Итальянское барокко
Скрипичная музыка
Барочные скрипачи были предшественниками знаменитой музыки Паганини. В этой части послушаем скрипичные каприсы, концерты и сонаты.
Начнем с Франческо Джеминиани.
🦹🏻♂️ Джеминиани — сумрачный гений итальянского барокко. Композитора ругали за игнорирование правил сочинения, «дикие» и «хаотические» созвучия, называли мошенником, а потом вообще забыли. Давайте присмотримся к фигуре этого возмутителя спокойствия.
🕺 Джеминиани родился в Тоскане в 1687 году, он на 9 лет младше Вивальди. Он быстро сделал яркую карьеру как скрипач, путешествовал по Италии, однако всюду его преследовала специфическая репутация, связанная с неспособностью Джеминиани соблюдать общепринятые правила: это проявлялось даже в игре на скрипке. Недолго он учился в Риме у Корелли, связь с которым впоследствии всячески подчеркивал.
🏺 Карьеру Джеминиани сделал в Британии, где сходили с ума от итальянского искусства — там он провел большую часть жизни. Джеминиани знал Генделя и выступал перед королем Георгом I. Но и на островах он наворотил дел: увлекся коллекционированием и продажей предметов искусства, наделал долгов и был обвинен чуть ли не в торговле копиями.
📜 Когда композиторская карьера Джеминиани иссякла, он начал писать теоретические труды по музыке. Один из них — Guida Armonica (букв. «Руководство по гармонии») представляет собой уникальный, дерзкий и очень странный справочник-самоучитель по композиции.
🤦♂️ История о смерти Джеминиани так же литературна, как его жизнь. Он якобы работал над очередным трудом, который должен был подвести итог его карьеры. Находясь в гостях у бывшего ученика в Дублине, он утратил манускрипт — считается, что тот был по каким-то причинам выкран слугой. Не в силах справиться с потрясением, Джеминиани впал в нервное расстройство и умер несколько месяцев спустя.
🎻 Послушаем несколько частей из кончерти гросси самого скандального сборника Джеминиани — op.7. В нем 6 концертов. Джеминиани трактует жанр, подчеркивая свою близость Корелли: как многочастную сюиту.
→ Послушайте эту фугу, вторую часть первого концерта. Обратите внимание на свободное плетение голосов, иногда приводящее к тесному, диссонантному расположению — это именно те «дикости гармонии», на которые так обрушивались критики.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/CdPflclEeVSREw
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ А это — начало Второго концерта. Послушайте эту крошечную часть. Слышите внезапные динамические вспышки, «неудобные» созвучия, ощущаете атмосферу тревоги и саспенса, которых никогда нет, например, у Корелли?
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/ZDHlDCjXiVVD3g
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты
→ Наконец, третья часть из последнего концерта сборника. Послушайте эти стонущие, собранные странными диссонантными гроздьями гармонии.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/O655jK_V1A7gXg
⏱ Время прослушивания: 2,5 минуты
1. Франческо Джеминиани
2. Лукка, родной город Джеминиани
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Наш второй герой — Джузеппе Тартини, великий скрипач и интересный композитор, первооткрыватель «бесовской» скрипичной виртуозности в духе Паганини.
👪 Тартини родился в 1692 году (он на 14 лет младше Вивальди) на побережье Адриатики — сейчас это территория Словении. Семья была привилегированной и состоятельной; тем большего шума наделала женитьба 19-летнего Тартини на девушке сомнительной репутации и вдобавок чуть старше, чем он.
👱♀️ Его возлюбленная была фавориткой влиятельного римского кардинала. Узнав о ее обручении с Тартини, тот обвинил новоиспеченного мужа в том, что он похитил и обесчестил девушку. Тартини бежал в Тоскану и укрылся во францисканском монастыре. Именно там он серьезно занялся игрой на скрипке. В 1715 году он обзавелся инструментом работы Антонио Страдивари: 22-летнему Тартини предстояло стать одним из самых феноменальных скрипачей и педагогов своей эпохи.
🎻 Почти вся музыка Тартини написана для скрипки: в основном это скрипичные концерты и сонаты. Он оказался изобретателем особого пласта скрипичной литературы, который достиг пышного расцвета на сто лет позже, когда зажглась звезда Паганини: это виртуозная музыка, ставящая своей целью демонстрацию сложной акробатики, на которую должен быть способен скрипач.
