angle-down facebook instagram vkontakte warning

Людвиг ван Бетховен

Грандиозная Симфония 9

Главная работа Бетховена, новаторское произведение, в котором впервые используется поэзия и голоса хора. В этой части слушаем Симфонию 9.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

Эту часть посвятим главной бетховенской симфонии и, возможно, вообще главной его работе, ставшей итогом всего композиторского пути гениального немца: это великая и прекрасная Девятая (1824).

👑 Девятая симфония венчает монументальный сверхцикл из 9 бетховенских симфоний. Композитору было 54 года на момент ее создания. К тому времени он уже шесть лет был почти глух.

🇦🇹 Бетховен хотел перенести премьеру из Вены в другой город, так как считал венскую публику развращенной очень популярными тогда итальянскими комическими операми, которые он не одобрял. Его отговорили в форме открытого письма, подписанного ведущими меценатами и представителями венской музыкальной жизни — и триумфальная премьера Девятой все-таки состоялась в австрийской столице.

◾️ Это типичная «симфония финала»: все, что происходит на протяжении первых трех частей, воспринимается как грандиозное предварительное действо, приквел к последней, четвертой части.

🔄 Вторая и третья части симфонии поменяны местами: скерцо (подвижная бегучая часть) оказывается тут второй, а адажио (медленная часть) — третьей, и воспринимается как протяженная вступительная медитация перед финалом.

🗣 Финал симфонии необычен еще и тем, что там звучит хор, а также голоса четырех солистов: сопрано, меццо-сопрано, тенора и баритона. Они поют оду (застольную песнь) «К радости» на стихотворение Фридриха Шиллера, которое знал любой образованный немец. На момент сочинения симфонии этим стихам было почти 40 лет.

🌟 «Тему радости» знают большинство жителей планеты Земля. Она звучала в бесконечном количестве инкарнаций, живет в киномузыке и поп-культуре, является официальным гимном объединенной Европы и т.д. К этой теме Бетховен шел всю жизнь: первые варианты есть в его музыке середины 90-х годов, написанной в 25 лет.

🏛 Из-за хора с солистами в финале сам жанр симфонии начинает «мутировать» — она похожа и на ораторию, и на странную «гражданскую», а не церковную мессу, кое-что есть даже от оперы.

🧐 Никогда прежде в симфонической литературе не звучали человеческий голос и поэтический текст. Казалось бы, звучащие по-немецки слова прекрасно известного стихотворения должны были добавить симфонии конкретики, дать нам ключ к содержанию этой работы. Поразительным образом все получилось наоборот.

🤩 Сверхъестественное начало Девятой — чудо, которое восхищает и пугает, сколько к нему ни возвращайся. Первые такты первой части этой симфонии заложили традицию начал, которая просматривается в немецкой (или с сильным немецким геном) музыке на огромном расстоянии — Вагнер, Брукнер, Шнитке и т.д. Симфонии классицизма обычно начинаются звонко, ярко, несомненно: вспомните начала бетховенских №№1, 3, 5, которые мы обсуждали.

→ Играет Венский филармонический оркестр. Дирижер — Кристиан Тилеманн. Открывайте пока только первую часть, слушайте и подсматривайте в наши подсказки.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания первой части: 17 минут.

🪐 А теперь сконцентрируйтесь на начале Девятой: из чуть слышного звукового марева постепенно оформляется не взмывающая ввысь, но падающая с небес тема. В течение столетий у разных комментаторов это начало вызывало ассоциации с космогонией: сотворением мира из первородного хаоса.

😱 Вся первая часть вызывает ощущение катаклизма. Бетховен намеренно заставляет форму «не работать», «ломаться». Помните функции экспозиции-разработки-репризы? Как в романе: показ конфликта, его развитие с кульминационной разрядкой на пике, потом возврат к покою. Здесь же форма намеренно используется неправильно, вызывая у нас ощущение дисгармонии и протеста. Послушайте сравнительно бессобытийную, ходящую по кругу разработку (05.04 и далее), а главное — леденящий душу крик в начале репризы (09.07): вообще-то тут должно было быть ощущение разрядки и «возврата домой».

♠️ Часть кончается абсолютно ясно читающимся траурным маршем (15.48): не пропустите его тихо полязгивающие басы и мерную, тяжелую походку. Первая часть завершилась катастрофой, точкой зеро.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Обсудим вторую и третью части Девятой.

😈 Вторую часть Девятой, как правило, называют «скерцо». Мы уже говорили, что под этим жанром обычно подразумевают музыкальную юмореску — но если тут и есть юмор, то довольно мрачного, инфернального свойства. Именно как нечто демоническое будут трактовать скерцо романтики после Бетховена. Обратите внимание, что литавры играют тут наравне с мелодическими инструментами.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания второй части: 9 минут.

🔱 В 22.45 начинается трио — срединный раздел скерцо. У него подчеркнуто простонародный, фольклорный характер; в какой-то момент эта простоватость вдруг интересно перерождается в молитвенный, победоносно звучащий хор. Помните, мы говорили о сочетании народного и священного, обсуждая Седьмую?

