Итальянское барокко
Эпоха барокко в Италии
Барокко — самый вычурный и театральный стиль в искусстве. В этой части узнаем о барочной музыке и сравним ее с архитектурой и живописью.
В этом уроке мы будем слушать и обсуждать композиторов итальянского барокко. Давайте уточним, какое время и место мы имеем в виду, говоря об этой школе.
🕰 Для простоты будем считать, что эпоха барокко заняла 150 лет: весь 17 и половину 18 века. Ее «нижняя» граница — 1600-е годы — ознаменовалась появлением первых опер. «Верхняя» — 1750 год — смертью Баха. Нас будет интересовать кульминация этой эпохи, зрелое барокко: все герои этой недели родились в 1650-е — 1690-е годы.
🗺 Италия не существовала тогда на политической карте мира как одно государство. Единой она не будет еще 150 лет, почти до конца 19 века. Мозаику отдельных республик (Генуя, Венеция, Лукка), папской теократии и миниатюрных городов-государств, где властвовали аристократические семьи (Медичи, Гонзага, Фарнезе), объединяли два фактора: язык и искусство.
🇮🇹 Герои этого урока родились в разных государствах, но говорили по-итальянски. Отвечая на вопрос о национальной принадлежности своего искусства, они бы наверняка с гордостью назвали его итальянским. Этого наименования будем придерживаться и мы.
💫 Барокко — одна из самых ослепительных эпох в истории искусства. Она пришла на смену эпохе Возрождения; после барокко во второй половине 18 века набирает силу классицизм.
🎭 Барокко в разных видах искусства можно узнать по любви к затейливому, прихотливому, небывалому. Барокко чрезвычайно театрально; оно любит изощренные украшения и не боится художественных, а главное — эмоциональных излишеств.
🐚 Запомнить эстетическую сущность эпохи поможет этимология слова «барокко». Оно восходит к португальской фразе pérola barroca — «жемчужина с изъяном», то есть неправильной формы: почувствуйте особую терпкость и некоторую вычурность этого образа.
👇 Посмотрите на архитектуру и живопись барочной Италии. Какие эпитеты приходят вам в голову?
1. Франческо Борромини, базилика Святой Агнессы в Риме, 1650-е
2. Франческо Борромини, базилика Святой Агнессы в Риме, потолок, 1650-е
3. Франческо Борромини, лестница в палаццо Барберини, Рим, 1629-32
4. Франческо Борромини, церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме, 1650-62
5. Франческо Борромини, церковь Сант-Иво алла Сапиенца в Риме, потолок, 1650-62 гг
6. Джованни Лоренцо Бернини, «Проклятая душа», 1619
7. Джованни Лоренцо Бернини, капелла Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Витториа, Рим, 1645-52
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Джованни Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины», 1621-22
2. Джованни Лоренцо Бернини, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, Рим, потолок, 1658-1678
3. Франческо Борромини, церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим, потолок, 1638-77
4. Себастьяно Риччи, «Триумф морской Венеры», 1713
5. Себастьяно Маццони, «Благовещение», 1650
6. Карло Антонио Тавелла, «Пейзаж со стадом», начало 18 века
Этимология слова «барокко» восходит к португальской фразе pérola barroca — «жемчужина с изъяном», то есть неправильной формы.
Политика, католичество и ученые сообщества-академии: что определяло культуру Италии в 17 веке 👇
🥺 Итальянские государства оказались в кризисе. Ряд европейских военных конфликтов, натиск турок, две эпидемии чумы, выкосившие население некоторых областей на 25%, а крупных городов — Милана, Генуи, Неаполя — на 50%, кризис промышленности, — все способствовало постепенному отставанию Италии от ее соседей за Альпами.
📣 Крупными политическими игроками были Венецианская республика, Неаполитанское королевство и так называемая Папская область — светское государство, возглавляемое Папой. Их столицы к концу 17 века насчитывали примерно по 140 тысяч человек (Венеция и Рим) и без малого 300 тысяч человек (Неаполь).
🙏 Очень сильно на культуру влияло католичество. В 17 веке еще ощутима была волна контрреформации: пытаясь восстановить престиж, пошатнувшийся в результате успехов протестантства, папская церковь ожесточенно боролась за влияние и простирала свое ограничивающее, дисциплинирующее присутствие и в искусство, и в общественную жизнь.
👨🎓 Вместе с тем, блистательный расцвет науки и медицины (итальянские университеты славились далеко за пределами полуострова) послужил усилению светских интеллектуальных тенденций.
🎓 Еще с эпохи Ренессанса в Италии процветала сеть так называемых академий: ученых сообществ, чаще всего исповедовавших светские, гуманистические, а иногда откровенно либертарианские идеалы. В 18 веке они станут носителями идей Просвещения в Италии. Академии могли выступать как большая политическая сила — например, так было в Венеции.
🤝 Из-за этого в культуре итальянского барокко мы видим сосуществование антиавторитарной, вольнолюбивой светской мысли с консервативной религиозной. Любовь к изысканным развлечениям и безудержное эпикурейство сочетаются в этой эпохе с католическим морализаторством.
🗣 Главной сенсацией музыкальной культуры итальянского барокко была, конечно, опера. Появившись в самом начале 17 века как сложное придворное искусство для привилегированных эрудитов, через пару десятилетий она превратилась в коммерческий жанр: театры открывались один за другим.
⛪️ В барочной Италии нет музыкального жанра, на который бы не оказала влияние опера. Культура сладчайшего виртуозного пения, эффектных страстей, контрастных сопоставлений ярких, захватывающих дух эпизодов, — все это пришло даже в церковную музыку.
Итальянское барокко отличается от музыки Баха и всего немецкого барокко, как холодное игристое — от дорогого и сложного красного вина.
