angle-down facebook instagram vkontakte warning

Людвиг ван Бетховен

Биография и главные бетховенские мифы

Композитор, потерявший слух, революционер и сын короля — это все о Бетховене. В этой части говорим о его биографии и развеиваем главные мифы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Герой нового времени, бунтарь, гений и свободный художник — каким был Людвиг ван Бетховен?

⚡️Бетховена традиционно причисляют к тройке венских классиков: Гайдн — Моцарт — Бетховен. Однако его стихийный гений буквально проломил мраморную стену классицизма.

🦹🏻‍♂️ Бетховен — не просто композитор, он герой Нового времени, титан, бунтарь, совершивший настоящую революцию в европейской музыке. В этом ему помогло время: конец 18 — первые десятилетия 19 века — эпоха тектонических сдвигов как в истории (Французская революция, передел Европы после распада Священной Римской империи и наполеоновские войны), так и в искусстве (переход от классицизма к романтизму).

🤱 Бетховен родился в 1770 году в Бонне и был крещен 17 декабря. Точная дата его рождения неизвестна, ей принято считать 16 декабря.

👨‍👦 Отец Бетховена был певцом и первым учителем Людвига. Он видел экстраординарную одаренность сына и хотел сделать из него второго Моцарта, что, естественно, было невозможно. В Бонне Бетховен прошел серьезный теоретический курс и познакомился с музыкой предшественников у Кристиана Нефе.

🎓 Затем он отправился в Вену, чтобы брать уроки у Гайдна, но у них были слишком разные темпераменты: Гайдн ценил, но не мог принять мрачный гений Бетховена. Учителями Бетховена в Вене стали теоретик Карл Альбрехтсбергер и композитор Антонио Сальери.

👨‍🎨 Бетховен — первый действительно свободный художник в истории музыки. Он состоял на службе лишь в молодости — после смерти матери взял на себя заботы о семье и с 1787 по 1792 работал альтистом в оркестре в Бонне.

💰 В Вене доход Бетховена составляли: деньги от уроков (он преподавал в домах аристократов и брал способных учеников), концертных выступлений в качестве пианиста, авторских концертов — академий, доходы от издания сочинений. Кроме того, несколько венских аристократов, поклонников Бетховена, назначили и выплачивали ему пожизненную субсидию.

👂 В 1796 году Бетховен начал терять слух. К 1802 он понял, что глухота неизбежна, и собирался покончить жизнь самоубийством: уже после смерти композитора был найден уникальный документ — Гейлигенштадское завещание. Но Бетховен нашел в себе силы бороться, его фраза «я схвачу судьбу за глотку» стала крылатой.

🎹 Тем не менее, Бетховен выступал как пианист до 1808 года, а до середины 1820-х — как дирижер. Правда, на концерты стали приглашать дирижера-дублера, который стоял за спиной у Людвига и при необходимости ассистировал ему. Так проходила премьера Девятой симфонии в 1824 году.

📖 Сохранились уникальные документы — разговорные тетради Бетховена, куда все записывали свои реплики или вопросы, на которые композитор отвечал устно или письменно. Несмотря на глухоту, он был в курсе всех последних событий в музыке, жизни и политике.

🌟 Прижизненная слава Бетховена постоянно росла. Он был так популярен, что ему прощали даже дурной характер, антимонархистские высказывания и жесты. Премьера Девятой симфонии стала грандиозным триумфом композитора.

⚰️ Бетховен умер 26 марта 1827 года. На следующий день его череп вскрыли, чтобы понять причину глухоты, но диагноз поставить не смогли. На похоронах за гробом Бетховена шли 20 000 человек.

1. Виллиброрд Йозеф Мэлер. Портрет Бетховена в образе нового Орфея, 1804–1805
2. Йозеф Карл Штилер. Потрет Бетховена, 1820
3. Виллиброрд Йозеф Мэлер. Портрет Бетховена, 1823
4. Похороны Бетховена

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Бетховен в сознании современников был великим человеком. И, как любого героя, его начали окружать легендами.

🙀 Мрачное детство

Все советские книги и учебники начинаются с рассказов о бедном детстве и жестоком отце-пьянице, который бил Людвига и заставлял бесконечно заниматься. Это не так: отец Бетховена был приличным и уважаемым человеком, который начал пить после смерти жены, когда Бетховену было 17 лет.

🤴 Сын короля

Ходили слухи, что Бетховен — внебрачный сын прусского короля. Это неправда, но Людвиг эти слухи не комментировал. Ему не нужна была королевская кровь, чтобы чувствовать свое величие. Он считал искусство священным, божественным, и себя видел как медиума, транслирующего это божественное.

Для него было естественным, что аристократы и короли общаются с ним на равных. Известен ответ Бетховена его покровителю князю Лихновскому, который позволил себе ему приказывать: «Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же — только один!».

👂 Глухота

Бетховен оглох не внезапно, он терял слух медленно. Первые признаки появились в 26–28 лет. До 1806 года Бетховен пытался скрывать глухоту, до 1816 он кое-как слышал оркестр и громкую речь, в 1817 стал пользоваться слуховыми трубками Мельцеля, а с 1818 вел разговорные тетради. Бетховен привык жить с глухотой, но она всегда оставалась предметом его диалога с судьбой.

💔 Бессмертная возлюбленная

После смерти Бетховена было найдено его письмо «Бессмертной возлюбленной». До сих пор неизвестно, кому адресовано это страстное послание. Вместе с письмом лежали миниатюрные портреты Джульетты Гвиччарди (ученица Бетховена, для нее написана «Лунная соната») и графини Эрдёди (одна из самых загадочных фигур в биографии Бетховена). Среди возможных адресатов письма называют еще минимум пять женщин.

