Итальянское барокко
Клавесинная музыка Доменико Скарлатти
Доменико Скарлатти написал 555 сонат для клавесина, в которых нарушил все музыкальные правила. В этой части познакомимся с его работами.
Поговорим о Скарлатти-младшем — Доменико, сыне Алессандро.
🤝 Доменико Скарлатти — один из членов «клуба 1685 года»: он ровесник Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. С Генделем Доменико дружил и не раз встречался в Риме: известно, что во дворце кардинала Оттобони прошло их музыкальное состязание. Скарлатти выиграл у Генделя в игре на клавесине, но проиграл в игре на органе. Потом они дружили.
👨👦 Ранние годы Скарлатти провел в Венеции и Риме, где успел поставить несколько опер, поработать капельмейстером собора Святого Петра и написать много духовной музыки. В 1717 году Доменико официально получил независимость от своего отца, который пытался жестко контролировать жизнь и карьеру сына.
😈 Громкую славу Доменико завоевал как клавесинист-виртуоз. Его игра производила ошеломляющее впечатление — «будто за клавесином сидит тысяча чертей», писали современники. Он выступал в Неаполе, Флоренции, Венеции, Риме, Лондоне, Лиссабоне, Дублине, Мадриде и многих других городах.
🎹 У Скарлатти было много клавесинов из разных стран. Каждый инструмент он называл именем знаменитого итальянского художника, его любимый клавесин назывался «Рафаэль из Урбино».
👸 Вторая половина жизни Доменико связана с Испанией. 1720–1721 годы он провел в Лиссабоне, где обучал музыке и игре на клавесине принцессу Марию Магдалену Барбару Португальскую, страстную меломанку, а в 1733 году последовал за ней к испанскому двору в Мадрид. Мария Барбара стала королевой Испании, Доменико до конца жизни остался при ней. Для нее он написал большинство своих многочисленных сонат для клавесина. В его сочинениях хорошо слышно влияние испанской музыки. Потомки Скарлатти и сейчас живут в Мадриде.
🃏 О жизни Скарлатти в Испании известно очень мало, большая часть сведений сохранилась в переписке с его другом Фаринелли (ему тоже покровительствовал испанский двор). Одни считают, что Доменико жил скромно, посвятил себя клавесину и сочинению сонат. Другие — что он был игроком и часто влезал в долги, которые великодушно оплачивала королева.
⚰️ Доменико умер в 1757 году и был похоронен в одном из монастырей Мадрида, который снесли в 19 веке — могила композитора не сохранилась.
1. Доменико Скарлатти
2. Барбара Португальская
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Имя Доменико Скарлатти обессмертили 555 сонат для клавесина. В 1738 году он опубликовал 30 из них под названием «упражнения» (Essercizi), которые с восторгом приняли в Европе.
🦹🏻♂️ Скарлатти-младший бунтовал не только против своего отца, но и против общепринятых музыкальных правил. Он любил пофорсить тем, что в его пьесах нарушены все правила композиции, и добавлял, что талантливый человек не должен бояться нарушать правила, ибо единственные критерии хорошей музыки — чувство и ухо.
👐 Скарлатти совершил революцию в игре на клавесине — он играл всеми 10 пальцами! «А как иначе?» — спросите вы. До первой половины 18 века при игре на клавишных не использовали большие пальцы и редко когда — мизинец. Инструменты были намного меньше нынешних роялей, это было вполне удобно. А Скарлатти говорил, что «если природа дала 10 пальцев и инструмент может всех обеспечить работой, то почему бы их не использовать?».
📜 Сонаты Скарлатти еще далеки от сонаты в классическом понимании, как трехчастного числа. Это небольшие одночастные пьесы: одни похожи на упражнения (там отрабатываемся определенный прием игры), другие — на жанровые зарисовки (пасторали, сцены из жизни), третьи — испанские танцы (хота, сальтарелло, болеро), есть бурные сонаты-токкаты, шутливые сонаты-каприччио, лирические элегии и философские медитации.
🕰 Самая короткая соната Скарлатти идет меньше минуты, самая длинная — около 9 минут.
🤹♂️ Доменико смело использовал в сонатах нестандартные приемы игры: репетиции (быстрые повторения одного звука), огромные скачки, перекрещивания рук, что делало сонаты необычайно виртуозными и эффектными, иногда на грани аттракциона.
