angle-down facebook instagram vkontakte warning

Людвиг ван Бетховен

Грандиозная Симфония 9

Главная работа Бетховена, новаторское произведение, в котором впервые используется поэзия и голоса хора. В этой части слушаем Симфонию 9.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Скрипачка, ведущая десятка авторских курсов по классической музыке, автор книги «Полчаса музыки»

Эту часть посвятим главной бетховенской симфонии и, возможно, вообще главной его работе, ставшей итогом всего композиторского пути гениального немца: это великая и прекрасная Девятая (1824).

👑 Девятая симфония венчает монументальный сверхцикл из 9 бетховенских симфоний. Композитору было 54 года на момент ее создания. К тому времени он уже шесть лет был почти глух.

🇦🇹 Бетховен хотел перенести премьеру из Вены в другой город, так как считал венскую публику развращенной очень популярными тогда итальянскими комическими операми, которые он не одобрял. Его отговорили в форме открытого письма, подписанного ведущими меценатами и представителями венской музыкальной жизни — и триумфальная премьера Девятой все-таки состоялась в австрийской столице.

◾️ Это типичная «симфония финала»: все, что происходит на протяжении первых трех частей, воспринимается как грандиозное предварительное действо, приквел к последней, четвертой части.

🔄 Вторая и третья части симфонии поменяны местами: скерцо (подвижная бегучая часть) оказывается тут второй, а адажио (медленная часть) — третьей, и воспринимается как протяженная вступительная медитация перед финалом.

🗣 Финал симфонии необычен еще и тем, что там звучит хор, а также голоса четырех солистов: сопрано, меццо-сопрано, тенора и баритона. Они поют оду (застольную песнь) «К радости» на стихотворение Фридриха Шиллера, которое знал любой образованный немец. На момент сочинения симфонии этим стихам было почти 40 лет.

🌟 «Тему радости» знают большинство жителей планеты Земля. Она звучала в бесконечном количестве инкарнаций, живет в киномузыке и поп-культуре, является официальным гимном объединенной Европы и т.д. К этой теме Бетховен шел всю жизнь: первые варианты есть в его музыке середины 90-х годов, написанной в 25 лет.

🏛 Из-за хора с солистами в финале сам жанр симфонии начинает «мутировать» — она похожа и на ораторию, и на странную «гражданскую», а не церковную мессу, кое-что есть даже от оперы.

🧐 Никогда прежде в симфонической литературе не звучали человеческий голос и поэтический текст. Казалось бы, звучащие по-немецки слова прекрасно известного стихотворения должны были добавить симфонии конкретики, дать нам ключ к содержанию этой работы. Поразительным образом все получилось наоборот.

🤩 Сверхъестественное начало Девятой — чудо, которое восхищает и пугает, сколько к нему ни возвращайся. Первые такты первой части этой симфонии заложили традицию начал, которая просматривается в немецкой (или с сильным немецким геном) музыке на огромном расстоянии — Вагнер, Брукнер, Шнитке и т.д. Симфонии классицизма обычно начинаются звонко, ярко, несомненно: вспомните начала бетховенских №№1, 3, 5, которые мы обсуждали.

→ Играет Венский филармонический оркестр. Дирижер — Кристиан Тилеманн. Открывайте пока только первую часть, слушайте и подсматривайте в наши подсказки.

⚡️ Видео-пример: https://yadi.sk/i/DVdleFqMLdpD1Q
⏱ Время прослушивания первой части: 17 минут.

🪐 А теперь сконцентрируйтесь на начале Девятой: из чуть слышного звукового марева постепенно оформляется не взмывающая ввысь, но падающая с небес тема. В течение столетий у разных комментаторов это начало вызывало ассоциации с космогонией: сотворением мира из первородного хаоса.

😱 Вся первая часть вызывает ощущение катаклизма. Бетховен намеренно заставляет форму «не работать», «ломаться». Помните функции экспозиции-разработки-репризы? Как в романе: показ конфликта, его развитие с кульминационной разрядкой на пике, потом возврат к покою. Здесь же форма намеренно используется неправильно, вызывая у нас ощущение дисгармонии и протеста. Послушайте сравнительно бессобытийную, ходящую по кругу разработку (05.04 и далее), а главное — леденящий душу крик в начале репризы (09.07): вообще-то тут должно было быть ощущение разрядки и «возврата домой».

♠️ Часть кончается абсолютно ясно читающимся траурным маршем (15.48): не пропустите его тихо полязгивающие басы и мерную, тяжелую походку. Первая часть завершилась катастрофой, точкой зеро.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Обсудим вторую и третью части Девятой.

😈 Вторую часть Девятой, как правило, называют «скерцо». Мы уже говорили, что под этим жанром обычно подразумевают музыкальную юмореску — но если тут и есть юмор, то довольно мрачного, инфернального свойства. Именно как нечто демоническое будут трактовать скерцо романтики после Бетховена. Обратите внимание, что литавры играют тут наравне с мелодическими инструментами.

Видео-пример на Ютубе

⏱ Время прослушивания второй части: 9 минут.

