angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иоганн Себастьян Бах

Светская музыка: концерт в кофейне

Бах — не только про духовную музыку, его концерты звучали в садах, на площадях и даже в кофейнях. В этой части узнаем о светской музыке Баха.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

🌅 Первый взлет Баха как светского композитора произошел в Кётене, где он служил при дворе князя Леопольда. Тот исповедовал кальвинизм и поэтому не нуждался в церковной музыке.

👉 В Лейпциге Бах продолжил работать в области светской музыки: почти столько же, сколько в духовной. В одном теоретическом труде 1738 года он определил музыку как искусство «во славу Божию и для дозволительного услаждения души».

🇩🇪 Лейпциг 18 века — небольшой и совсем не космополитичный город. В нем всего около 30 000 жителей, нет порта, нет княжеского двора, нет даже оперного театра — он закрылся незадолго до переезда Баха.

🎓 Вместе с тем — город университетский: в Лейпциге много молодежи, есть люди преуспевающего среднего класса, им хочется казаться (да и быть) просвещенными, светскими, подчиняться правилам «галантного» мира.

📍 Музыка в Лейпциге 18 века звучала в церквях и кофейнях, в садах и на площадях. В церкви исполняли серьезные духовные сочинения, в кофейнях — блестящую концертную музыку, в увеселительных садах — танцевальную развлекательную, а на ярмарочных площадях случались помпезные приветственные действа в честь приезжающего иногда в Лейпциг саксонского курфюрста.

🎩 Музыка играла гигантскую общественную роль, которую нам сейчас сложно представить. Она была средством нравоучения, трансляции морально-этических истин — но во второй трети 18 века даже в Лейпциге уже ощущаются светские просвещенческие тенденции.

🎶 В 1729 году 44-летний Бах возглавил Collegium Musicum: объединение независимых музыкантов, среди которых было много студентов.

Ансамбль еженедельно выступал в модной городской кофейне Готфрида Циммермана, играя баховскую и другую музыку. Циммерман сам был музыкантом и с увлечением снабжал свое заведение музыкальными инструментами.

☕️ В Лейпциге была невероятно развита кофейная культура. Сам напиток наделили экзотическим обаянием и присвоили репутацию афродизиака.

🧁 В кофейнях проходили полноценные концерты, а не просто играли сопроводительную музыку «под еду». Зал был достаточно большим, чтобы Бах с сыновьями играли концерт для 4 клавесинов — представьте, сколько места нужно для всех инструментов и аккомпанирующего ансамбля!

1. Лейпциг. Дома №12, 14 и 16 по Катариненштрассе. Гравюра 18 века. В доме №14 располагалась кофейня Циммермана.

2. К сожалению, эти прекрасные барочные дома были разрушены во время войны. Так сейчас выглядит этот район города.

3. Лейпциг, барельеф над входом в одну из старейших кофеен «У арабского кофейного дерева».
Ангелок предлагает состоятельному нарядному турку чашку кофе.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Культ кофе в Лейпциге и «Кофейная кантата» Баха

Видели ли вы когда-нибудь барочные инструменты? 👇

🐢 Многие из них — красивые экзотические ископаемые, предки привычных нам инструментов оркестра. Они и выглядят, и звучат иначе. Сегодня барочные инструменты возрождают, чтобы играть на них старинную музыку.

🎻 Среди предков нынешних струнных (скрипок, виолончелей, альтов, контрабасов) — целое семейство инструментов. Старинные скрипки мы называем «барочными скрипками», а инструменты с более низкими голосами — это виолы.

Их было много: от крошечной, легкой скрипочки-piccolo, на которой можно было играть, порхая по танцевальной зале, до внушительной басовой виолы, которая ставилась на пол.

🎹 Предками современного фортепиано были клавесины. Если сегодня производители фортепиано во всем мире стремятся к одному звуковому стандарту, то под словом «клавесин» в то время понимали инструменты, которые могли звучать по-разному.

Внешний вид каждого клавесина, особенности механики и голоса варьировались в зависимости от страны и фирмы-производителя.

Клавесин уступил место следующей эволюционной модели — молоточковому фортепиано — во второй половине 18 века, сразу после смерти Баха.

🎹 Кроме клавесинов, семейство старинных клавишных насчитывало множество других инструментов. Бах, например, обожал клавикорды: более камерную разновидность клавесина с нежным, не таким металлическим звуком.

👂🏼В оркестр обязательно входили инструменты, которые играли партию баса. Это мог быть клавесин, маленький органчик (он называется орган-позитив), или басовая лютня — теорба. Один из трех инструментов вы гарантированно увидите в любом барочном коллективе.

