Людвиг ван Бетховен
«Пасторальная» симфония 6
Бетховен изображает природу так, как это будут делать импрессионисты через почти сто лет. В этой части слушаем его «пасторальную» симфонию.
Мы завершаем путешествие по симфониям Бетховена его Шестой — «Пасторальной» симфонией, самой летней, с ручьями и грозами.
📝 Шестая — одна из немногих у Бетховена программных работ. То есть имеющих авторскую, безусловную сюжетно-образную основу, которую можно понять из заголовка, а не из абстрактных музыкальных событий. В будущем программность станет одним из ключевых направлений развития европейского симфонизма.
🤦♂️ Во времена Бетховена, однако, прямая изобразительность считалась чем-то постыдным, унизительным для музыки. Среди моцартовских симфоний вы не найдете ни звуковой передачи грозы, ни чириканья пташек, — все это осталось в эпохе барокко или в мире придворных развлечений второй трети 18 века (у Гайдна, который был старше, можно найти некоторые изобразительные моменты, однако под конец жизни и он начал ими брезговать).
🙇♂️ Бетховен подчеркивал, говоря о Шестой, что не намерен заниматься звукописанием — его симфония призвана не изобразить грозу, ручей или птиц, но передать чувства, переживания человека на лоне природы.
🌳 Природа для современника Бетховена — идеализированный пасторальный рай, где хозяйствует и радуется жизни «естественный человек», которого так любили французские просветители. А еще — черта зарождающегося романтизма — зеркало переживаний и эмоций героя, видящего в событиях природного универсума отражение собственной души.
5️⃣ Эта симфония необычна: она пятичастная. Можно представить ее как обычный четырехчастный цикл с добавленной быстрой частью, поставленной на предпоследнее место. Получится структура «быстро — медленно — скерцо — „добавленная“ быстрая часть — финал».
Поговорим о музыкальных особенностях первой и второй частей Шестой.
🌝 Первая часть Шестой носит название «Пробуждение радостных чувств по прибытии в деревню». Обратите внимание: Бетховен акцентирует внимание на том, что в центре для него — переживания человека, а не звуковая зарисовка сельского рая. Сам Бетховен очень любил природу и пешие прогулки; обожал то, что немцы называют словом wandern — что-то между гулянием, трекингом и романтическим странничеством.
🌈 Правда, звуковой пасторали в первой части тоже хватает. Обратите внимание на рустикальный колорит главной темы, похожей на фольклорный наигрыш, протянутые ноты, напоминающие «гудящие» народные инструменты, щебет духовых. Невозможно представить себе, что эта симфония писалась одновременно с мятежной Пятой!
→ Играет оркестр Берлинской филармонии, дирижер — Герберт фон Караян, студийная запись 1967 года.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания первой части: 9 минут.
💦 Вторая часть — восхитительная «Сцена у ручья» — выполняет функцию медленной в цикле. Послушайте, как баюкающая лирика, совершенно необычная для Бетховена — задушевная, светлая, земная — сочетается с импрессионистской оркестровкой. Мы слышим плеск, журчание, гул ручья, в то время как до колористического оркестра, который придумают импрессионисты, остается почти сто лет!
→ Не пропустите знаменитое «птичье» место в конце части (19.39); трио соловья, перепела и кукушки (флейта, гобой и кларнет) переносит нас в детский, безгрешный рай, не похожий вообще ни на что в музыке Бетховена.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания второй части: 11 минут.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПродолжаем разговор о Шестой симфонии Бетховена.
💃 Третья часть Шестой — «Веселое сборище крестьян»: скерцо с песнями и танцами, которые танцуют селяне — обязательные герои пейзажа 18 века.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 3 минуты.