😈 Послушаем финал работы, прославившей Тартини: это соната «Дьявольские трели». Вообще-то она написана для скрипки в сопровождении континуо — партии баса, о которой мы говорили, обсуждая Корелли. На этой записи — переложение для скрипки с оркестром, которое очень часто играют; его сделал один из величайших скрипачей 20 века — Фриц Крейслер.
👹 Сам Тартини рассказывал об этой сонате легенду, которая легла в основу ассоциации скрипача-виртуоза с дьяволом и живет в европейской культуре уже сотни лет. Согласно ей, ему приснился бес, которого он учил играть на скрипке, покуда тот не заиграл так, что сам Тартини проснулся от восторга и ужаса.
→ Не пропустите каденцию (11.38) — сольный раздел, где виртуозность трелей становится совсем уже инфернальной. Каденции могли сочиняться кем-то еще и вставляться в произведения: автором этой является все тот же Крейслер. Послушайте как естественно барочный материал переходит в виртуозную скрипичную музыку начала 20 века.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/ZaBG568ZGpiJ-A
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут
🧝♀️ А вот еще одна соната, обессмертившая Тартини. У нее есть программный заголовок — Didone abbandonata («Покинутая Дидона»).
→ Послушайте крайне неаутентичную, безумно романтическую (и при этом абсолютно гениальную) версию Давида Ойстраха. Здесь прекрасно слышна система аффектов, о которой мы говорили вчера: послушайте как плач покинутой Энеем карфагенской царицы Дидоны сменяется вспышкой ярости во 2 части (04.41).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/3pvX1Ti8ohtHTQ
⏱ Время прослушивания первой и второй части: 6,5 минут
1. Молодой Джузеппе Тартини
2. Тартини в старости
3. Луи-Леопольд Буальи, «Сон Тартини»
Поговорим о Пьетро Локателли — еще одном увенчанном славой скрипаче барочной Италии.
💁♂️ Локателли — младший из трех композиторов, о которых мы говорим в этой части: он родился в Бергамо в 1695 году, то есть на 17 лет позже Вивальди. Локателли сделал карьеру в Бергамо и Риме, был приближен к Пьетро Оттобони — тому самому влиятельному кардиналу, в чьем доме работали престарелый Корелли и юный Гендель; возможно, Локателли брал у Корелли уроки.
📍 Главным городом в его жизни, однако, стал Амстердам: там находилось ведущее музыкальное издательство Европы, основанное Этьеном Роже — именно оно выпустило оба исторических сборника концертов Вивальди.
🗂 В отличие от Вивальди (и Тартини, который принципиально не издавал свои работы, из-за чего сейчас невозможно установить годы их создания), Локателли оценил преимущество работы с издательством, поэтому в его наследии царит порядок. Он преуспевал, пользовался уважением голландской аристократии и даже затеял небольшой бизнес по продаже струн.
📚 Локателли работал в том же направлении, что Тартини, создав пласт виртуозной литературы, совершенно не похожей на остальную барочную. Сейчас с жанром каприса — виртуозного концертного этюда для скрипки — мы ассоциируем имя Паганини. Меж тем, Паганини внимательно изучал каприсы, созданные Локателли за 70 лет до него, и многое позаимствовал у своего соотечественника.
→ Послушайте первый каприс Локателли из op.3. Исполнение этого бисерного perpetuum mobile требует от скрипача невероятной артикуляции и выносливости.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/2JB5PYdrSzVXsg
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
👺 Особой славой пользуется цикл из 12 скрипичных концертов Локателли, вышедший в Амстердаме в 1733 году, через 8 лет после «Времен года» Вивальди. Последний из них, №12, украшает жутковатый подзаголовок Laberinto armonico: facilis aditus, difficilis exitus («Гармонический лабиринт: легко зайти, сложно выйти»). Этот концерт редко играют; он мог бы быть написан рукой Паганини. Послушайте его и оцените дьявольские капканы, расставленные Локателли для скрипача-солиста.
🗣 Этот тип музыкального языка — обольстительное пение в сочетании с головоломной акробатикой — принято называть словом бельканто — ит. «прекрасное пение». Так иногда обозначают искусство итальянских певцов вообще, но в более узком смысле он относится к стилю, царствовавшему в опере и инструментальной музыке Италии во второй половине 18 века. Локателли — на «нижней» его временной границе 1730-е), а Паганини и Россини — на «верхней» (1800-е).
Видео-пример: https://yadi.sk/i/3qlr4Pphrxzf4g
⏱ Время прослушивания: по желанию
Итальянские меценаты: удивительная фигура кардинала Пьетро Оттобони
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день