Людвиг ван Бетховен
Неизвестные Четвертая и Восьмая симфонии
В Восьмой симфонии Бетховен изобрел неоклассицизм за век до его официального появления. В этой части слушаем малоизвестные симфонии 4 и 8.
В этой части речь пойдет об озаренной светом Четвертой и ностальгической Восьмой — двух бетховенских симфониях, часто остающихся в тени своих более рослых сестер.
🌪 Заметили, что, начиная с Третьей, среди бетховенских симфоний есть закономерность? Мы пока говорили про симфонии с нечетными номерами (3–5–7–9): все они разные, но все — вихрь, порыв, величие и драма (возможно, драмы нет только в танцующей Седьмой — зато есть все остальное).
🌿 А что же четные? Действительно: 4–6–8 симфонии обитают в более спокойном и гармоничном мире. В них больше лирики, жизнелюбивой энергии, природы.
🌧 Значит ли это, что Бетховен работал «ступеньками» — сначала рывок, потом умиротворение? И да, и нет. Например, дышащая свежестью и поэзией, воздухом 18 века Четвертая сочинялась одновременно с началом Пятой, с ее отчаяньем, усилием и мраком.
🌑 Четвертая симфония (1806) — воплощение гайдновского взгляда на жанр: гармоничного и элегантного, рожденного эпохой классицизма, завершившегося в 18 столетии. Тем не менее, всюду мы узнаем руку Бетховена. Для начала он помещает слушателя в кромешный мрак: послушайте долгое вступление, словно ищущее дорогу из мглы подземелья.
📺 Смешно и обаятельно рассказывает про это британский маэстро Джон Элиот Гардинер в этом видео. Мы начнем слушать с «мглистого» вступления; дальше Гардинер говорит про парадоксальную «парность» симфоний Бетховена, про то, что вступление к Четвертой похоже на первородную мглу, хаос до рождения света, как он изображен в оратории «Сотворение мира» Гайдна. Он выводит нас за руку из этой тьмы — врррум! — будто заводящийся мотоцикл, вспыхивает мажор основного раздела первой части (03.17).
→ Играет оркестр ORR («Революционно-романтический оркестр»), рассказывает Джон Элиот Гардинер. Обратите внимание на аутентичные инструменты (особенно духовые), на которых играют музыканты.
❗️ К сожалению, в переводе на русский этой записи не существует.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания первой части: 3–5 минут.
→ Теперь послушаем классическую запись на современных инструментах. Сравните свои впечатления! Играет венский филармонический оркестр. Дирижер — Кристиан Тилеманн.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания первой части: 13 минут.
Заканчиваем разговор про Четвертую Бетховена.
💔 Вторая часть — одно из чудеснейших бетховенских адажио. 1806 год совпал со значимым романтическим увлечением композитора: им стала его ученица, 26-летняя Жозефина Дейм. Молодая графиня, вдова с четырьмя детьми, принадлежавшая к привилегированному классу, Жозефина испытывала давление родственников, встревоженных нарастающим (и взаимным) увлечением Бетховеном. Роман длился около трех лет, и именно в момент работы над Четвертой Жозефина начала отдаляться от композитора и избегать его.
💌 Мы можем осторожно предположить, что любовное, лирическое настроение этой части — той же природы, что сохранившиеся пылкие письма Бетховена Жозефине.
→ Обратите внимание на пульсирующую двухнотную интонацию, которая пронизывает часть. Не пропустите момент, когда она превращается из аккомпанемента в тему, проскандированную всем оркестром, а в самом конце части звучит у литавр соло!
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
💃 Третья часть обозначена Бетховеном как менуэт, но в нем едва ли есть что-то куртуазно-дворцовое. Скорее это энергичный, строптивый, не чуждый простонародного веселья танец. Бетховен интересно и хулигански решает его ритмически: мы привыкли к тому, что музыка на три счета (как вальс: раз-два-три, раз-два-три) устроена так, что «раз» — сильный, ударный счет, а «два» и «три» — облегченные. Бетховен делает все наоборот!
→ Посмотрите, как показывает это Гардинер.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 30 секунд.
→ Послушаем третью часть в исполнении Венских филармоников.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 5 минут.
🍾 Наконец, финал симфонии — вроде бы идеал буффонного веселья с путаницей и беготней, однако и тут рассыпаны неожиданные блестки: чего стоит неожиданный (и страшноватый!) поворот в далекую минорную тональность в 32.20.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о Восьмой Бетховена — симфонии, которая изобрела неоклассицизм за век до того, как это стало мейнстримом.
🤹♂️ Бетховена не стало в 1827 году. Через сто лет после его смерти в европейском искусстве возник влиятельный стиль: неоклассицизм, который можно проследить и в музыке, и в живописи, и в литературе. Что это такое? Мастера 20 века начинают с иронией и нежностью воссоздавать язык старинной музыки. Как взрослый, со смесью ностальгии и смеха рассматривающий свои детские фото, они делают то, что в эстетике называется «игрой в модели»: типичные художественные приемы, схемы и ходы прошлого становятся для них объектом игры.
👑 Через два месяца после премьеры Седьмой (полюбившейся венской публике) в одном концерте с ней прозвучала Восьмая: слушатели ждали новую работу Бетховена с нетерпением. Несколькими годами раньше не стало учителей Бетховена — Гайдна и Альбрехтсбергера. Теперь именно Бетховен стал главой и патриархом венской симфонической школы, кумиром большой публики.
🤨 Восьмая — компактная и светлая, веселая и ясная, очень нравившаяся самому Бетховену — вызвала в зале недоумение и расстройство. Причина в том, что никто не понял задачу, которую поставил композитор — бережную и тонкую реконструкцию классицистического звукового мира. До настоящего неоклассицизма оставалось, напомним, еще сто лет.
✨ Мир Восьмой — галантность, энергия, необременительная светскость 18 века. С невероятной наблюдательностью и иронией тут отыграны многие штампы и дежурные формулы музыки классицизма; проносятся видения менуэтов, гайдновских симфоний, смешных оперных сценок.
📜 Однако смысл — именно в дистанции, с которой взирает на завершившееся столетие Бетховен. Очевидная тут и там, она превращает Восьмую не просто в стилизаторскую штучку, а в пронзительное высказывание об искусстве и времени.
❄️ Послушайте, как завершается первая часть (08.28): вместо того, чтобы утвердиться с бодростью, характерной для классицизма, она странным образом распадается на набор точек и истаивает, словно воспоминание.
😉 Самая ироничная часть тут — вторая. Послушайте, как комически она вышагивает на цыпочках, изображая не то тикающий механизм, не то балетную сценку.
→ Играет Берлинский филармонический оркестр, дирижер — Герберт фон Караян.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания первых двух частей: 12 минут.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день