Людвиг ван Бетховен
Вторая и третья симфонии
Симфония 3 — поворотный момент в творчестве Бетховена, в ней он создает образ нового героя. В этой части слушаем вторую и третью симфонии.
Начнем с разговора о Второй симфонии Бетховена.
😩 Вторая симфония сочинялась в 1801–1802 годах, когда композитор понял, что неотвратимо теряет слух, и переживал сильнейший кризис. Однако, слушая эту симфонию, сложно поверить, что ее писал человек, решивший свести счеты с жизнью. Борьба и отчаяние отзовутся через два года — в Пятой симфонии, а пока Бетховен еще одной ногой стоит на земле Гайдна и Моцарта.
🌟 Первая часть — сонатное allegro. Она будто отражает определение из музыкального словаря того времени: «Симфония превосходно подходит для выражения великого, торжественного и возвышенного». Симфония начинается с большого медленного вступления. Оно очень театрально — с торжественными аккордами, будто открывается занавес, с изящными украшениями у скрипок и диалогами разных групп инструментов.
💂♂️ В быстрой главной партии композитор поручает мелодию не скрипкам, как это было принято, а альтам и виолончелям (скрипки лишь дополняют ее). Так рождается типичный бетховенский герой — у него более низкий, мужественный голос. И тональность подходящая — ре мажор, в то время это была тональность царей и героев. Подтверждает характер и побочная партия — не лирическая, а выдержанная в жанре военного марша.
🎭 Бетховен не забывает про театр. Послушайте заключительный фрагмент, где легко можно представить театральные реплики — например, как ансамбль возражает герою или призывает его к чему-то.
🥀 Обратите внимание на конец разработки — самый драматический эпизод первой части. Послушайте, как изменилась главная тема, как Бетховен разбивает ее на фрагменты. Запомните этот фрагмент — позднее мы увидим, как он скромен по сравнению с большими бетховенскими разработками.
😌 Вторая часть (Larghetto), как и в Первой симфонии, — медленный менуэт. Менуэт у Бетховена окончательно «переезжает» со своего привычного места в третьей части — во вторую, и появляется особая разновидность жанра — лирический менуэт, который не танцуется, а скорее поется или даже «мечтается».
🌹 Если в Первой симфонии Бетховен иронично отнесся к менуэту, искажая его «квадратность», то здесь все серьезно: церемонность жестов, поз, поклонов отражает нравственный идеал — спокойное величие, аристократизм, чувство собственного достоинства.
🐊 Контраст медленной части и следующего Скерцо производил на современников шокирующее впечатление. Один критик написал, что сочинять подобные пьесы — все равно, что «помещать голубей рядом с крокодилами».
🧐 Нам нелегко понять, что так удивило современников. Если вы не услышали ничего странного, послушайте первую тему еще раз и обратите внимание, что каждый такт (каждые три ноты) Бетховен «перекидывает» от одной группы инструментов к другой: деревянные — струнные, медные — струнные. Причем громкость тоже меняется в каждом такте.
🌗 Как и в Первой симфонии, Финал Второй по форме остается классическим и напоминает о комических операх Моцарта. Однако от моцартовского изящества или беззаботного юмора Гайдна здесь остается очень мало. Здесь нет ни героизма первой части, ни благородства второй, а лишь сплошные контрасты, доведенные до титанического масштаба.
🐉 Впрочем, для нас сейчас финал и вся симфония звучат очень благозвучно. А вот рецензент лейпцигской газеты после премьеры писал, что симфония напоминает ему «грубое чудовище, подобное доисторическому дико извивающемуся ящеру, который никак не желает умирать и, даже истекая кровью (в финале), в тщетной ярости продолжает молотить своим длинным хвостом».
Образ нового героя, несостоявшееся посвящение Бонапарту и провальная премьера — поговорим о Третьей симфонии Бетховена.
🙇♂️ Кажется, что сочиняя Вторую симфонию, Бетховен уже мечтал о Третьей. Но ее могучий замысел должен был созреть. Сам Бетховен отлично сознавал, что пишет нечто совершенно новое, и говорил о Третьей: «Я не вполне доволен своими прежними работами, отныне хочу избрать новый путь».
🦸🏻♂️ С «Героической» симфонии Бетховена начался музыкальный 19 век — она превосходит масштабами все, что было создано в жанре симфонии прежде, а главное — в ней во весь рост встал новый герой.
🇫🇷 Известно, что Бетховен хотел посвятить Третью симфонию Наполеону — на титульном листе партитуры было написано «Бонапарт». Узнав, что Наполеон объявил себя императором, Бетховен пришел в ярость: «Теперь он будет попирать все человеческие права в угоду своему тщеславию; он поставит себя выше всех прочих и сделается тираном!» — и разорвал титульный лист. Спустя некоторое время, симфония получила название «Героическая».
🇦🇹 Были и другие причины. Симфония закончена в 1804 году, а уже в 1805 наполеоновская армия первый раз оккупировала Вену. В таких условиях глупо было бы пытаться исполнять и продвигать симфонию под названием «Бонапарт».
💰 Один из покровителей Бетховена, князь Франц Максимилиан Лобковиц, за большие деньги купил посвящение ему этой симфонии (обычная практика). В его доме она впервые прозвучала летом 1804 года, где Бетховен в условиях частной капеллы постепенно осваивал профессию дирижера.