🎺 Очень сильно изменились духовые. Посмотрите на медные — гораздо более простая механика старинного инструмента, например, позволяла брать на нем только отдельные ноты, а не всю гамму! Современному валторнисту без соответствующего опыта управиться с валторной 18 века ох как непросто.

🦕 Многие инструменты, как оказалось позже, принадлежали тупиковым эволюционным ветвям и не переродились в современные, а вымерли. Посмотрите, например, на violoncello da spalla — карликовую виолончель, которую держали на плече при игре.

Советуем посмотреть Ютуб-канал британского барочного коллектива «Оркестр века Просвещения» — на видео музыканты показывают свои старинные инструменты. Готовьтесь залипнуть надолго!
Смотреть на Ютубе

1. Виола, 1658 год
2. Две барочные скрипки
3. Виола да гамба
4. Лютня
5. Теорба. Ее легко узнать — ее гриф торчит из оркестра
6. Клавесин
7. Клавикорд
8. Органы-позитивы
9. Барочные флейты
10. Барочные гобои: гобой, гобой д' амур (гобой любви), гобой да качча (охотничий)

1. Барочная валторна
2. Барочный тромбон
3. Исполнители на барочных тромбонах
4, 5, 6. Барочные ансамбли и оркестры

Виола да спалла — та самая «карликовая виолончель»
Видео-пример на Ютубе

Что послушать из светской инструментальной музыки Баха?

💃 Оркестровые сюиты — последовательности танцев и пьес в танцевальном духе. От нарядных, степенно шагающих французских увертюр с фанфарными началами до стремительных финалов. У Баха четыре таких сюиты, среди которых — хорошо известные «Ария» (из №3) и «Шутка» (из №2).

«Ария» из оркестровой Сюиты № 3
Аудио-пример на Ютубе

«Шутка» из оркестровой Сюиты № 2
Аудио-пример на Ютубе

📃 Бранденбургские концерты —цикл из 6 концертов. Солируют в них причудливые группы инструментов, разные для каждого концерта. Как вам такой список солистов: два охотничьих рога (обычно их партии играют валторны), три гобоя и маленькая скрипка piccolo.

Концерты получили свое название, потому что Бах отправил их маркграфу Бранденбургскому (вероятно, чтобы получить работу). Увы, маркграф никак не прореагировал.

Бранденбургский концерт № 5, первая часть
Аудио-пример на Ютубе

🥇Сольные сюиты — возможно, ярчайшие светские работы Баха; для одного-единственного голоса, высказывающегося в тишине. Скрипичные и гобойные называются сонатами и партитами, виолончельные — сюитами. Суть одна: это гирлянды танцев — изящных и трагических, патетических и пасторальных.

Виолончелист Йо-Йо Ма играет первую часть Сюиты для виолончели соло № 1
Аудио-пример на Ютубе

🎹 Концерты для инструмента с оркестром. Клавирные концерты (их можно было сыграть и на клавесине, и на других предках фортепиано), а также концерты для 2, 3, 4 клавиров — те самые, что Бах играл со своими сыновьями у Циммермана.

Восхитительные скрипичные концерты — сольные и для двух скрипок; концерт для скрипки и гобоя. В этих работах сочетается итальянская «бегущая», моторная фактура (1-е и 3-е части) и немецкая глубина, иногда трагедийность (2-е, медленные части).

Клавирный концерт ре минор, первая часть
Аудио-пример на Ютубе

🎻Сонаты для инструмента и континуо. Континуо — партия баса; он не ведет себя как полноправный визави солиста, но почтительно сопровождает яркий, интересный материал у мелодического голоса, обеспечивая гармонический фундамент. Наиболее известны скрипичные и флейтовые сонаты.

→ Соната для флейты и континуо ми минор, третья часть
Аудио-пример на Ютубе

🏆 Мы много говорили о светской музыке Баха. Давайте теперь послушаем два совершенно разных исполнения одного и того же произведения и попробуем их сравнить.

Перед вами — первая часть Бранденбургского концерта №5.
Один подход в исполнении — романтический, второй — исторический.

Венский филармонический оркестр под управлением Вильгельма Фуртвенглера (начало 1950-х)
Аудио-пример на Ютубе

Немецкий барочный ансамбль Musica Antiqua Köln под управлением Рейнхарда Гёбеля (1987 год)
Аудио-пример на Ютубе

Попробуйте ответить на вопросы:

🔹 Насколько отличается темп каждого исполнения?

🔹 Отличается ли звучание инструментов?

🔹 В каком варианте более гибкая динамика?

🔹 Какое из них вам кажется более легким и изящным?

На качество звукозаписи обращать внимание не стоит. По крайней мере, в контексте нашего разговора.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;