Итальянское барокко
Инструментальная музыка Вивальди
«Времена года» — одно из самых знаменитых музыкальных произведений. В этой части узнаем больше о нем и других концертах Вивальди.
Ближайшие две части посвятим Антонио Вивальди — возможно, самому любимому в наши дни композитору итальянского барокко. В этой части обсудим его инструментальные работы, чтобы сравнить их с кореллиевскими. А в следующей — духовную и оперную мзыку.
👪 Вивальди родился в Венеции в 1678 году (он на 25 лет младше Корелли). Его отец работал цирюльником и скрипачом, в семье было шестеро детей. Отец, игравший на скрипке в венецианском Соборе Святого Марка, стал первым учителем Вивальди. Возможно, вторым был Джованни Легренци — капельмейстер Сан-Марко, с которым Вивальди-старший был знаком.
👶 Мальчик был особенным с детства. Он был крещен повитухой тотчас после рождения, что свидетельствует или о прямой угрозе жизни, связанной с происшедшим в ту ночь мартовским венецианским землетрясением 1678 года, или о сложных родах, или о том, что ребенок родился очень слабым. Всю жизнь Вивальди был астматиком. Он также был рыжеволосым.
⛪️ Возможно, родители Вивальди дали обет посвятить сына церкви, если он выживет. Так или иначе, в 15 лет мальчик, обучавшийся музыке, был рукоположен в священники, не испытывая при этом большого увлечения религией. К этому времени относятся первые композиторские работы Вивальди.
👨🏼🏫 В 25 лет Вивальди поступает на главное в своей жизни место работы: являясь духовным лицом, но не выказывая влечения к церковной службе (возможно, Вивальди был отстранен от службы в церкви из-за слабого здоровья), он начинает преподавать в богоугодном заведении — школе-интернате для беспризорных девочек. Здесь он проработает с перерывами 30 лет.
🎶 В результате усилий Вивальди школьный оркестр превратился в полноценный коллектив, который знали за пределами Венеции и даже Италии. Девушки под руководством Вивальди пели и играли на инструментах, включая те, что считались «не женскими». Именно для них Вивальди напишет гигантский корпус своей инструментальной и духовной музыки.
⭐️ После 40 лет Вивальди стал настоящей звездой и как композитор, и как скрипач: он получил капельмейстеский титул в Мантуе, играл в Риме перед Папой, был в Богемии, Австрии и разных точках Италии, сочинял оперы, получал заказы от французской королевской семьи, познакомился с императором Карлом VI Габсбургом (отцом будущей императрицы Марии Терезии).
🤧 Слабое здоровье давало о себе знать все сильнее: огромные деньги тратились на уход за композитором, особенно во время путешествий. В то же время за ним присматривала его бывшая ученица и, возможно, подруга — контральто Анна Жиро, а также ее сестра.
🎭 В конце 30-х годов 18 века мода, особенно театральная, начала стремительно меняться. Все ощутимее были тенденции классицизма; сюжеты становились сдержаннее и строже, с театральных сцен исчезли сверхъестественные явления, боги и богини, маги и чудовища. Барочная фантасмагория начала вызывать у современников усмешку; набирала силу комическая опера — забавный, нравоучительный буржуазный театр.
📜 Вивальди принадлежал уходящей эпохе. Ему было 60, и он испытывал жгучую жажду сочинять: писал легко, быстро, но подстроиться к новым вкусам уже не мог. Его оперы ставились реже, заказов не было. Он переехал в Вену, надеясь продолжить карьеру там, однако его покровитель, Карл VI, скончался. Вивальди стремительно беднел.
🖤 В безвестности и стесненных средствах он умер вскоре после переезда. Его смерть прошла незамеченной. Вивальди снова обретет всемирную композиторскую известность через 200 лет, в середине 20 века.
1. Антонио Вивальди
2. Церковь Святого Иоанна Милостивого в Венеции, в ней крестили Вивальди
3. Венецианская церковь Ла-Пьета: при ней располагался женский приют Оспедале делла Пьета, где около 30 лет служил Вивальди
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как мир открыл для себя музыку неизвестного композитора Антонио Вивальди
«Буря на море», «Кукушка», «Щегол»: поговорим о концертах Вивальди 👇
🏆 Главное, за что публика сегодня любит Антонио Вивальди — его работы в жанре инструментального концерта. Их у Вивальди свыше пяти сотен, из которых примерно половина — скрипичные. Вивальдиевский концерт — компактный (около 10 минут) трехчастный, где динамичные крайние части окаймляют лирическую вторую.
