angle-down facebook instagram vkontakte warning
История Страны Устройство мира Мышление Навыки Музыка Искусство Фотография Архитектура Кино Вино Философия Религия Литература Психология Здоровье Мода Дизайн

Итальянское барокко

Скрипичная музыка

Барочные скрипачи были предшественниками знаменитой музыки Паганини. В этой части послушаем скрипичные каприсы, концерты и сонаты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Начнем с Франческо Джеминиани.

🦹🏻‍♂️ Джеминиани — сумрачный гений итальянского барокко. Композитора ругали за игнорирование правил сочинения, «дикие» и «хаотические» созвучия, называли мошенником, а потом вообще забыли. Давайте присмотримся к фигуре этого возмутителя спокойствия.

🕺 Джеминиани родился в Тоскане в 1687 году, он на 9 лет младше Вивальди. Он быстро сделал яркую карьеру как скрипач, путешествовал по Италии, однако всюду его преследовала специфическая репутация, связанная с неспособностью Джеминиани соблюдать общепринятые правила: это проявлялось даже в игре на скрипке. Недолго он учился в Риме у Корелли, связь с которым впоследствии всячески подчеркивал.

🏺 Карьеру Джеминиани сделал в Британии, где сходили с ума от итальянского искусства — там он провел большую часть жизни. Джеминиани знал Генделя и выступал перед королем Георгом I. Но и на островах он наворотил дел: увлекся коллекционированием и продажей предметов искусства, наделал долгов и был обвинен чуть ли не в торговле копиями.

📜 Когда композиторская карьера Джеминиани иссякла, он начал писать теоретические труды по музыке. Один из них — Guida Armonica (букв. «Руководство по гармонии») представляет собой уникальный, дерзкий и очень странный справочник-самоучитель по композиции.

🤦‍♂️ История о смерти Джеминиани так же литературна, как его жизнь. Он якобы работал над очередным трудом, который должен был подвести итог его карьеры. Находясь в гостях у бывшего ученика в Дублине, он утратил манускрипт — считается, что тот был по каким-то причинам выкран слугой. Не в силах справиться с потрясением, Джеминиани впал в нервное расстройство и умер несколько месяцев спустя.

🎻 Послушаем несколько частей из кончерти гросси самого скандального сборника Джеминиани — op.7. В нем 6 концертов. Джеминиани трактует жанр, подчеркивая свою близость Корелли: как многочастную сюиту.

→ Послушайте эту фугу, вторую часть первого концерта. Обратите внимание на свободное плетение голосов, иногда приводящее к тесному, диссонантному расположению — это именно те «дикости гармонии», на которые так обрушивались критики.

Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/c76RO7ToAeNXrg
Время прослушивания: 3 минуты

→ А это — начало Второго концерта. Послушайте эту крошечную часть. Слышите внезапные динамические вспышки, «неудобные» созвучия, ощущаете атмосферу тревоги и саспенса, которых никогда нет, например, у Корелли?

Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/UWur8uK-7KuoAg
Время прослушивания: 1,5 минуты

→ Наконец, третья часть из последнего концерта сборника. Послушайте эти стонущие, собранные странными диссонантными гроздьями гармонии.

⚡️ Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/OEZLs8G9gZ6M-Q
Время прослушивания: 2,5 минуты

1. Франческо Джеминиани
2. Лукка, родной город Джеминиани

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Наш второй герой — Джузеппе Тартини, великий скрипач и интересный композитор, первооткрыватель «бесовской» скрипичной виртуозности в духе Паганини.

👪 Тартини родился в 1692 году (он на 14 лет младше Вивальди) на побережье Адриатики — сейчас это территория Словении. Семья была привилегированной и состоятельной; тем большего шума наделала женитьба 19-летнего Тартини на девушке сомнительной репутации и вдобавок чуть старше, чем он.

👱‍♀️ Его возлюбленная была фавориткой влиятельного римского кардинала. Узнав о ее обручении с Тартини, тот обвинил новоиспеченного мужа в том, что он похитил и обесчестил девушку. Тартини бежал в Тоскану и укрылся во францисканском монастыре. Именно там он серьезно занялся игрой на скрипке. В 1715 году он обзавелся инструментом работы Антонио Страдивари: 22-летнему Тартини предстояло стать одним из самых феноменальных скрипачей и педагогов своей эпохи.

🎻 Почти вся музыка Тартини написана для скрипки: в основном это скрипичные концерты и сонаты. Он оказался изобретателем особого пласта скрипичной литературы, который достиг пышного расцвета на сто лет позже, когда зажглась звезда Паганини: это виртуозная музыка, ставящая своей целью демонстрацию сложной акробатики, на которую должен быть способен скрипач.

