Итальянское барокко
Духовная и театральная музыка Вивальди
В 16 веке женщинам запрещалось петь, но церковный ансамбль Вивальди был исключением. В этой части слушаем духовные произведения и оперы.
Поговорим о театральной и церковной музыке Вивальди. Начнем с нескольких примеров его духовных сочинений.
⛪️ Вивальди писал духовные работы всю жизнь. Некоторые из них связаны с его преподавательской деятельностью и должны были исполняться воспитанницами Ospedale. Некоторые писались по заказу крупных церквей, а какие-то создавались «впрок», чтобы, получив заказ, Вивальди мог на скорую руку скомбинировать из имеющихся частей на стандартные тексты новую работу.
🙏 Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу») — один из ключевых христианских латинских гимнов, вероятно, относящийся к 4 веку. Он входит в состав ординария (т.е. канонического текста) мессы, но может класться на музыку отдельно. У Вивальди — две Gloria (RV588 и 589), написанные в 1715 году, когда ему было 37 лет.
→ Послушаем сдержанный, немного мистический хор из первой Gloria — Et in terra pax («И на земле мир»). Обратите внимание на то, как перекрашивается здесь гармония: среди равномерной пульсации как будто набегают «волны», каждая — со своим оттенком.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/tTFSNNW10hJHCQ
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут
👭 Посмотрите начало фильма-концерта BBC, посвященного второй Gloria Вивальди. В слегка беллетризованной форме здесь реконструировано выступление девочек из Ospedale. Обратите внимание, что они стоят за ширмами — вообще-то женщинам в церкви петь не полагалось, но для вивальдиевского ансамбля делалось исключение. Правда, из соображений приличия, воспитанниц интерната прятали от глаз публики.
→ Послушайте первую часть.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/Ss4chdrprzhWLw
⏱ Время прослушивания первой части: 2 минуты
👑 Другой пример — из Salve Regina («Славься, царица»), так называемого богородичного антифона. В барочной Италии этот текст-молитву обычно поручали солирующему голосу в сопровождении небольшого ансамбля. У Вивальди это альт — высокий мужской голос. Вероятнее всего, в его время эту музыку пел кастрат; правда, точный год создания Salve Regina нам неизвестен.
→ Мы послушаем восхитительную третью часть, Ad te suspiramus («К Тебе вздыхаем, стеная и плача»). Не пропустите «всхлипы» струнных, сопровождающих голос.
Аудио-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
💎 Одна из жемчужин духовной музыки Вивальди — его музыкальная версия 126 псалма, Nisi dominus. Как и Salve Regina, это духовное сочинение для альта в сопровождении ансамбля; дата нам тоже неизвестна, но вероятнее всего Nisi dominus был написан для девочек в Ospedale. В этом случае солировать могла девушка-контральто.
→ В первой части — Nisi dominus («Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его») мы слышим уже знакомый нам концертный стиль Вивальди: нарядность, энергия, холодноватый блеск.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/iwTR2Qwu-IHtUQ
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
😴 Но самая сверхъестественная из 9 частей этого опуса — четвертая, Cum dederit («...как возлюбленному Своему Он дает сон»). Она написана в форме медленного танца — сицилианы, и правда протекающей во сне, по ту сторону реальности.
⚡️ Аудио-пример: https://yadi.sk/i/jmz9W0t59b490g
⏱ Время прослушивания: 5 минут
Античная литература, фантазийные сюжеты, череда арий и речитативов — поговорим о том, что отличало оперы Вивальди и барочные оперы в целом 👇
📨 Вивальди был довольно успешным оперным композитором. Может быть, указывая как-то в письме, что он — автор 94 опер, Вивальди преувеличивал. Однако его оперное наследие впечатляет — это около 40 названий, многие из которых вернулись на сцену в последние 10-20 лет, в связи с огромным интересом нашего времени к музыке барокко.
🧐 Давайте коротко обсудим, в чем специфика барочного музыкального театра, чтобы многое в вивальдиевских операх не казалось нам странным.
🧝♀️ Сюжет: мифологический, из античной литературы, трудов античного историографа или высокой приключенческой литературы Ренессанса. Из-за этого имена персонажей барочных опер могут казаться чуть тяжеловесными — Демофонт, Виталиан, Арсильда и т.д.
🤦♀️ В начале оперной карьеры Вивальди в моде еще были фантазийные, мудреные сюжеты — 12 действующих лиц, сложные любовные и родственные связи, нагромождение событий, достойное бразильского сериала. Первые десятилетия 18 века и веяния классицизма принесут моду на сдержанность и отточенные, ясные сюжеты.
🌗 Среди этих 12 действующих лиц 8 партий могли поручаться кастратам. Причем кастраты могли петь как мужских, так и женских персонажей. Вообще понятие гендера в барочной опере очень подвижно: в сюжетах то и дело происходят всякие переодевания и игры с мужским/женским. Поэтому не удивляйтесь, если в современных постановках какого-нибудь благородного рыцаря поет девушка.