🎻 Почему Вивальди написал так много скрипичных концертов, а Брамс, Бетховен и Чайковский создали по одному? Ответ в том, что барокко абсолютно иначе смотрело на музыкальную литературу, чем романтики в 19 веке.
🙇♂️ Для барокко музыка была очень прикладным, функциональным явлением. Композитор работал быстро, почти все сочинялось «на случай» — то есть под конкретного заказчика, цель или событие и, соответственно, звучало единожды: к следующему выступлению или празднику писалась новая музыка.
🎼 Большой ошибкой будет считать, что четыре концерта из цикла «Времена года» — единственная жемчужина среди сотен концертов Вивальди. Таких программных, то есть звукоизобразительных концертов у него довольно много: «Кукушка», «Щегол», «Соловей», «Охота» и т.д.
→ Послушайте, например, прелестную «Кукушку» — концерт для скрипки с оркестром 1719 года, где так же мило и узнаваемо, как в знаменитом «Лете», изображается щебечущая птица.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/mQXz1myRF7Yrbw
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты
→ Этот знаменитый скрипичный концерт — «Буря на море» — входил в тот же сборник, что и «Времена года». Обратите внимание на эффект гула, который получается в результате быстрого трепета смычков на одной ноте. Барочные композиторы очень любили использовать его для изображения разнообразных штормов и землетрясений.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/GIVDrbhmModNzA
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
🎺 Поскольку вивальдиевские концерты носили инструктивно-технический характер, служа учебным материалом для девочек в его ансамбле, у него есть концерты буквально для всех инструментов, включая довольно необычные.
→ Послушайте концерт для двух мандолин. Точная дата его сочинения неизвестна, но он наверняка предназначался для учениц венецианского интерната.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/O0QZZKU2Kck0cg
⏱ Время прослушивания первой части: 4 минуты
→ Очень забавный вивальдиевский концерт написан в 1728 году для флейты piccolo — миниатюрной флейточки со свистящим, как у птичьего манка, звуком.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/Ud2xpYKhoYCQmw
⏱ Время прослушивания первой части: 3 минуты
Обсудим сборник «Гармоническое вдохновение» — именно он прославил Вивальди далеко за пределами Италии.
📖 Среди вивальдиевских концертов есть россыпь отдельных опусов, а есть — несколько этапных для него сборников, где концерты подобраны в законченную «тетрадь».
⚜️ Нам очень важны два из них, оба — по 12 концертов. У них немного тяжеловесные барочные названия: «Гармоническое вдохновение» (L’estro armonico), первый важнейший печатный сборник работ Вивальди, и «Поединок гармонии с изобретением» (Il cimento dell'armonia e dell'inventione) — второй, содержавший «Времена года». Оба вышли в Амстердаме в 1711 и 1725 году соответственно. В этом посте мы обсудим первый из них.
🏗 «Гармоническое вдохновение» — настоящее архитектурное чудо. Вивальди располагает 12 концертов как четырежды по три, чередуя в каждой такой группке сначала сольный, потом двойной (для двух солистов), а затем четверной концерт.
💃 Среди них есть концерты в духе 17 века и Корелли — с танцевальными частями и мозаикой контрастных секций. А есть — менее барочные, уже в духе классицизма: компактные трехчастные концерты с эффектной драмой и звучной «оперной» лирикой.
→ Послушайте знаменитый концерт для двух скрипок и виолончели, №11 из этого сборника. В нем три части, причем в первой (начиная с 01.10) есть раздел, представляющий собой фугу — полифоническую форму для нескольких независимых и равноправных голосов. Фуга — очень интеллектуальная музыкальная форма, мы привыкли ассоциировать ее с Бахом, однако по этому концерту мы видим, что и Вивальди владел техникой написания фуг блестяще.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/RcMdrXXp9HgphQ
⏱ Время прослушивания: 8,5 минут
→ Вот визуализация фуги отдельно, чтобы оценить красоту голосоведения
Видео-пример: https://yadi.sk/i/VfUHTpAXVDkk5g
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Другой прославленнейший концерт из L’estro armonico — №10, для четырех скрипок. Послушайте первую его часть, следя за сольными репликами четырех солистов и тем, как блестяще Вивальди справляется с ажурным плетением сразу четырех сольных партий.
