Иоганн Себастьян Бах
Светская музыка: концерт в кофейне
Бах — не только про духовную музыку, его концерты звучали в садах, на площадях и даже в кофейнях. В этой части узнаем о светской музыке Баха.


🌅 Первый взлет Баха как светского композитора произошел в Кётене, где он служил при дворе князя Леопольда. Тот исповедовал кальвинизм и поэтому не нуждался в церковной музыке.
👉 В Лейпциге Бах продолжил работать в области светской музыки: почти столько же, сколько в духовной. В одном теоретическом труде 1738 года он определил музыку как искусство «во славу Божию и для дозволительного услаждения души».
🇩🇪 Лейпциг 18 века — небольшой и совсем не космополитичный город. В нем всего около 30 000 жителей, нет порта, нет княжеского двора, нет даже оперного театра — он закрылся незадолго до переезда Баха.
🎓 Вместе с тем — город университетский: в Лейпциге много молодежи, есть люди преуспевающего среднего класса, им хочется казаться (да и быть) просвещенными, светскими, подчиняться правилам «галантного» мира.
📍 Музыка в Лейпциге 18 века звучала в церквях и кофейнях, в садах и на площадях. В церкви исполняли серьезные духовные сочинения, в кофейнях — блестящую концертную музыку, в увеселительных садах — танцевальную развлекательную, а на ярмарочных площадях случались помпезные приветственные действа в честь приезжающего иногда в Лейпциг саксонского курфюрста.
🎩 Музыка играла гигантскую общественную роль, которую нам сейчас сложно представить. Она была средством нравоучения, трансляции морально-этических истин — но во второй трети 18 века даже в Лейпциге уже ощущаются светские просвещенческие тенденции.
🎶 В 1729 году 44-летний Бах возглавил Collegium Musicum: объединение независимых музыкантов, среди которых было много студентов.
Ансамбль еженедельно выступал в модной городской кофейне Готфрида Циммермана, играя баховскую и другую музыку. Циммерман сам был музыкантом и с увлечением снабжал свое заведение музыкальными инструментами.
☕️ В Лейпциге была невероятно развита кофейная культура. Сам напиток наделили экзотическим обаянием и присвоили репутацию афродизиака.
🧁 В кофейнях проходили полноценные концерты, а не просто играли сопроводительную музыку «под еду». Зал был достаточно большим, чтобы Бах с сыновьями играли концерт для 4 клавесинов — представьте, сколько места нужно для всех инструментов и аккомпанирующего ансамбля!
1. Лейпциг. Дома №12, 14 и 16 по Катариненштрассе. Гравюра 18 века. В доме №14 располагалась кофейня Циммермана.
2. К сожалению, эти прекрасные барочные дома были разрушены во время войны. Так сейчас выглядит этот район города.
3. Лейпциг, барельеф над входом в одну из старейших кофеен «У арабского кофейного дерева».
Ангелок предлагает состоятельному нарядному турку чашку кофе.



Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Видели ли вы когда-нибудь барочные инструменты? 👇
🐢 Многие из них — красивые экзотические ископаемые, предки привычных нам инструментов оркестра. Они и выглядят, и звучат иначе. Сегодня барочные инструменты возрождают, чтобы играть на них старинную музыку.
🎻 Среди предков нынешних струнных (скрипок, виолончелей, альтов, контрабасов) — целое семейство инструментов. Старинные скрипки мы называем «барочными скрипками», а инструменты с более низкими голосами — это виолы.
Их было много: от крошечной, легкой скрипочки-piccolo, на которой можно было играть, порхая по танцевальной зале, до внушительной басовой виолы, которая ставилась на пол.
🎹 Предками современного фортепиано были клавесины. Если сегодня производители фортепиано во всем мире стремятся к одному звуковому стандарту, то под словом «клавесин» в то время понимали инструменты, которые могли звучать по-разному.
Внешний вид каждого клавесина, особенности механики и голоса варьировались в зависимости от страны и фирмы-производителя.
Клавесин уступил место следующей эволюционной модели — молоточковому фортепиано — во второй половине 18 века, сразу после смерти Баха.
🎹 Кроме клавесинов, семейство старинных клавишных насчитывало множество других инструментов. Бах, например, обожал клавикорды: более камерную разновидность клавесина с нежным, не таким металлическим звуком.
👂🏼В оркестр обязательно входили инструменты, которые играли партию баса. Это мог быть клавесин, маленький органчик (он называется орган-позитив), или басовая лютня — теорба. Один из трех инструментов вы гарантированно увидите в любом барочном коллективе.
🎺 Очень сильно изменились духовые. Посмотрите на медные — гораздо более простая механика старинного инструмента, например, позволяла брать на нем только отдельные ноты, а не всю гамму! Современному валторнисту без соответствующего опыта управиться с валторной 18 века ох как непросто.
🦕 Многие инструменты, как оказалось позже, принадлежали тупиковым эволюционным ветвям и не переродились в современные, а вымерли. Посмотрите, например, на violoncello da spalla — карликовую виолончель, которую держали на плече при игре.
→ Советуем посмотреть Ютуб-канал британского барочного коллектива «Оркестр века Просвещения» — на видео музыканты показывают свои старинные инструменты. Готовьтесь залипнуть надолго!
Посмотреть видео: https://yadi.sk/i/1vJj_wxM1024jA
1. Виола, 1658 год
2. Две барочные скрипки
3. Виола да гамба
4. Лютня
5. Теорба. Ее легко узнать — ее гриф торчит из оркестра
6. Клавесин
7. Клавикорд
8. Органы-позитивы
9. Барочные флейты
10. Барочные гобои: гобой, гобой д' амур (гобой любви), гобой да качча (охотничий)
1. Барочная валторна
2. Барочный тромбон
3. Исполнители на барочных тромбонах
4, 5, 6. Барочные ансамбли и оркестры
Виола да спалла — та самая «карликовая виолончель»
Посмотреть видео: https://yadi.sk/i/Tiefza-F2RvN5A
Что послушать из светской инструментальной музыки Баха?
💃 Оркестровые сюиты — последовательности танцев и пьес в танцевальном духе. От нарядных, степенно шагающих французских увертюр с фанфарными началами до стремительных финалов. У Баха четыре таких сюиты, среди которых — хорошо известные «Ария» (из №3) и «Шутка» (из №2).
→ «Ария» из оркестровой Сюиты № 3
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/xgFW1BckblG34A
→ «Шутка» из оркестровой Сюиты № 2
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/FykoMT_qursZNw
📃 Бранденбургские концерты —цикл из 6 концертов. Солируют в них причудливые группы инструментов, разные для каждого концерта. Как вам такой список солистов: два охотничьих рога (обычно их партии играют валторны), три гобоя и маленькая скрипка piccolo.
Концерты получили свое название, потому что Бах отправил их маркграфу Бранденбургскому (вероятно, чтобы получить работу). Увы, маркграф никак не прореагировал.
→ Бранденбургский концерт № 5, первая часть
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/jcPaRGR_PlnElw
🥇Сольные сюиты — возможно, ярчайшие светские работы Баха; для одного-единственного голоса, высказывающегося в тишине. Скрипичные и гобойные называются сонатами и партитами, виолончельные — сюитами. Суть одна: это гирлянды танцев — изящных и трагических, патетических и пасторальных.
→ Виолончелист Йо-Йо Ма играет первую часть Сюиты для виолончели соло № 1
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/xEj03fyCvK5bVw
🎹 Концерты для инструмента с оркестром. Клавирные концерты (их можно было сыграть и на клавесине, и на других предках фортепиано), а также концерты для 2, 3, 4 клавиров — те самые, что Бах играл со своими сыновьями у Циммермана.
Восхитительные скрипичные концерты — сольные и для двух скрипок; концерт для скрипки и гобоя. В этих работах сочетается итальянская «бегущая», моторная фактура (1-е и 3-е части) и немецкая глубина, иногда трагедийность (2-е, медленные части).
→ Клавирный концерт ре минор, первая часть
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/UGBcCXFCH3KfGA
🎻Сонаты для инструмента и континуо. Континуо — партия баса; он не ведет себя как полноправный визави солиста, но почтительно сопровождает яркий, интересный материал у мелодического голоса, обеспечивая гармонический фундамент. Наиболее известны скрипичные и флейтовые сонаты.
→ Соната для флейты и континуо ми минор, третья часть
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/XpxMVJyN9KTNQA
🏆 Мы много говорили о светской музыке Баха. Давайте теперь послушаем два совершенно разных исполнения одного и того же произведения и попробуем их сравнить.
Перед вами — первая часть Бранденбургского концерта №5.
Один подход в исполнении — романтический, второй — исторический.
→ Венский филармонический оркестр под управлением Вильгельма Фуртвенглера (начало 1950-х)
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/K3DLCq_Ho9UNuA
→ Немецкий барочный ансамбль Musica Antiqua Köln под управлением Рейнхарда Гёбеля (1987 год)
Послушать аудио-пример: https://yadi.sk/i/eQ3fFNtdgmjzFQ
Попробуйте ответить на вопросы:
🔹 Насколько отличается темп каждого исполнения?
🔹 Отличается ли звучание инструментов?
🔹 В каком варианте более гибкая динамика?
🔹 Какое из них вам кажется более легким и изящным?
На качество звукозаписи обращать внимание не стоит. По крайней мере, в контексте нашего разговора.
Курс лекций о том, как слушать классическую музыку. Разберемся, как устроены главные произведения, поймем, как по-своему звучат разные эпохи: от Средневековья до современности, и как на наше восприятие влияют ритм, колорит, тембр и гармония.
5500₽ 2750₽
темах

на лекции и практикумы

средний рейтинг лекции

вебинаров в день