💤 Третья часть Девятой — возвышенная медитация, характерная для Бетховена стихия духовной созерцательной лирики, в которой иногда появляются отсветы очень медленного, «зачарованного» танца. Если сочетание церковности и танцевальности кажется вам странным, непременно послушайте эту часть и проследите, как первая, почти органно звучащая тема переплетается со второй — сновиденческим менуэтом.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания третьей части: 15 минут.

🌌 Не все здесь объяснимо для нас, эта часть бесконечно далека от функции «лирического центра», обычно выполняемой медленной частью. Что значит это путешествие из бренного, тревожного, сломанного мира в оазис возвышенной мистики? Откуда доносятся вдруг жутковатые призывы духовых (после 42.00), которые никто в этом оазисе как будто не слышит?

Мы подошли к главному: финалу Девятой, итогу симфонического пути Бетховена.

😩 Финал начинается со знаменитого крика боли, звука обрушения — Schreckensfanfare («фанфара ужаса»), как называл это Рихард Вагнер. Ссылка ведет к последним секундам третьей части — дослушайте ее и оцените контраст с началом четвертой части, финала.

→ Открывайте запись и послушайте финал целиком, подсматривая в наши подсказки с таймкодами.

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: около 23 минут. Это единственный раз, когда мы советуем послушать такую длинную запись полностью.

📝 С 47.32 до 50.40 звучит почти театральная зарисовка. Бетховен предлагает нам вспомнить сначала первую, потом вторую, затем третью части, цитируя их по 5–10 секунд, одну за другой. Каждый раз группа виолончелей и контрабасов свободным, декламирующим речитативом отвечает на очередную цитату, как будто ворча и отвергая ее. Первоначально эти речитативы были даже подтекстованы Бетховеном! Нет, виолончелисты не должны были ничего говорить, но в нотах был немецкий текст, недвусмысленно раскрывающий смысл происходящего.

🎉 В 50.44 появляется тема, ради которой оказались отвергнуты предыдущие части. Это «тема радости», начинающая свое шествие из самых глубоких и мглистых регистров оркестра к сияющей вершине. Послушайте, как она проводится раз за разом: сначала только басы в 50.44, в 51.30 присоединяются альты — и так до голосов духовых в 52.52.

😱 Но все тщетно! Уже было утвердившаяся на вершине, тема переживает удар: на нас снова обрушивается «фанфара ужаса». В 54.24 — сенсация! — после часа симфонической музыки звучит человеческий голос. Это баритон, поющий: «Друзья, не нужно этих звуков! Споем что-то исполненное радости!». В 56.00 подключаются остальные солисты.

💂‍♂️ Не пропустите воинственный раздел в 57.49. Тут отлично слышен саунд военного оркестра (свистящая флейточка, большой барабан, — в 18 веке все это ассоциировалось с янычарской музыкой), и поет тенор — архетипический благородный юноша.

〽️ Военный раздел приводит к жутковатому хаотическому фугато (вспоминаем музыку барокко, старинное многоголосное устройство ткани) и монументальному проведению «темы радости» у хора.

🙏 В 01.02.00 начинается раздел, похожий на обрядовое пение. Мы отчетливо слышим сакральную музыку, но она не копирует никакую определенную религиозную традицию — например, католическую или протестантскую. Можно представить себе некий всепланетный, общечеловеческий молебен. Не пропустите заоблачную высоту, на которую мы взмываем в 01.05.00.

💃 В 01.06.05 начинается двойная фуга (снова вспоминаем барокко) — то есть фуга на две темы. Вслушайтесь в полифоническое устройство ткани: голоса движутся независимо и равноправно. Мы слышим множество развивающихся параллельно содержательных линий: возникает ощущение вселенского гуляния-пляса, одновременно хаотического и управляемого невидимым законом.

🧐 Как все это интерпретировать? Безусловно, высказывание Бетховена здесь — гуманистическое, в духе идеалов Просвещения: о человеке и обществе, о разумно, упорядоченно, праведно и свято организованной цивилизации. В ней сбалансированы индивидуальность (солист) и народ (хор), война (эпизод с барабанами) и вера («молебен»), прошлое (элементы старинной музыки) и будущее (воцаряющаяся «тема радости»).

🤷‍♂️ Вместе с тем Симфония оставляет двоякое, неоднозначное впечатление. Сверхчеловеческое усилие, которое она делает, чтобы все-таки утвердиться в утопическом мире радости, веры и братства, хаос и боль, образы распада и смерти, мелькающие в ней, бросают на эту работу сложную, тревожную тень. Мир классицизма, идеалистически веривший в прогресс, разум и волю Человека, уже не существует к 1824 году. Бетховен мог быть физически глух, однако он прекрасно чувствовал это.

О Девятой Бетховена в кино: эмблема братства или символ фашизма?

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;