
Его желанье благо:
И тем Господь готов помочь,
Кто в вере непреклонен.
На помощь Бог придет в беде,
Наказывая в меру.
И всех, кто вверится Ему,
Спаситель не оставит.

⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты.
Видео-пример на Ютубе

«И тотчас запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное Иисусом: "Прежде, нежели запоет петух, ты трижды отречешься от Меня". И, выйдя со двора, он горько заплакал».

Будь милостив, мой Бог,
В слезах мое моленье!
Посмотри,
Длится в сердце пред Тобой
Горький плач.
NB: Эта ария альта — одно из самых прекрасных произведений, созданных Бахом, и самый известный номер «Страстей»

⏱ Время прослушивания: 8 минут.
Видео-пример на Ютубе

«Но Иисус, еще раз возопив громким голосом, испустил дух».

Когда уйду навеки,
Лишь Ты не уходи.
Когда меня не станет,
Лишь Ты заменой будь.
Когда под>ступят к сердцу
Смятение и дрожь,
Дай вырваться из страха
Терзанием Твоим.

⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Видео-пример на Ютубе

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;