🎵 Ткань оперы представляла собой череду сменяющихся арий и речитативов. Арии — яркое, узорчато-виртуозное или наоборот медитативно-сладкозвучное пение. В ариях не происходило никаких событий — они отмечали определенную точку, достигнутую сюжетом, и аффект (эмоцию), переживаемый героем в этой точке. Чтобы переместиться к следующей точке сюжета, был нужен речитатив. Арии с речитативами не спутать — в первом случае это яркое, концертное пение, во втором — мелодизированная речь.
😡 Была развита целая типология арий. Герои испытывали типизированные, уже знакомые слушателям, одинаковые от оперы к опере аффекты. Например, существовал тип aria di sonno — ария сна или колыбельная, aria di furia — ария гнева, aria di vendetta — ария мести, и т.д.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Все больше барочных, в том числе вивальдиевских опер, сегодня ставятся после сотен лет забвения.
🌙 Многие получают обновленные драматические трактовки. В других случаях режиссер и постановочная команда стремятся к дотошной реконструкции зрительского опыта 18 века. В третьих — играют с барочной визуальной эстетикой, не стремясь к исторической достоверности.
⚔️ Ниже — речь пойдет о знаменитой опере Вивальди «Неистовый Роланд». Сюжет одноименного рыцарского романа 16 века занимал композитора много лет: у Вивальди несколько опер, основанных на нем. И не только у него: эта история мелькала на оперных сценах с начала 17 века. Так же, как сейчас мы помним Холмса и Ватсона, даже если не читали Конан Дойла, публика 18 века отлично понимала, кто такие Руджеро и Альцина.
👩🏻🦰 Речь здесь о приключениях рыцарей на острове волшебницы Альцины. Посмотрим сцену в конце первого акта, где один из них — Руджеро — под действием волшебства забывает свою возлюбленную — рыжую красотку Брадаманту (в самом начале она с горечью кричит ему traditore! — «изменник!»).
😍 Мы захватим конец речитатива, чтобы оценить его отличие от арии, следующей затем (49.56). Руджеро, околдованный Альциной, обращается к ней со словами Sol da te, mio dolce amore («Только ты, любовь моя»). Режиссер Фабио Череза играет здесь в настоящую барочную оперу с ослепительными (но не без иронии, конечно) костюмами, монстрами из папье-маше и безумной сценической машинерией. Руджеро (роль предназначалась для кастрата) поет контратенор.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/4vMI8PsCpGvPNg
⏱ Время прослушивания: 9 минут
🌩 А вот настоящая aria di vendetta (ария мести), в которой внимательный слух без труда узнает интонации «Грозы». Это взбешенная Альцина, чьи чары оказались напрасны, призывает в свидетели всех фурий ада и клянется отомстить. На премьере в 1727 году эту партию пела подруга Вивальди, Анна Жиро.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/4vMI8PsCpGvPNg
⏱ Время прослушивания: 1,5 минуты
👑 Теперь — чудесный пример отношения барочного театра к гендеру. Это ранняя опера Вивальди 1716 года, «Арсильда, царица Понта». Чудовищно запутанная история, чем-то напоминающая «Двенадцатую ночь» Шекспира, повествует о близнецах — принце и принцессе страны Киликии.
🧝♀️ Принцесса Лисея после известия о том, что ее брат погиб в буре (на самом деле нет), вынуждена переодеться в мужское платье — ведь наследником Киликии может быть только мужчина. Конечно, изображая мужчину, она должна скрывать чувства к своему возлюбленному — Барзану, считающему, что Лисея умерла (так было объявлено всем жителям Киликии). При всем этом и Барзана, и Лисею могли петь кастраты.
→ Если вы не запутались совершенно, послушайте божественную арию Лисеи, где под личиной брата она оплакивает свою участь. Эта постановка, сделанная силами чешского ансамбля старинной музыки Collegium 1704, — чуть ли не первое за 300 лет появление «Арсильды» на сцене.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/IwU7lTIXYkBkCg
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты
💽 Поставить оперу целиком трудно и дорого. Поэтому жемчужины из опер, дожидавшихся возвращения на большую сцену, в последние годы появлялись в альбомах-сборниках знаменитых певцов.
→ Послушайте лирическую арию византийского императора Анастасия — героя оперы Вивальди 1724 года «Джустино». Он обращается к своей жене Ариадне со словами Vedrò con mio diletto («Когда увижу я с восторгом»). Еще 20 лет назад ее знали только любители барокко, а сейчас это хит, любимый миллионами.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/LR5zEVjRGq1lTA
⏱ Время прослушивания: 5,5 минут
Типовые арии, или почему барочные композиторы умели писать очень быстро
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день