🔱 В 22.45 начинается трио — срединный раздел скерцо. У него подчеркнуто простонародный, фольклорный характер; в какой-то момент эта простоватость вдруг интересно перерождается в молитвенный, победоносно звучащий хор. Помните, мы говорили о сочетании народного и священного, обсуждая Седьмую?

💤 Третья часть Девятой — возвышенная медитация, характерная для Бетховена стихия духовной созерцательной лирики, в которой иногда появляются отсветы очень медленного, «зачарованного» танца. Если сочетание церковности и танцевальности кажется вам странным, непременно послушайте эту часть и проследите, как первая, почти органно звучащая тема переплетается со второй — сновиденческим менуэтом.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/DVdleFqMLdpD1Q
⏱ Время прослушивания третьей части: 15 минут.

🌌 Не все здесь объяснимо для нас, эта часть бесконечно далека от функции «лирического центра», обычно выполняемой медленной частью. Что значит это путешествие из бренного, тревожного, сломанного мира в оазис возвышенной мистики? Откуда доносятся вдруг жутковатые призывы духовых (после 42.00), которые никто в этом оазисе как будто не слышит?

Мы подошли к главному: финалу Девятой, итогу симфонического пути Бетховена.

😩 Финал начинается со знаменитого крика боли, звука обрушения — Schreckensfanfare («фанфара ужаса»), как называл это Рихард Вагнер. Ссылка ведет к последним секундам третьей части — дослушайте ее и оцените контраст с началом четвертой части, финала.

→ Открывайте запись и послушайте финал целиком, подсматривая в наши подсказки с таймкодами.

⚡️ Видео-пример: https://yadi.sk/i/DVdleFqMLdpD1Q
⏱ Время прослушивания: около 23 минут. Это единственный раз, когда мы советуем послушать такую длинную запись полностью.

📝 С 47.32 до 50.40 звучит почти театральная зарисовка. Бетховен предлагает нам вспомнить сначала первую, потом вторую, затем третью части, цитируя их по 5–10 секунд, одну за другой. Каждый раз группа виолончелей и контрабасов свободным, декламирующим речитативом отвечает на очередную цитату, как будто ворча и отвергая ее. Первоначально эти речитативы были даже подтекстованы Бетховеном! Нет, виолончелисты не должны были ничего говорить, но в нотах был немецкий текст, недвусмысленно раскрывающий смысл происходящего.

🎉 В 50.44 появляется тема, ради которой оказались отвергнуты предыдущие части. Это «тема радости», начинающая свое шествие из самых глубоких и мглистых регистров оркестра к сияющей вершине. Послушайте, как она проводится раз за разом: сначала только басы в 50.44, в 51.30 присоединяются альты — и так до голосов духовых в 52.52.

😱 Но все тщетно! Уже было утвердившаяся на вершине, тема переживает удар: на нас снова обрушивается «фанфара ужаса». В 54.24 — сенсация! — после часа симфонической музыки звучит человеческий голос. Это баритон, поющий: «Друзья, не нужно этих звуков! Споем что-то исполненное радости!». В 56.00 подключаются остальные солисты.

💂‍♂️ Не пропустите воинственный раздел в 57.49. Тут отлично слышен саунд военного оркестра (свистящая флейточка, большой барабан, — в 18 веке все это ассоциировалось с янычарской музыкой), и поет тенор — архетипический благородный юноша.

〽️ Военный раздел приводит к жутковатому хаотическому фугато (вспоминаем музыку барокко, старинное многоголосное устройство ткани) и монументальному проведению «темы радости» у хора.

🙏 В 01.02.00 начинается раздел, похожий на обрядовое пение. Мы отчетливо слышим сакральную музыку, но она не копирует никакую определенную религиозную традицию — например, католическую или протестантскую. Можно представить себе некий всепланетный, общечеловеческий молебен. Не пропустите заоблачную высоту, на которую мы взмываем в 01.05.00.

💃 В 01.06.05 начинается двойная фуга (снова вспоминаем барокко) — то есть фуга на две темы. Вслушайтесь в полифоническое устройство ткани: голоса движутся независимо и равноправно. Мы слышим множество развивающихся параллельно содержательных линий: возникает ощущение вселенского гуляния-пляса, одновременно хаотического и управляемого невидимым законом.

🧐 Как все это интерпретировать? Безусловно, высказывание Бетховена здесь — гуманистическое, в духе идеалов Просвещения: о человеке и обществе, о разумно, упорядоченно, праведно и свято организованной цивилизации. В ней сбалансированы индивидуальность (солист) и народ (хор), война (эпизод с барабанами) и вера («молебен»), прошлое (элементы старинной музыки) и будущее (воцаряющаяся «тема радости»).

🤷‍♂️ Вместе с тем Симфония оставляет двоякое, неоднозначное впечатление. Сверхчеловеческое усилие, которое она делает, чтобы все-таки утвердиться в утопическом мире радости, веры и братства, хаос и боль, образы распада и смерти, мелькающие в ней, бросают на эту работу сложную, тревожную тень. Мир классицизма, идеалистически веривший в прогресс, разум и волю Человека, уже не существует к 1824 году. Бетховен мог быть физически глух, однако он прекрасно чувствовал это.

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;