Итальянское барокко
Алессандро Скарлатти
Скарлатти — новатор эпохи барокко, его увертюры были прообразом классических симфоний. В этой части послушаем его работы разных жанров.
Поговорим об Алессандро Скарлатти — главе неаполитанской оперной школы.
👪 Он родился в 1660 году на Сицилии, его отец был певцом, а у самого Алессандро было 9 сыновей, двое из которых — Доменико и Пьетро Филиппо — стали известными композиторами. Жизнь Скарлатти связана с двумя крупными музыкальными центрами Италии, Неаполем и Римом.
👸 В 19 лет после успешной премьеры первой оперы Скарлатти получил место капельмейстера у королевы Швеции Кристины, которая жила в Риме и покровительствовала музыкантам. Он был в фаворе у римской аристократии, его кантаты звучали в особняках Бернини, Оттобони, Русполи.
🤴 Через пять лет благодаря сестре, оперной певице, любовнице влиятельного неаполитанского аристократа, Алессандро стал капельмейстером вице-короля Неаполя. Эту должность он занимал почти 20 лет, а его оперы, одна за другой, успешно шли на сцене.
🇮🇹 Следующие 5 лет (1703–1708) Скарлатти провел в Риме, где тогда действовал запрет на оперные спектакли, поэтому он сосредоточился на сочинении ораторий, а также вошел в состав «Аркадской академии» наряду с Корелли.
☄️ Вернувшись в Неаполь, Алессандро вновь посвятил себя опере: на протяжении десяти лет его оперы шли в роскошных постановках в театре Сан-Бартоломео. Как оперный композитор Скарлатти был на пике славы, но, видимо, он чувствовал, что время меняется, и публика устает от его опер, поэтому стал сочинять больше инструментальной музыки.
🗡 Поздние годы Скарлатти провел в Риме, где его по-прежнему принимали с восторгом. Папа Климент XI посвятил его в рыцари. Тогда появились самые известные его оперы — «Телемак» и «Гризельда». Кстати, в документах Скарлатти называет «Гризельду» своей 114-й оперой. Но нам сегодня известно чуть больше 50.
⚰️ Алессандро умер в 1725 году. Он похоронен в Неаполе в церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто. Его могилу украшает эпитафия Пьетро Оттобони: «Здесь покоится рыцарь Алессандро Скарлатти, добродетельный и благочестивый, величайший новатор в музыке».
🌚 В 1961 году именем Алессандро Скарлатти назвали кратер на Меркурии.
1. Алессандро Скарлатти
2. Театр Сан-Бартоломео в Неополе, где шли оперы Скарлатти
3. Надгробный камень в церкви Санта-Мария-ин-Монтесанто
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Итальянские увертюры, четырехчастные сонаты для ансамбля, церковная музыка — обсудим, чем знаменит Скарлатти.
🤩 Алессандро действительно был новатором. Один из немногих оперных итальянских композиторов, он обращал серьезное внимание на партию оркестра, поручал всем инструментам сложные, затейливые партии и сумел добиться оригинальности оркестрового звучания.
🎼 Он стал писать оперные увертюры в трехчастной форме по типу «быстро-медленно-быстро». Они получили название «итальянской увертюры» и стали предшественником классической симфонии.
→ Послушайте увертюру к опере «Гризельда», обратите внимание, как виртуозно тут играют не только струнные, но и духовые.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/VKouKzfypbg20w
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎹 Скарлатти же закрепил форму четырехчастой сонаты для ансамбля — это прообраз классического квартета, только совсем в миниатюре. До классицизма было еще далеко, поэтому части крошечные: первая часто в форме фуги, а сами сонаты напоминают уже знакомые нам сюиты.
→ Послушайте две коротких части Сонаты ре минор.
Первая часть
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Cyy6vKwViy2LBQ
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
Третья часть
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/D3ApxkS2hUGV9Q
⏱ Время прослушивания: 1 минута
🙅♂️ У Скарлатти много музыки с солирующей флейтой, что удивительно. В конце жизни его хотели познакомить с флейтистом Иоганном Кванцем (вскоре кардинально изменившим инструмент и принципы игры на нем), но Скарлатти ответил: «Вы же знаете, что я терпеть не могу исполнителей на деревянных духовых инструментах, они все играют фальшиво».
→ Тем не менее он написал прекрасный концерт для флейты.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/znpdf3Pd3lmqfQ
⏱ Время прослушивания: 7 минут
⛪️ У Скарлатти много церковной музыки, но ученые сомневаются, что он написал 200 месс, как указывалось раньше. Его лучшее духовное сочинение — Месса Святой Цецилии.
→ Послушайте ее начало — здесь Скарлатти делает шаг в том направлении, по которому позже пойдет Бах. Как вам кажется, что у них общего, а что различно?
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/vywMnxf5owPbcg
⏱ Время прослушивания: по желанию
В операх Алессандро Скарлатти закрепились основные типы арий opera seria. Давайте познакомимся с ними на примере самых популярных опер Скарлатти — «Тигран», «Телемак», «Митридат Евпатор» и «Гризельда».
🎺 Героическая ария — главными героями опер часто становились полководцы и цари и, как правило, в этом жанре сочинялась выходная ария — то есть ария для первого выхода. В ней были непременные фанфары (трубы и другие духовые инструменты), пунктирный ритм, маршеобразный характер.
→ С такой музыкой появляется армянский князь Тигран — он был одним из самых популярных героев итальянских опера барокко.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/jlNVjzjvMQcRWw
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты
😢 Ария lamento (плача, скорби) — чаще всего сочинялась в миноре, в медленном темпе. В ней всегда много пауз, интонаций-вздохов и пронзительных длинных нот.
→ Послушайте арию «Дорогая могила», в которой Лаодика, дочь убитого царя, оплакивает погребальную урну — она думает, что там голова ее брата Митридата (но мы-то знаем, что Митридат жив).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/frps1zrQh2kt1Q
⏱ Время прослушивания: 6 минут
💨 Предсмертная ария или ария заключенного — такие ситуации постоянно возникали в сюжетах. Как правило это большая меланхоличная ария. Часто герой обращается к своим воспоминаниям или к природе: например, князь Тигран, приговоренный к казни за измену, обращается к ветру.
Аудио-пример: https://yadi.sk/d/0Wt4ujm9JcT1bQ
⏱ Время прослушивания: 6 минут
💫 Ария brilliante — блестящая, сверкающая, виртуозная ария в быстром темпе, где певец мог проявить возможности своего голоса и диапазона. Скарлатти во всем блеске представляет нам Гризельду, которой супруг только что напомнил, что до свадьбы она была всего лишь бедной пастушкой.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/h-tnuxvr5uRMrw
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты
😡 Ария мести — один из любимейших жанров: в барочной опере все время кто-то кому-то хочет отомстить. Такие арии бывают разными по характеру, но все они — очень решительные и в быстром темпе.
→ Послушайте арию с говорящим названием Vendetta из оперы «Телемак».
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ym6-64SPTlA9Og
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
📜 А еще Скарлатти «узаконил» тип трехчастной арии da capo (буквально «с начала»), самой популярной оперной формы того времени. Она очень нравилась певцам: в средней части можно было показать контрастный характер, а третья была повторением первой, но певец имел возможность украшать основную мелодию по своему вкусу, чтобы блеснуть виртуозной техникой и мастерством вокальной импровизации. Публика такие арии тоже очень любила и с нетерпением ждала, какие фокусы придумает певец в третьей части. Правда, иногда погоня за виртуозностью и эффектом превращала пение в спорт или цирк.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день