⚡️ Видео-пример: https://yadi.sk/i/MXiiH6BXe3h8mA
⏱ Время прослушивания первой части: 3,5 минуты
🧐 Бах прекрасно знал и внимательно изучал L’estro armonico. Сборник был настолько популярен, что ходил в списках, и в личном владении Баха была именно такая, рукописная копия. Он сделал свои версии 10 вивальдиевских концертов; 6 из них — из L’estro armonico.
👇 Оцените финал того же концерта, что вы слушали только что, сначала в оригинальной версии, а потом в баховской версии для четырех клавиров. Какой вариант вам больше нравится?
→ Оригинальная версия
Видео-пример: https://yadi.sk/i/MXiiH6BXe3h8mA
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
→ Баховская версия для четырех клавиров
Видео-пример: https://yadi.sk/i/6AEuSRLfX6wGUQ
⏱ Время прослушивания: 3 минуты
Наконец, поговорим о «Временах года» — концертах Вивальди, которые сегодня знает каждый.
💥 Эти 4 скрипичных концерта — часть сборника 1725 года «Поединок гармонии с изобретением», о котором мы уже упоминали. Хитом они считаются сравнительно недавно. По состоянию на 1952 год существовали лишь две коммерческие записи «Времен года». Сейчас их количество исчисляется сотнями, если не тысячами.
🌗 Четыре маленьких трехчастных концерта — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» — снабжены вписанными прямо в ноты поэтическими строчками. В каждом концерте «спрятан» сонет, в стихах излагающий образы, которые рисует музыка. Автор стихов неизвестен; им мог быть сам Вивальди.
🌧 В «Весне» журчат ручьи и чирикают птицы, в «Лете» жалуется осовевший от жары пастух и гремит знаменитая гроза, «Осень» — время праздника урожая, возлияний и охоты, «Зима» — холодный ветер и конькобежцы, шлепающиеся на лед.
→ Давайте разберем «Лето». Открывайте концерт и подсматривайте в наш гид с подсказками и таймкодами.
⚡️ Видео-пример: https://yadi.sk/i/F0tCaOXM57Alvw
⏱ Время прослушивания: 10 минут
🌞 Итак, концерт открывается картиной жары, истомы и лени. Далее в стихах появляются переговаривающиеся птицы. Не пропустите кукушку в 11.30 и щегла в 12.40.
13.30 — Порыв предгрозового ветра, который изображают скрипачи. Это только предвестник грозы — ее еще придется подождать.
14.05 — Вяло ругает жару взмокший пастух.
16.02 — Он же — герой второй части. Легко расслышать реплики пастуха, мучимого мошками и зноем, и отвечающие ему отдаленные раскаты грома. Пожалуй, из всех звукоподражательных моментов во «Временах года» этот сделан наиболее театрально и достоверно.
18.39 — Финал лета: вот она, долгожданная и знаменитая гроза. Оцените нисходящие пассажи то у первых, то у вторых скрипок, которые напоминают струи дождя, гонимые ветром.
⚖️ Невероятно интересно сравнивать разные записи «Времен года» — вам хватит буквально первых 30 секунд.
→ Послушайте вторую часть «Лета» в исполнении американского скрипача Луиса Кауфмана; это запись 1948 года. Обложка ошибочно называет ее первой в истории — на самом деле, она вторая, первой была версия итальянского дирижера Бернардино Молинари в 1942 году. Обратите внимание на знойно, чуть «цыгански» звучащую скрипку Кауфмана. Сейчас музыку барокко так уже никто не играет.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/259tOL3gsmj0Pg
→ Сравните Кауфмана с британцем Найджелом Кеннеди — абсолютно неординарным скрипачом, немного панком от классики. В 1989 году он сделал запись «Времен года», которая своим хулиганским (или визионерским) подходом к интерпретации наделала много шума, а сейчас считается классикой.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/mTytX-XYpp9-cw
→ Не пропустите «Грозу» в версии Кеннеди. Это настоящий роковый энергетический взрыв.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/MuRF9wFm4c4xIQ
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день