😈 Послушаем финал работы, прославившей Тартини: это соната «Дьявольские трели». Вообще-то она написана для скрипки в сопровождении континуо — партии баса, о которой мы говорили, обсуждая Корелли. На этой записи — переложение для скрипки с оркестром, которое очень часто играют; его сделал один из величайших скрипачей 20 века — Фриц Крейслер.

👹 Сам Тартини рассказывал об этой сонате легенду, которая легла в основу ассоциации скрипача-виртуоза с дьяволом и живет в европейской культуре уже сотни лет. Согласно ей, ему приснился бес, которого он учил играть на скрипке, покуда тот не заиграл так, что сам Тартини проснулся от восторга и ужаса.

→ Не пропустите каденцию (11.38) — сольный раздел, где виртуозность трелей становится совсем уже инфернальной. Каденции могли сочиняться кем-то еще и вставляться в произведения: автором этой является все тот же Крейслер. Послушайте как естественно барочный материал переходит в виртуозную скрипичную музыку начала 20 века.

Видео-пример: https://disk.yandex.ru/i/BbxSdgBNb8BKyQ
Время прослушивания: 5,5 минут, начиная с 9:15

🧝‍♀️ А вот еще одна соната, обессмертившая Тартини. У нее есть программный заголовок — Didone abbandonata («Покинутая Дидона»).

→ Послушайте крайне неаутентичную, безумно романтическую (и при этом абсолютно гениальную) версию Давида Ойстраха. Здесь прекрасно слышна система аффектов, о которой мы говорили вчера: послушайте как плач покинутой Энеем карфагенской царицы Дидоны сменяется вспышкой ярости во 2 части (04.41).

Аудио-пример: https://disk.yandex.ru/i/UAGW0U2bUEuIdg
Время прослушивания первой и второй части: 6,5 минут

1. Молодой Джузеппе Тартини
2. Тартини в старости
3. Луи-Леопольд Буальи, «Сон Тартини»

Поговорим о Пьетро Локателли — еще одном увенчанном славой скрипаче барочной Италии.

💁‍♂️ Локателли — младший из трех композиторов, о которых мы говорим в этой части: он родился в Бергамо в 1695 году, то есть на 17 лет позже Вивальди. Локателли сделал карьеру в Бергамо и Риме, был приближен к Пьетро Оттобони — тому самому влиятельному кардиналу, в чьем доме работали престарелый Корелли и юный Гендель; возможно, Локателли брал у Корелли уроки.

📍 Главным городом в его жизни, однако, стал Амстердам: там находилось ведущее музыкальное издательство Европы, основанное Этьеном Роже — именно оно выпустило оба исторических сборника концертов Вивальди.

🗂 В отличие от Вивальди (и Тартини, который принципиально не издавал свои работы, из-за чего сейчас невозможно установить годы их создания), Локателли оценил преимущество работы с издательством, поэтому в его наследии царит порядок. Он преуспевал, пользовался уважением голландской аристократии и даже затеял небольшой бизнес по продаже струн.

📚 Локателли работал в том же направлении, что Тартини, создав пласт виртуозной литературы, совершенно не похожей на остальную барочную. Сейчас с жанром каприса — виртуозного концертного этюда для скрипки — мы ассоциируем имя Паганини. Меж тем, Паганини внимательно изучал каприсы, созданные Локателли за 70 лет до него, и многое позаимствовал у своего соотечественника.

→ Послушайте первый каприс Локателли из op.3. Исполнение этого бисерного perpetuum mobile требует от скрипача невероятной артикуляции и выносливости.

Видео-пример: https://disk.yandex.ru/i/Lg9oh0r-3DvAfA
Время прослушивания: 3 минуты

👺 Особой славой пользуется цикл из 12 скрипичных концертов Локателли, вышедший в Амстердаме в 1733 году, через 8 лет после «Времен года» Вивальди. Последний из них, №12, украшает жутковатый подзаголовок Laberinto armonico: facilis aditus, difficilis exitus («Гармонический лабиринт: легко зайти, сложно выйти»). Этот концерт редко играют; он мог бы быть написан рукой Паганини. Послушайте его и оцените дьявольские капканы, расставленные Локателли для скрипача-солиста.

🗣 Этот тип музыкального языка — обольстительное пение в сочетании с головоломной акробатикой — принято называть словом бельканто — ит. «прекрасное пение». Так иногда обозначают искусство итальянских певцов вообще, но в более узком смысле он относится к стилю, царствовавшему в опере и инструментальной музыке Италии во второй половине 18 века. Локателли — на «нижней» его временной границе 1730-е), а Паганини и Россини — на «верхней» (1800-е).

Видео-пример: https://yadi.sk/i/3qlr4Pphrxzf4g
Время прослушивания: по желанию

Итальянские меценаты: удивительная фигура кардинала Пьетро Оттобони

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
28 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;