angle-down facebook instagram vkontakte warning

Итальянское барокко

Барочная опера: Кальдара и Порпора

Первые оперы появились именно в эпоху итальянского барокко. В этой части поговорим об особенностях жанра и главных оперных композиторах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Более 3500 сочинений, признание современников и международная слава — поговорим о композиторе Антонио Кальдара.

👏 Сегодня Антонио Кальдара известен мало, но при жизни он был очень знаменит как композитор и ученый. Бах собственноручно сделал копию его Магнификата, юный Гайдн пел его церковные сочинения в соборе Святого Штефана в Вене, Моцарт заимствовал у него темы, у Бетховена и Брамса в библиотеке были его сочинения.

🙇‍♂️ Кальдара вошел в историю как один из самых плодовитых композиторов — по разным оценкам им создано от 3500 до 3900 сочинений. В том числе — около 90 опер (может меньше, мы точно мы не знаем), больше 40 ораторий, 250 кантат, множество месс и других сочинений для церкви.

🤱 Кальдара родился в 1670 году в Венеции. Его жизненный путь в главных точках напоминает путь Вивальди, который был младше Кальдары на 8 лет.

⛪️ Первые шаги Кальдары связаны с венецианским собором Святого Марка, где музыкальная жизнь была так же роскошна и знаменита, как сам собор. Отец Кальдары и отец Вивальди, скорее всего, играли в одном ансамбле в соборе. Антонио рано добился известности как певец, исполнитель на альте и виолончели.

🎼 После Венеции он служил в Мантуе у герцога Карла Фердинанда Гонзаги — тот был известен своим распутным образом жизни и страстью к роскошным оперным постановкам (это его и разорило). Затем Кальдара работал в Риме, Болонье и даже Барселоне. В Риме он состоял на службе у князя Русполи, мецената и покровителя Генделя. Вблизи папского двора Кальдара написал множество роскошной духовной музыки.

🇦🇹 Его слава вышла далеко за пределы Италии, и в возрасте 46 лет он переехал в Вену, где служил вице-капельмейстером Придворной капеллы в течение 20 лет. Кальдаре повезло: он застал бурный расцвет искусства сначала в Венеции, затем в Риме, а теперь — и в Вене. Императоры Иосиф I, а затем и Карл VI очень ценили его музыку, она постоянно звучала при дворе.

⚰️ Кальдара умер в 1736 году, за 4 года до смерти Карла VI и конца прекрасной эпохи в жизни Вены.

Антонио Кальдара

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В чем секрет успеха Антонио Кальдары? Поговорим о его инструментальной, вокальной и церковной музыке

✨ В своей музыке Кальдара соединил все лучшее, что знал: традиции эффектных венецианских мадригалов, страстную вокальную мелодику неаполитанской школы, виртуозную инструментальную манеру Корелли и болонской школы, а также изысканную полифонию, за которую его так ценили любители ученой музыки — австрийцы и немцы.

🔥 Хотя главное в творчестве Кальдары — это оперы и оратории, его инструментальная музыка тоже прекрасна и важна. Это один из мостиков от барокко к классицизму. Кальдара много работал в жанре сонаты, в том числе написал 16 сонат для виолончели (своего родного инструмента) и бассо континуо, а также цикл «Симфоний для четырех» на страстные сюжеты.

→ Послушайте одну из виолончельных сонат.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/xSEgi3BxJYmyyg
Время прослушивания: 8 минут

🗣 Но больше всего восхищались вокальной музыкой Кальдары. Он обладал талантом исключительно выразительно соединять текст с музыкой, делать это изысканно, и в то же время волнующе. Мастерство вокального письма подчеркивали все его современники.

→ Послушайте в исполнении Филиппа Жарусски большую арию из поздней оперы «Милосердие Тита» на либретто великого Метастазио. Через 60 лет свою оперу на тот же текст напишет Моцарт.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/eAJRKazK27tndQ
Время прослушивания: 9 минут

→ А вот ария из более ранней оперы «Лучшее из имен» (1708). Она написана к свадьбе будущего императора Карл VI, которая состоялась в Барселоне. На первый взгляд ария с трубами напоминает даже кантаты Баха (еще не написанные). Здесь хорошо слышно, как виртуозная вокальная партия сочетается с мастерством инструменталистов — трубачей и скрипачей.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/DwP1saCaP5poxQ
Время прослушивания: 4,5 минуты

⛪️ Удивительная выразительность вокальных партий и виртуозные партии инструментов принесли колоссальную популярность его церковной музыке — не менее роскошной, чем оперная.

→ Послушайте арию с соло виолончели из самой известной оратории Кальдары «Магдалина у ног Христа». Солирующую партию Кальдара явно писал для себя, и можно представить, что в будущем он аккомпанировал в ней своей супруге, певице Катерине Петролли. Дирижер Рене Якобс и ансамбль Schola Cantorum Basiliensis.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/VG30Ivw_C017nQ
Время прослушивания: 6,5 минут

Познакомися с Николой Порпорой — одним из главных имен оперной музыки своего времени.

🌞 Никола Порпора — оперный гуру первой половины 18 века. Европейскую славу ему принесли оперы (около 50) и талант непревзойденного вокального педагога. Главные суперзвезды оперной сцены того времени — кастраты Фаринелли и Каффарелли — были его учениками.