🔱 Чтобы окунуться в атмосферу итальянской барочной музыки, начнем с одного из главных хитов нашего первого героя — великого Арканджело Корелли.
→ Это одна из его инструментальных сонат, цикл вариаций на очень древнюю, с португальскими корнями тему под названием La folia — буквально «безумие».
⚡️ Видео-пример: yadi.sk/i/cLDtD-FNWtJZTQ
⏱ Время прослушивания: 11 минут
🧔 Корелли — старший из всех композиторов этого урока. Он также был учителем для некоторых из них. Корелли был замечательным скрипачом и главных вершин достиг в скрипичной, и шире — вообще в инструментальной музыке.
🎉 Корелли был на поколение старше Баха. Тот был очарован нарядностью и виртуозным блеском итальянской инструментальной музыки, ее эффектным моторным бегом, красивыми сочетаниями инструментальных голосов. Ключевые работы Корелли Бах внимательно изучал и отлично знал.
👪 Корелли родился в 1653 году в Кампанье, примерно в 400 км от Рима. Семья была сравнительно обеспеченной, но не аристократической. Игре на скрипке его обучил священник; Корелли продолжил обучение в Болонье, крупном культурном центре, где уже в 17 лет, по-видимому, пользовался славой. Когда в 20 с небольшим Корелли приехал в Рим, его называли bolognese — «болонский».
⛪️ В Риме Корелли блистал как скрипач в частных ансамблях знаменитых меценатов — например, кардиналов Оттобони и Памфили. Он играл в крупных римских церквях во время заметных церковных праздников. Под конец жизни именно в этом кругу, уже в статусе патриарха, Корелли познакомился с молодым амбициозным немцем, приехавшим завоевывать Рим: его звали Георг Фридрих Гендель.
👑 Корелли был также любимцем шведской королевы Кристины: женщина неординарной эрудиции, эксцентричности и интеллекта, она отреклась от престола, тайно приняла католичество и поселилась в роскошном палаццо в Риме, собрав вокруг себя философско-эстетический круг, из которого сформировалась знаменитая Аркадская академия.
🌹 Корелли входил в эту академию: аркадийцы исповедовали классическую сдержанность, утонченность и элегантность в искусстве, с презрением относясь к излишествам и крайностям, свойственными барокко. Их идеалом была античная пастораль — вступая в Академию, они принимали даже новое, «пастушеское» имя — такое было и у Корелли.
🎭 Аркадийцы сыграли грандиозную роль в эволюции эстетических вкусов — прежде всего в итальянском театре. Их философия и взгляды на искусство предчувствовали грядущую эпоху классицизма.
🎻 В соответствии с аркадскими вкусами Корелли, чье имя в зрелые годы знали от Турина до Неаполя, старался вести скромный образ жизни. И все же роскошью, в которой он не мог себе отказать, были хорошие, дорогие скрипки. Когда Корелли скончался в Риме в возрасте почти 60 лет, он оставил после себя целую коллекцию.
О первой опере и начале музыкального барокко
С Корелли связаны в первую очередь два жанра: это кончерто гроссо и барочная соната.
🏵 Кончерто гроссо — один из любимых жанров итальянского барокко. Это концерт, где на первом плане — не один, а несколько инструментов, то есть солирующий ансамбль. Партии в нем подробно выписаны, виртуозны, узорчаты. Ему аккомпанирует компактный оркестрик — он называется рипиено. Обычно рипиено состоит из струнных, и их партии проще, чем у солистов. Еще в составе оркестра обязательно есть группа, играющая бас. Она называется континуо.
💃 Концерты Корелли небольшие по продолжительности, но многочастные, в них по 4-6 миниатюрных частей. Эти части контрастны по характеру и темпу, некоторые из них представляют собой танцы. Это делает кореллиевские концерты похожими по устройству на сюиты.
👏 Легендой стал его сборник из 12 кончерти гросси (название жанра обычно ставят во множественное число на русском именно так — как это и звучит по-итальянски). Они писались на протяжении его жизни, а напечатаны были после смерти, произведя настоящий фурор в Европе начала 18 века.
🎄 Послушайте самый знаменитый из них — №8, известный как «рождественский», потому что на нем есть пометка «сделано к ночи Рождества». Считается, что Корелли написал его для рождественского праздника в доме его могущественного покровителя — кардинала Оттобони.
🎻 Это шестичастный, ≈ 15-минутный концерт, где солируют две скрипки и виолончель. Его стоит послушать целиком, чтобы почувствовать изумительный калейдоскоп разных состояний: от стонов первой части к сладким диссонансам второй, от рок-н-ролльных вспышек энергии в третьей части до чудной аркадской пасторали финала.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/8vf6wZsAcDVaSg
⏱ Время прослушивания: 15 минут
🎉 Послушайте другой кончерто гроссо: №4 из того же сборника. Этот маленький четырехчастный концерт — идеальный пример итальянской музыки конца 17 века: щебет, фейерверк, атмосфера бесконечно длящегося праздника.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/u3TvnzqxL4XmZA
⏱ Время прослушивания: 9,5 минут
✨ Настолько же легендарен главный сонатный опус Корелли: это 12 сонат для скрипки в сопровождении баса. Обычно басовых инструментов два — это басовая виола (предок виолончели) и клавесин, поэтому музыкантов на сцене трое. Финальная соната этого сборника — прославленная Фолия, которую мы уже слушали.
🌺 Послушайте Первую, медленную часть из Восьмой сонаты этого сборника. Здесь сразу понятно, как много общего у барочной инструментальной музыки с оперным пением: сладким, щемящим, прихотливо украшенным.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/kDjRjf3A0nDUgw
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день