🤦♂️ Публичная премьера состоялась в Вене в апреле 1805 года и закончилась полным провалом. Публика свистела, шумела, с галерки кричали: «Дам крейцер, чтобы все это прекратилось». Слушатели ничего не поняли, в газетах осторожно написали, что, наверное, через 2000 лет эту музыку поймут и оценят.
Что же такого необычного было в этой симфонии?
😱 Начнем с того, что «Героическая» — симфония колоссального масштаба. Она длилась почти час! Это само по себе шокировало публику, ведь обычно симфония тогда шла около получаса.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о музыкальных особенностях Симфонии №3 ми-бемоль мажор («Героическая»).
Мы слушаем запись Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии под управлением сэра Роджера Норригтона.
🔥 Часть Первая — Allegro con brio (с огнем)
🤴 Вопреки ожиданиям современников, за названием «Героическая» кроется совершенно не батальная музыка. Главная тема поручена виолончелям, чего прежде никогда не случалось. Это голос героя, и герой Бетховена намного сложнее плакатной фигуры.
Во-первых, тональность. Ре мажор (как в Симфонии №2) — тональность земных героев и королей, а ми-бемоль мажор еще со времен барокко — тональность царей небесных и божественного величия.
🎻 Во-вторых, главная тема. Она начинается как очень «правильная» героическая — по звукам трезвучия. Так было принято. Но уже в пятом такте мелодия неожиданно отклоняется от прямого маршрута и сползает вниз по хроматизмам, а скрипки играют синкопы, будто трепещет сердце. И мы сразу понимаем, что с героем не все просто. Он — сложная личность, он не мчится с саблей напролом, а сразу натыкается на какие-то противоречия.
⚡️ Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 16,5 минут
💥 Много лет спустя Густав Малер сказал, что после «Героической» симфонии больше не существовало непрограммной музыки. Бетховен не дал никакой литературной программы, но мы можем попробовать домыслить сюжет первой части.
Несложно услышать, что в разработке происходит катастрофа, и Бетховен прибегает к самым радикальным средствам — звучат крайне диссонирующие (неблагозвучные) аккорды и появляется новая призрачная тема в очень далекой тональности.
🌑 Часть вторая — «Траурный марш»
🖤 Если вы дослушали первую часть, то наверняка услышали, что она заканчивается победой героя. Но Бетховен сам назвал медленную часть симфонии траурным маршем; значит, его герой гибнет не «на сцене», а в перерыве между первой и второй частями.
⚰️ Это не первый траурный марш, написанный Бетховеном: под знаменитый марш из фортепианной Сонаты №12 (в переложении для оркестра) хоронили самого композитора. Под него можно маршировать. А под марш из «Героической» — нельзя. Музыка все время сбивается с ритма ровного шага и обрастает психологическими подробностями. Это уже не прикладная музыка, а образ всенародного горя.
🎶 С другой стороны, Бетховен рисует не безликую толпу, а народ как совокупность личностей. Обратите внимание на разнообразие солирующих инструментов: все лирические темы начинает гобой, флейта вздыхает, деревянные духовые то поют смиренный хорал, то горько восклицают, басовито рыдают контрабасы, а литавры произносят свое веское слово. Перед кульминацией инструменты объединяются в фуге.
Продолжаем обсуждать музыкальные особенности «Героической» симфонии.
💫 Часть третья — Скерцо
💔 Герой умер, его похоронили. Что дальше? По плану положено Скерцо, но какие уж тут шутки? Исследователи Бетховена нашли удачный образ — тризна памяти героя, празднество или состязание наподобие тех, что проводили в античности. А Бетховен очень любил античных авторов — Плутарха, Еврипида, Гомера — и часто искал у них ответы на важные вопросы жизни и морали.
🔱 В середине Скерцо (Трио) появляется удивительная вещь — соло трех валторн. Удивительная потому, что слишком много совпадений: Третья симфония, третья часть, раздел «Трио», размер три четверти, три бемоля при ключе и три валторны, которые играют тему по трезвучиям, — сплошные тройки.
⛪️ Бетховен хоть и новатор, но он был ученым композитором, он знал, что тройка — сакральное число. Таким оно всегда было в эпоху барокко у Баха, таким оставалось в церковной музыке. Этой символикой Бетховен опять поднимает своего героя над миром людей, придает ему божественный ореол.
💫 Часть четвертая — Финал
🌀 Последнюю часть Бетховен написал в форме вариаций, хотя обычно финал сочинялся либо в сонатной, либо в форме рондо. Тема вариаций, возможно, дает ключ ко всей симфонии.
🕯 До «Героической» Бетховен использовал ее трижды, в том числе в финале своего балета «Творения Прометея». Он не скрывал, что тема не новая, наоборот, хотел, чтобы слушатели ее узнали и вспомнили о Прометее. Ведь, может быть, именно он — титан, вылепивший первых людей из глины, принесший на землю божественный огонь, — и есть главный герой симфонии. Герой, который жертвует собой во имя счастья человечества, но удостоен благодарной памяти потомков. Таким был идеал самого композитора.
Послушайте внимательно первую часть «Героической» симфонии. Какие чувства она у вас вызывает?
🙇♂️ Тем, кто любит фантазировать, мы предлагаем домыслить сюжет первой части. Не зря же Бетховен не оставил нам никакой литературной программы! Попробуйте представить, что именно происходит с героем в первой части.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день