→ Послушайте одну из самых знаменитых сонат. Она построена на репетициях и написана в жанре токкаты.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/5FwuMNWBm5ktaA
⏱ Время прослушивания: 3,5 минуты
→ Если послушать ее в переложении для гитары, сразу открывается испанская душа этой музыки.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/W7s4G38WDoV1Bw
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
→ А вот соната с перекрещиванием рук (дождитесь второй темы).
Видео-пример: https://yadi.sk/i/HDjSflsA4fe0ng
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты
🤩 Представляете, в какой восторг эти фокусы приводили людей, привыкших играть 4 пальцами?
→ Скарлатти любил эпатировать, например, вставлял нарочно фальшивые ноты, будто пианист не попал в аккорд и сыграл какую-то кляксу (в 20 веке это назовут «кластер»).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/4jd8gShBHojM0Q
⏱ Время прослушивания: 3, 5 минуты
→ А вот одна из самых знаменитых сонат в испанском стиле.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/Mq9Bezw31FyWAQ
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
→ Здесь на 20-й секунде появляется испанский танец хота, а начало — это «золотой ход валторн».
Видео-пример: https://yadi.sk/i/smu-rxptlhPQFg
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
→ Сравните с этюдом Листа «Охота» на основе каприса Паганини, который будет написан через 100 лет.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/VTgl9puabcSMyw
→ А вот соната во французском стиле. Послушайте начало.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/P3AztZeCT6h3SA
→ В сонате-пасторали можно услышать пение птиц, журчание ручьев и увидеть галантных пастушков и пастушек.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/eOD9vmCZ8fRWJA
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
🎼 Скарлатти умел подражать на клавесине голосам других инструментов (валторны мы уже слышали) и изображать разные веселые штуки.
→ Тут в украшениях можно расслышать стук кастаньет.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ppk3aYqCfOtmwQ
→ Здесь — звук мандолины.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/yWGKGIDwC2pzig
→ А в одной сонате Скарлатти изображает фейерверк. Послушайте немного, и вы услышите, как с грохотом взрываются хлопушки.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2KF2CUlkFfpGXA
Давайте повторим все, что мы узнали о барокко.
🕰 Эпоха барокко в музыке длилась 150 лет: с 1600 (премьера первой сохранившейся до наших дней оперы) до 1750-го (год смерти Баха).
🗺 Италия не была единым государством. Главные музыкальные центры страны: Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция, Болонья, Мантуя.
🎭 Музыка барокко — ослепительно красива и театральна, в ней много изощренных украшений, художественных и эмоциональных излишеств.
⛪️ С одной стороны, на культуру сильное влияние оказало католичество. С другой — опера, главная сенсация музыкальной культуры барокко.
🎻 Арканджело Корелли — композитор и виртуозный скрипач, блиставший в Риме в частных ансамблях крупнейших меценатов. Главные жанры его музыки – кончерто гроссо и барочная соната.
🏆 Антонио Вивальди, самый любимый в наши дни композитор итальянского барокко, стал возвращаться из забвения лишь в 1930-е годы. Он создал около 500 инструментальных концертов, около 40 опер и много духовной музыки. Вивальди — непревзойденный мастер звуковой живописи и захватывающих оперных арий.
🦹🏻♂️ Франческо Джеминиани — возмутитесь спокойствия, сумрачный гений барокко. Гениальный скрипач, композитор, автор странных и смелых теоретических работ, он большую часть жизни провел в Англии.
😈 Джузеппе Тартини — виртуозный скрипач и композитор, первооткрыватель «бесовской» скрипичной виртуозности в духе Паганини. Почти вся его музыка написана для скрипки, самая знаменитая соната — «Дьявольские трели».
🎻 Пьетро Локателли — еще один великий скрипач, автор 12 скрипичных концертов и виртуозных каприсов, которые внимательно изучал Паганини, прежде чем написать свои.
🎶 Антонио Кальдара — один из самых плодовитых композиторов, автор по меньшей мере 3500 сочинений, в том числе около 90 опер. Виолончелист. Сумел соединить лучшие черты разных итальянских школ.
🗣 Никола Порпора — оперный гуру первой половины 18 века, автор около 50 опер и великий вокальный педагог. Среди его учеников — оперные суперзвезды кастраты Фаринелли и Каффарелли.
🎵 Алессандро Скарлатти — один из лидеров неаполитанской оперной школы. В его операх закрепились многие типичные черты итальянской opera seria.
🙌 Доменико Скарлатти — сын Алессандро, клавесинист-виртуоз. Совершил революцию в игре на клавесине, закрепив практику игры всеми 10 пальцами. Его имя обессмертили 555 сонат для клавесина соло.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день