angle-down facebook instagram vkontakte warning

Людвиг ван Бетховен

Седьмая симфония

Танцевальные мотивы этой работы отражают патриотический подъем в Германии перед победой над Наполеоном. В этой части слушаем Симфонию 7.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ляля Кандаурова
Лауреат премии Просветитель, автор бестселлеров «Полчаса музыки» и «Как слушать музыку»

🤴 Смотрели оскароносный фильм Тома Хупера «Король говорит» (2010)? Колин Фёрт там гениально играет британского принца Альберта, страдающего нервным заиканием. Когда старший брат принца отрекается от престола, Альберт, абсолютно не приспособленный к публичным выступлениям, неожиданно для себя становится британским монархом. Более того, именно он должен объявить нации по радио о начале Второй мировой войны.

🎞 В этой сцене Альберт, превозмогая себя, произносит речь. Им «дирижирует» специально нанятый для принца логопед Лайонел Лог (Джеффри Раш).

😏 Особую иронию этой сцене придает то, что божественная музыка, под которую король Англии объявляет о нависшей над миром гитлеровской угрозе… немецкая.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим о Седьмой симфонии Бетховена. Она создавалась в 1811–1812 годы.

🕰 Во-первых, это время связано с предощущением победы. Концом Войны, которая длилась почти десятилетие, обескровила Европу и унесла миллионы жизней.

🤝 Во-вторых, это время горячей солидарности немецкого мира с русским. Солдаты немецкоязычных стран, побежденных Наполеоном, с объяснимой ненавистью к победителю становились под его знамена. Немецкие военные, особенно офицеры, массово переходили на сторону России, чтобы воевать против Наполеона.

🎉 Для вдохновения кратко послушаем работу Бетховена, театрально (возможно, даже чуть плакатно) живописующую ощущение триумфа тех лет. Это «Победа Веллингтона», 15-минутная увертюра, посвященная победе над франко-испанской армией в Испании в 1813 году. Она звучала в одном концерте с премьерой Седьмой симфонии.

→ Можете сразу прыгнуть на 03.00, где звучат выстрелы и фанфары, и послушать пару минут.
Аудио-пример на Ютубе

💥 Седьмая — это мощь и взрывчатая энергетика 3-й и 5-й, но без всякой подразумеваемой сюжетности, а главное — без острой конфликтности этих симфоний.

💃 Главное в Седьмой — ее вихревая, дионисийская танцевальность. От первой части до финала Седьмая неистово, стихийно танцует, и даже медленная вторая часть (это она вошла в саундтрек фильма «Король говорит») построена на ритмической мантре: пусть это шествие, а не танец, но характер волшебного ритуала тут все равно читается.

Обсудим музыкальные особенности Седьмой симфонии.

🏛 Симфония открывается великолепным вступлением. Тут нет напряжения и саспенса, мы не пробираемся сквозь тернии, но благоговейно шествуем сквозь колоссальный классический портал.

→ Играет Баварский государственный оркестр под управлением Карлоса Кляйбера, концертная запись 1986 года.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания вступления: 3,5 минуты.

🌗 Первая часть поражает отсутствием контраста между главной и побочной темами. Наверное, вы помните, что это противопоставление двух полюсов было главной движущей силой симфонического развития. Побочную тут легко пропустит даже опытное ухо, не пытайтесь ее найти. Вместо конфликтной оппозиции «главная-побочная» Бетховен придумывает новый движущий механизм: бесконечно пульсирующую ритмическую фигуру, которая смывает границы тем и разделов, погружая нас в состояние танца — немного языческое, трансовое.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания основного раздела 1 части: 7,5 минут.

📻 Есть смешная мнемоника, чтобы запомнить ритм, на котором основана первая часть Седьмой. Помните, как звучит радиопомеха, когда вблизи работающего приемника лежит мобильный телефон?

🧙🏻‍♂️ Самая прославленная часть Седьмой — медленная вторая. Она начинается и кончается инертным, странным, зависающим в воздухе аккордом. Ее гипнотический «шагающий» ритм — очень простой, длинная нота и две коротких, тире-точка-точка. Часто такой встречается в русской народной музыке. Любопытно, что именно он тут выполняет функцию темы, а не божественной красоты мелодический подголосок, который играют струнные.

💂‍♂️ Эта часть вызывает в памяти Третью с ее траурным маршем, однако здесь это — не более чем отсылка, никакой траурности в Седьмой нет. Скорее, речь о волшебном, возвышенном обряде. Начало части очевидно намекает на приближающуюся процессию, и даже когда наступает купающийся в мажоре светлый эпизод с духовыми (14.25), басы продолжают тихо вводить нас в гипноз основным ритмом шествия.

→ Послушайте эту часть целиком

⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.

Поговорим о третьей и финальной частях Седьмой.

🎉 Третья часть Седьмой — скерцо. Вообще скерцозность — то есть летящий, бегущий характер — связана с жанром юморески, это что-то забавное и искрящееся. Бетховен пишет скорее безумный народный праздник, гуляние с гвалтом, смехом, обрывками фраз, которыми перебрасываются группки людей. Хотя юмора тут тоже хватает: не пропустите комические перепады динамики или резкие вспышки громкости, похожие на детский розыгрыш с выпрыгиванием из-за угла.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7,5 минут.

🔱 В 21.42 начинается срединный раздел части — трио. Слышите бесконечно протянутые ноты, на фоне которых переговариваются духовые? Это, конечно, имитация народных инструментов — колесных лир или волынок с «зудящим» звуком. Обратите внимание на момент, где эта тоже комическая, в сущности, материя превращается в торжественный гимн. Это сочетание народного и сакрального — абсолютно бетховенское, мы поговорим о нем, обсуждая 9-ю симфонию.

💃 Финал — буря чистого движения, настоящий апофеоз танца (это знаменитое клише принадлежит Рихарду Вагнеру, обозначившему этими словами всю Седьмую Бетховена). Обратите внимание на почти разнузданную фольклорность, стихийность, какой-то языческий восторг этой части.

Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 7,5 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;