⛈ Четвертая часть — пожалуй, самая знаменитая в «Пасторальной». Она носит название «Гроза. Буря». Эта часть поражает отсутствием темы, которая в обычном случае сначала экспонировалась бы, а потом разрабатывалась. Наоборот, бетховенская «Гроза» — сплошной разработочный поток. Здесь играют тромбоны (гул грома), свистит флейта-пикколо (хлещущие струи): не пропустите этот невероятный природный театр.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания четвертой части: 3 минуты.
🐑 Финал симфонии называется обычно «Песня пастуха. Благодарение после бури». Редактор сильно поменял авторские заголовки, которые (объяснимо) казались ему громоздкими. Здесь вместе с редактурой утратился важный смысловой оттенок: Бетховен хотел, чтобы часть называлась «Песнь пастуха. Радостные, благодарящие Божество чувства после бури».
🙏 Как мы видим, бетховенский заголовок более религиозен, сакрален. Пастух, фигурирующий в нем, начинает выглядеть как Добрый Пастырь, ветхозаветная аллегория Спасителя. Послушайте, как пастораль (сигнал альпийского рога) соединяется в этой части с возвышенностью.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания пятой части: 9 минут.
Список дополнительной литературы для тех, кто хочет глубже погрузиться в мир Бетховена.
📕 Франц Вегелер, Фердинанд Рис. «Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса».
Для тех, кому интересна информация из первых рук: один мемуарист был приятелем, второй — учеником Бетховена.
📗 Лариса Кириллина. «Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах».
Исчерпывающая монография от самого значимого специалиста в российской бетховенистике. Если этот двухтомник покажется чересчур «профессиональным» по содержанию (на самом деле это не так, но на всякий случай!), вам точно понравится книга «Бетховен» из серии ЖЗЛ того же автора.
📘 Jan Swafford. Beethoven: Anguish and Triumph. На русский язык не переведена.
Для читающих по-английски — не пропустите объемную, отлично написанную монографию Яна Своффорда. Если вам понравится, как он пишет, советуем почитать его образцовую книгу о Брамсе.
📙 Людвиг ван Бетховен. «Письма. В 4-х томах».
В 2016 году, наконец, вышел в полной версии долгожданный четырехтомник писем Бетховена. Пусть объем не смущает вас: как любые письма, бетховенские можно читать с любого места, и они необычайно интересны. Обратите внимание на 4-й том, охватывающий поздние годы — 1823–1827.
В этом уроке мы разбирали бетховенские симфонии. Давайте коротко суммируем симфонический путь великого композитора.
9️⃣ У Бетховена 9 симфоний. Они создавались в течение четверти века с конца 90-х годов 18 столетия до 1824 года.
🙅♂️ 1-я и 2-я принадлежат гайдновско-моцартовскому миру. Начиная с 3-й симфонии мы видим, как отношения Бетховена с 18 веком становятся все более проблемными и сложными. Он идет одновременно по пути революции и ностальгии.
💬 Симфонии с 3-й по 8-ю создаются без значительных перерывов с 1803 по 1812 год. От Девятой их отделяет очень выразительная 12-летняя пауза.
🌱 Нечетные симфонии на этом отрезке бетховенского пути обычно конфликтнее, чем гармоничные четные.
🦹🏻♂️ Третья — «Героическая» — потрясла современников своей длиной, темпераментом и массой. Ее вторая часть — траурный марш.
💫 Пятая — симфония, начинающаяся со страшной «Темы судьбы» и реализующая фирменную бетховенскую программу: сквозь тернии к звездам. Поразительно, что она создавалась одновременно с дивными пейзажами Шестой, «Пасторальной».
🎵 Седьмая и Восьмая — тоже почти современницы. Одна — «апофеоз танца», вторая — изысканное воспоминание об ушедшей эпохе классицизма.
⛪️ 9-я симфония, появившаяся после 12-летнего перерыва, революционна и ошеломительна. Ее финал превращен в кантату: хор и четыре солиста поют текст оды «К радости» Фридриха Шиллера, поднимая жанр симфонии на небывалую, «церковную» высоту.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день