Бетховен часто влюблялся (особенно в своих учениц), но всегда — несчастно: его музой становилась то аристократка, шанса на брак с которой у композитора не было, то замужняя женщина, то певица.

🇫🇷 Революционер

На момент Французской революции Бетховену было 29 лет. Вероятно, он встретил ее с энтузиазмом и даже собирался посвятить Наполеону Симфонию №3. Но Наполеон назвал себя императором, и Бетховен уничтожил посвящение. Он понимал разницу между идеалами и реальностью, к тому же дважды пережил оккупацию французами Вены.
Бетховен-революционер — большой советский миф.

🤦‍♂️ Непонятый гений, одиночество и бедность

А это романтический миф. Даже когда Бетховена не понимали, к нему относились как к пророку. Бетховен не вел роскошную жизнь, но бедность — не про него. Он успешно издавал и исполнял свои сочинения. Трое меценатов в 1809 году дали обязательства платить ему пожизненную субсидию, вне зависимости от того, сочиняет он или нет.

Бетховен жил в пятикомнатной квартире, прежде принадлежавшей генералу, и оставил в наследство племяннику банковские акции.

Одиноким Бетховен тоже не был — разговорные тетради свидетельствуют, что вокруг него всегда было много людей. Душевное одиночество присутствовало, но выход ему Бетховен находил в творчестве, обращаясь к человечеству и миру, — как в Девятой симфонии.

Классическая симфония

Сонатная форма

Поговорим о Симфонии № 1 до мажор — рубежном произведеним Бетховена.

🕰 Внешне она продолжает линию «Гайдн — Моцарт» и принадлежит 18 веку. Но Бетховен уже смотрит на традицию с долей критики и иронии — так же, как в 20 веке это будут делать неоклассики. Неслучайно Первая симфония Бетховена хорошо рифмуется с еще более озорной Первой («Классической») симфонией Прокофьева.

🧐 Первая часть

По традиции Бетховен начинает симфонию с медленного вступления, но вместо того, чтобы сразу показать главную тональность, он буквально водит слушателей за нос, начиная с лабиринта неустойчивых аккордов, которые приводят не туда — полторы минуты публика должна гадать, где обещанный до мажор?

Видео-пример на Ютубе

🎺 Бетховен сразу выводит на первый план духовые инструменты, что тоже необычно. В газете написали о симфонии: «Только уж слишком обильно применены в ней духовые инструменты; создавалось впечатление, будто звучит скорее духовая музыка, нежели полный оркестр».

📣 Но для Бетховена симфония — жанр не камерный (как для его предшественников), а публичный. В дальнейшем роль духовых еще больше усиливалась, а симфонии Бетховена становились все более «громкими».

〰️ Вторая часть

Для второй, медленной, части Бетховен выбрал жанр менуэта, а не традиционную лирику. Однако танцевать под него невозможно — в нем нет необходимых для танца ровных «квадратных» построений: вместо необходимых 8 тактов в главной теме их всего 7. Бетховен усложняет фактуру подголосками, полифонией, перекличками инструментов и все время нарушает ощущение четкого метра.

Видео-пример на Ютубе

🩰 Среди необычных находок — заключительная партия, где скрипки будто танцуют на пуантах на фоне ударов литавр. Так Бетховен заявляет, что относится к литаврам не как к шумовому вспомогательному средству, а как к равному участнику оркестра, способному играть самостоятельную роль и даже временами солировать. (Через 5 лет Бетховен напишет Концерт для скрипки с оркестром, где во вступлении тоже сольная партия литавр).

Видео-пример на Ютубе

🎉 Третья часть

Вторая часть обозначена Andante cantabile, но на самом деле это менуэт. Третья часть обозначена «менуэт», но на самом деле это скерцо. Прежде скерцо в третьей части появлялось только в камерной музыке, Бетховен узаконил его в симфонии.

Однако, если это менуэт, то такой зажигательный менуэт могла танцевать только молодежь, которой не важны хорошие манеры старшего поколения. Можно представить себе, что это карнавал, где возможны разные розыгрыши и происшествия.

Видео-пример на Ютубе

😏 Поначалу кажется, что в Трио (средняя часть скерцо) Бетховен решил стать серьезным: «хор» деревянных духовых и валторн напоминает благочестивый хорал. Однако его сопровождают озорные пассажи скрипок, которые превращаются в откровенное хихикание и перебивают воображаемых «святош». И непонятно, то ли на вечеринку забрела компания монахов, то ли монахи оказались ряжеными.

Видео-пример на Ютубе

🤹‍♂️ Четвертая часть — финал

Короткий стремительный финал традиционнее остальных частей. Это самая моцартовская часть. Здесь много остроумных и по-театральному эффектных деталей.
Во вступлении, после торжественного аккорда, Бетховен опять играет со слушателями: он шутливо растягивает вступительный пассаж (гамму) на несколько тактов, прерывает музыкантов и не даем им возможность сразу дойти до нужного звука.

Видео-пример на Ютубе

🎺 Театральная связующая партия с трубами и литаврами напоминает бутафорски-торжественное шествие, а совершенно беззаботная побочная партия (у Бетховена мало такой музыки) звучит как дуэт из комических опер Моцарта.

Видео-пример на Ютубе

Премьера симфонии состоялась весной 1800 года в Вене в авторском концерте Бетховена. Она посвящена барону Готфриду ван Свитену — и даже в этом есть преемственность: дипломат, а впоследствии заведующий Императорской библиотекой в Вене, ван Свитен был поклонником музыки Баха и Генделя, материально поддерживал Моцарта и его семью, написал либретто к двум ораториям Гайдна.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;