🗣 Порпора родился в 1686 году в Неаполе, он — одна из главных фигур неаполитанской оперной школы (у ее истоков стоял Алессандро Скарлатти, о нем говорим завтра). Ее особенность — головокружительно виртуозное пение. Все внимание неаполитанские композиторы уделяли голосу, а инструменты играли подчиненную роль.

🏵 Порпора успешно дебютировал в Неаполе в 22 года оперой «Агриппина». До 1715 он служил при дворах итальянских аристократов, в том числе Порпора работал в Мантуе, где до него служил Кальдара, а после — Вивальди.

👨🏼‍🏫 С 1715 года Порпора с огромным успехом преподавал пение в неаполитанских консерваториях, которые славились своими певцами-кастратами (о них подробнее в следующем посте). Позднее он преподавал и в Венеции в делла-Пьета (там же, где Вивальди) и не менее знаменитой degl' Incurabili.

🇬🇧 С 1733 году Порпору пригласили в Лондон. Там монополию на оперном рынке держал Гендель, и его противники создали конкурирующую труппу «Опера дворянства» во главе с Порпорой. Несмотря на популярность Порпоры и участие его самого знаменитого ученика Фаринелли, труппа через несколько лет обанкротилась.

🇩🇪 5 лет Порпора провел в Дрездене, где благодаря его ученику Иоганну Адольфу Хассе была одна из лучших оперных трупп в Европе. Негласное соревнование учителя с учеником окончилось в 1749 году победой Хассе, которому достался титул придворного капельмейстера.

🇦🇹 1750-е годы Порпора провел в Вене, где продолжал давать уроки пения и жил в одном доме с великим оперным либреттистом Пьетро Метастазио. Некоторое время у него в качестве камердинера служил молодой Йозеф Гайдн: в обмен на уроки, проживание и питание он должен был аккомпанировать певцам — ученикам Порпоры.

😔 Последние годы Порпора провел в Неополе. Его стиль устарел и оперы не имели успеха. Он умер бедным и одиноким.

Никола Порпора

Продолжим разговор о Порпоре. Обсудим его оперную музыку.

💥 Опера — главный жанр в жизни Порпоры. Большинство его опер написано на античные сюжеты в жанре opera seria («серьезная опера»), где четко разделяются «сухие» речитативы и арии. Оперы Порпоры требуют от исполнителей невероятной по сегодняшним временам виртуозности и вокального совершенства. Они — лучшее отражение достижений вокальной методики Порпоры и мастерства певцов того времени.

→ Послушайте арию из оперы «Германик в Германии», совсем недавно возвращенной на сцену командой во главе с контратенором Максом Эмануэлем Ценчичем.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/kat3_r5_2VGhQA
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты

🍃 Порпора гениально писал и медленные, очень выразительные арии, полные тончайших нюансов, где певец мог покорить публику не блеском виртуозности, но глубоким чувством, красотой тембра и фантастически длинными фразами на одном дыхании. Этому Порпора тоже учил своих учеников.

→ Послушайте поразительной красоты арию из «Германика» в исполнении Чечилии Бартоли. Обратите внимание, как долго она может петь на одном дыхании! Ария написана для кастрата Кафарелли.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/PH7UvwXd9q4bDg
Время прослушивания: 10 минут

→ А вот Чечилия Бартоли поет головокружительную по виртуозности арию из «Семирамиды» — одной из самых знаменитых опер Порпоры. Она написана для Фаринелли.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/cWXovMLmWI5Bsg
⏱ Время прослушивания: 3, 5 минуты

💰 Большинство главных партий в операх Порпоры написаны для кастратов. Во второй половине 17 – первой половине 18 веков они были самыми востребованными и высокооплачиваемыми певцами в Европе.

😱 Кастраты — одна из самых жутких и захватывающих страниц музыкальной практики барокко. До 1660-х годов женщинам было запрещено выступать на сцене (в Риме это запрет сохранялся и позже), а в церкви женщины не имели права петь до начала 20 века. Можно было петь только в женских монастырях или за загородкой, как в Оспедалле-делла-Пьета у Вивальди. Но высокие голоса были нужны, и чем популярнее становилась опера, чем виртуознее и сложнее церковная музыка — тем больше необходимости в них было.

🧒 В Неаполе традиция практически массового воспитания кастратов началась еще в начале 17 века, когда город был очень бедным, а консерватории обеспечивали учащимся полный пансион. Поэтому, если в бедной семье рождался мальчик с хорошим голосом, ему проводили операцию (хотя официально она была запрещена) и отдавали учиться пению в надежде, что он станет богат и знаменит. Стоит ли добавлять, что удавалось это далеко не всем.

🎬 Наверняка вы видели знаменитый фильм «Фаринелли-кастрат». Если нет — обязательно посмотрите!
Фильм: https://yadi.sk/i/LaajGLaOsxbIZg

⛪️ Порпора также писал музыку для церкви. По страстности и виртуозности она не отличалась от его оперных шедевров.

→ Послушайте миниатюрную «Аллилуйю» в исполнении Юлии Лежневой.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/pf2uoDGXYhX5cQ
Время прослушивания: 1 минута

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;